Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная и бюджетная политика




Налоги и расходы государства являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Целями фискальной политики выступают: сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. Различают два типа фискальной политики - дискреционную, или активную, и автоматическую, или пассивную. Дискреционная политика основана на манипулировании правительством государственными расходами и налогами. Рост государственных расходов, и (или) снижение налогов соответствует экспансионистской (стимулирующей) фискальной политики, снижение государственных расходов и (или) повышение налогов - контрактивной (сдерживающей) фискальной политике.

Автоматическая - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся как бы автоматически. Ее инструменты - встроенные стабилизаторы. В качестве такового, в частности, выступает прогрессивная шкала налогообложения. Во время подъема экономики благодаря автоматической фискальной политике располагаемый доход населения и нераспределенна я прибыль фирм растут медленнее, чем НД, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.

Доходы неналоговые - доходы, перечисляемые в бюджет, не связанные с налогами. В соответствии с бюджетной классификацией РФ к неналоговым доходам относят:

· доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

· доходы от продажи земли и нематериальных активов

· поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

· административные платежи и сборы

· штрафные санкции, возмещение ущерба

Фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако как и автоматическая, так и дискреционная не могут устранить циклических колебаний. Как та, так и другая могут ограничить размах и глубину колебаний, существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции.

Второй аспект финансовой политики - бюджетная политика, или бюджетирование. Это процесс регулирования для достижения бюджетного равновесия. При равенстве расходов и доходов имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных стран сводятся с дефицитом. Однозначного мнения о влиянии дефицита госбюджета у экономистов не сложилось. Более того, представители кейнсианства утверждают, что умеренный бюджетный дефицит - это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов.

Поэтому при выработке бюджетной политики необходимо определить, следствием чего является дефицит. Циклический дефицит является результатом циклического падения производства и выступает негативным явлением для экономики, так как свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, возникающий в результате сознательно проводимой правительством фискальной политики с целью предотвращения спадов производства, может сыграть положительную роль в стабилизации экономики.

Проблемой бюджетной политики выступает выбор метода покрытия бюджетного дефицита. Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Эмиссия кредитных денег маложелательна, так как она увеличивает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, что усиливает нестабильность экономики.

Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег (последняя и называется эмиссией денег в обращение). Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Государственным называется заём, по которому заёмщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

П редпочтительным вариантом покрытия дефицита является выпуск государственных займов.

Элементом бюджетной политики является управление государственным долгом. Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов государственных бюджетов, накопленная за все время существования страны. Управление государственным долгом является важным вследствие его отрицательного влияния на экономику. Увеличиваются расходы по его обслуживанию, что вызывает в свою очередь рост налогов и снижение деловой активности. Например, общая сумма расходов федерального бюджета России по обслуживанию государственного долга в 1995 г. составила 25% расходов бюджета.

В силу того, что бюджетные дефициты, как показано, выше порождают серьезные проблемы для экономики, правительства большинства западных стран в настоящее время перешли от политики бюджетного финансирования к сокращению государственных расходов и изменению налоговой политики. Переход от подоходного налога к налогам на потребление, от пропорциональных к прогрессивным ставкам стимулирует увеличение накоплений, сбережений, идущих на инвестирование. Сокращение государственных расходов проводится в основном за счет экономических, и прежде всего социальных ассигнований. Пропорциональный или плоский налог. Налоги, которые взимаются по единой ставке при любом размере дохода. Величина платежа пропорциональна сумме дохода. Возможно, более эффективным способом заставить богатых платить налоги будет введение налогов на расходыПримечание: СУБСИДИЯ (лат. subsidium - помощи-средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Одно из средств (методов) бюджетного регулирования.

СУБСИДИЯ (лат. subsidium- помощь. поддержка) - один из методов бюджетного регулирования: сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие в этом нижестоящих бюджетов. С. стали использоваться с целью финансирования тех программ и мероприятий, которые были невыгодны частному капиталу, а также для поддержания частного предпринимательства в целом, что является одной из форм государственного воздействия на развитие экономики. Различают прямые и косвенные С. С помощью прямых С. государство стимулирует капитальные вложения в отраслях. которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, переподготовку кадров и др. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии становятся важным методом формирования их доходов. После второй мировой войны большое развитие получили внешние С. ведущих капиталистических государств другим странам Западной Европы по плану Маршалла. Государственное субсидирование производства осуществляется, как правило, в косвенных формах путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установления твердых и периодически пересматриваемых цен на различную продукцию, на товары первой необходимости и коммунальные услуги введения бесплатного медицинского обслуживания, образования и т.п.

Прогрессивное налогообложение: “за” и “против”

Насколько эффективным оказался налог с плоской шкалой и не пора ли заменить его прогрессивным налогом? Об этом размышляли участники круглого стола на тему: "Нужно ли в России вводить прогрессивное налогообложение?", состоявшегося в РИА "Новости" 15 апреля 2010 г. Каковы же итоги этого обсуждения?

В феврале в Госдуму был представлен законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Действующий в настоящий момент в России подоходный налог с плоской 13-процентной ставкой был введен в 2001 году. Тог дашний президент Владимир Путин пообещал, что в таком виде налог просуществует десять лет. Насколько эффективным оказался налог с плоской шкалой и не пора ли заменить его прогрессивным налогом, - об этом размышляли участники круглого стола на тему: "Нужно ли в России вводить прогрессивное налогообложение?", состоявшегося в РИА "Новости" 15 апреля 2010 г.

Сегодня в России 1% населения получает около 40% всех доходов. Для сравнения: в США доля 5% наиболее богатых домохозяйств в национальном доходе составляет всего 21%. На 1% самых богатых людей в США приходится 8% национального дохода. Таким образом, в России степень неравенства в 5-10 раз выше, чем в США.

август 2011. Внесен законопроект в Думу.

Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового уровня дохода налогоплательщика:

- до 120 000 руб. - ставка 10%;

- от 120 001 до 500 000 рублей - 12 000 рублей + 15% с суммы, превышающей 120 000 руб.;

- от 500 001 до 1 100 000 руб. - 69 000 руб. + 25% суммы, превышающей 500 000 руб.;

- от 1 100 001 до 2 900 000 руб. - 219 000 руб. + 35% с суммы, превышающей 1 100 000 руб.;

- свыше 2 900 000 руб. - 849 000 руб. + 45% с суммы, превышающей 2 900 000 руб.

Граждан, доход которых окажется ниже прожиточного минимума, который действует в регионе, законодатели предлагают освободить от уплаты НДФЛ.

Как уже сообщало ИА "Амител", в прошлом году в Госдуму вносились два законопроекта о прогрессивной шкале НДФЛ, но депутаты их не приняли."

2.Финансирование социальной сферы из Консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета; бюджетов 89 субъектов Российской Федерации; местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые социальные фонды.

Бюджетный кодекс РФ определил трехуровневую бюджетную систему, отдельно вынеся категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов.

Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики. Основные провозглашенные приоритеты этого бюджета — снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности бюджета. Однако анализ структуры расходной части федерального бюджета доказывает, что по сравнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно. Так, расходы на госуправление, правоохранительную деятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднем свыше трети всех расходов, ещё треть идет на обслуживание и частично погашение государственного внешнего долга, а на все остальные цели, в том числе социальную политику, помощь бюджетам других уровней и т.д. направляется всего лишь оставшаяся треть.

Бюджеты субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Местные финансы. Государственные финансы дополнены категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодек­сом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах. Кодексом закреплена основная бюджетная пропорция между федеральным и субфедеральными бюджетами по доходам как 50:50.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что все более важную роль в финансировании социальных программ играют бюджеты субъектов РФ. Они в настоящее время финансируют все, что относится к жизнеобеспечению населения на территории. В настоящее время это бюджеты выживания для слабо защищенных слоев населения. Территориальные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленнос ть, чем федеральный бюджет. Они финансируют в среднем около 70% расходов на социально-культурные мероприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.