КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные теории естественного права
Естественно-правовые теории занимают особое и важное место среди политико-правовых доктрин XX в. Возврат к традициям рационалистического обоснования права, которые были прерваны и в определенной мере дискредитированы во второй половине XIX в. развитием позитивизма и формально-догматической юриспруденции, во многом обусловливался стремлением демократических кругов, с одной стороны, преодолеть нарастание авторитаристских тенденций в политической жизни ряда европейских стран, а с другой – утвердить общечеловеческие ценности и нормы международного права как основы современной демократии. Как и классические учения XVII-XVIII вв., современные естественно-правовые теории исходит из того, что позитивное право в любом государстве является действительным и легитимным лишь в том случае, если оно соответствует предписаниям естественного права, высшему, идеальному порядку отношений между людьми. Но современное понимание естественного права отличается от предшествующих трактовок по многим аспектам. В осмыслении права современные теории опираются на качественно более высокий уровень развития политико-правовой мысли, используют выводы и положения многих доктрин, сложившихся в последнее столетие и отразивших громадные сдвиги в жизни многих стран и целых континентов, изменения места человека в этом мире, а главное – изменения во взглядах на человека как на носителя естественных прав. Современные естественно-правовые теории рассматривают человека не как изолированного, обособленного индивида, а с позиций социокультурных аспектов его бытия как участника многообразных общечеловеческих связей. В перечень естественных прав поэтому включают не только неотчуждаемые права личности, призванные гарантировать её независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, т.е. определяются права человека не только как человеческой и гражданской личности, но также и как социальной личности, вовлеченной в процесс производства и потребления, в особенности её права как трудящейся личности. Следует отметить и еще одно отличие современных концепций. Неокантианцы (Р. Штаммлер и др.) абсолютным естественным правом объявили начало справедливости, которое стали воспринимать как источник и масштаб в оценке исторического движения права к идеалу. Толкование права, таким образом, стало включать в свой предмет внутренне присущее норме требование справедливости и соответствующее приспособление права к ценностям существующего общества. Так возникла концепция естественного права с изменяющимся соотношением. Иначе говоря, естественное право сейчас уже не рассматривается как совокупность незыблемых, раз и навсегда априорно установленных разумом предписаний. Конкретный характер приобретает в современных естественно-правовых концепциях и моральность в праве. С позиций справедливости за основу морального измерения права некоторые правоведы берут принципы и критерии, образуемые фундаментальными субъективными правами. Ведущим, главным и определяющим принципом является право на равенство, «право на равное уважение и обращение». Среди видных теоретиков современного естественного права наибольшую известность, приобрел Жак Маритеп (1882-1973гг.), французский религиозный философ, представитель неотомизма. Соединяя, как и все неотомисты, традиционные для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с современными достижениями науки, он предпринял попытку выработать интегративную доктрину, открытую для гуманистических и демократических воззрений современной эпохи. Продолжая христианскую традицию рассмотрения закона, заложенную Фомой Аквинским в XIII в., Маритен определял естественный закон как установленные божественным разумом «универсальные нормы права и долга». Естественный закон для него – то, что требуется для нормального человеческого существования, лишь то, что познается через ощущения. Права человека, по Маритену, основываются на естественном законе, являющемся одновременно источником обязанностей и прав. Философия прав человека, развитая им, стала одним из источников Всеобщей декларации прав человека (1949), в разработке которой участвовал Маритен. При этом он подчеркивал, что каждая эпоха имеет свой «исторически конкретный идеал», а потому считал бесплодными попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена. «Декларация прав человека, – писал он, – никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории». И после создания в конце XIII в. первой такой декларации, отмечал философ, у человечества от века к веку проявляется «все больший интерес к расширению и обновлению» понимания естественного права. Современная эпоха в этом отношении – не исключение. Маритен предложил собственную классификацию прав человека, распределив их на три вида. Фундаментальные права личности включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека. Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права, образуя его продолжение, поскольку установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву. К политическим правам относятся: право народа устанавливать конституцию государства и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Социальные права человека (права трудящегося) включают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни или по старости и т.п. Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет, как полагал Маритен, избежать пороков как капитализма, так и социализма. Маритен был сторонником идеи «третьего пути» развития общества. Наибольшее развитие теории естественного права получили в 40-50-е гг. XX в. А после принятия международных пактов и конвенций по правам человека (Европейская концепция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.) теоретические исследования естественного права пошли на убыль. Политики и правоведы, аргументируя свои позиции по правам человека, отдают предпочтение международным пактам, имеющим обязательную силу для присоединившихся государств. К идеям естественного права в какой-то мере сохраняется интерес лишь у католических философов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |