Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Число НПФ, заявивших о желании осуществлять деятельность по ОПС 0 0 0 0 0 0 0 47 73 91 105 133 133 117




271 270 262 251 287 283 296 290 289 252 246 173 159 150

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Статистика НПФ

Негосударственные источники финансирования социальных программ

Инструментом накопительного страхования социальных рисков и выступают негосударственные социально-страховые фонды. В настоящее время происходит сложное становление негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что связано с неблагоприятными демографическими и экономическими тенденциями разви­тия России и, как следствия, необходимостью пенсионной реформы. В силу не­предсказуемости социальных последствий краха НПФ, традиционно важное значение имеют формы государственного контроля, рамочные условия деятельно­сти, законодательно закрепленные на федеральном и региональном уровнях.

В сентябре 1992 г. подписан Указ Президента РФ «О негосударственных пен­сионных фондах», за последующие годы шло интенсивное развитие НПФ. Создан специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компаний по управлению активами НПФ, в 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Усиливается роль регионов в регулировании рынка негосударственного пенсионного обеспече­ния и его развитии — региональные нормативные акты приняты в республиках Карелия, Татарстан, Марий Эл, Волгоградской, Свердловской, Тульской, Рязан­ской, Иркутской областях, Красноярском и Приморском краях. Приняты решения о создании регулирующих органов в Москве, Удмуртии, Ханты-Мансийском авто­номном округе и т.д.

Если в октябре 1992 г. насчитывалось около 10 НПФ, то в 1999 в России заре­гистрировано около 1000 НПФ, 250 имели лицензию, к августу 1998 г. действовало 340 НПФ, но после кризиса их число сократилось до 271. На рынке негосударственного пенсионного обеспечения на 1 полугодие 2010 года работало 160 негосударственных пенсионных фондов. Их общий объем пенсионных резервов составляет чуть более 590 млрд. рублей. При этом в первой десятке негосударственных пенсионных фондов сосредоточено около 87% всех пенсионных резервов.

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2010

НПФ Газфонд

НПФ Благосостояние

Ханты-Мансийский НПФ

НПФ Транснефть

НПФ электроэнергетики

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных накоплений по состоянию на 31.03.2010

НПФ Благосостояние

НПФ Лукойл-Гарант

НПФ Норильский Никель

НПФ Газфонд

НПФ электроэнергетики

Среди крупнейших негосударственных пенсионных фондов можно выделить три группы: к первой относятся негосударственные пенсионные фонды с наивысшей доходностью, для них также характерна высокая доля вложений в недвижимость, — НПФ «Ханты-Мансийский» (113%), НПФ «Стратегия» (113%), частично к ним можно отнести и НПФ «Стальфонд» (96%). У этих негосударственных пенсионных фондах также более или менее высока доля рыночной, не кэптивной клиентуры. Но у НПФ, инвестировавших в недвижимость, всегда есть риск, что реальные сделки пойдут не по той цене, по которой НПФ учитывали активы у себя в портфеле.

У других негосударственных пенсионных фондов, где большая часть пенсионных резервов приходится на корпоративных клиентов (НПФ «Сургутнефтегаз» — 71%, НПФ «Нефтегарант» — 55% и др.), доходность существенно ниже — в основном на уровне 70-80%.

Аналогично и рыночные негосударственные пенсионные фонды, инвестирующие прежде всего в фондовый рынок, такие как НПФ «Райффайзен» (53%), НПФ «Авива» (46%), НПФ Сбербанка (61%), в основном показали доходность на уровне 40-60%.

Негосударственные пенсионные фонды, как консервативных инвесторов, во всем мире традиционно устраивает доходность на уровне инфляции плюс 1-2%.

Благотворительный фонд — весьма распространенная форма неправительст­венной некоммерческой организации, управляемой Советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран3.

В настоящее время в США более 32 тыс. благотворительных фондов, осуществляющих про­раммы предоставления грантов, а общая численность международных фондовых организаций, включенных в известный справочник The Foundation Directory составляет 43 тысячи. В мире суще­ствует несколько типов частных благотворительных фондов; ассоциированные фонды, финанси­руемые из средств корпорации (Xerox Foundation, Hewlett Packard): фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для финансирования собственных исследований иди предоставления услуг (под конкретную программу); местные фонды, создаваемые жителями конкретного населенного пункта для удовлетворения местных потребностей, они ориентированы па поддержку местных организаций; независимые фонды, организуемые и финансируемые одним или несколькими частными лицами, семьей — фонд Рокфеллеров, фонд Сороса, фонд Макартуров и т.д. Эти фонды, как правило, имеют приоритетные области финансирования.

В 1995 г. в России принят Федеральный закон «О благотворительной деятель­ности и благотворительных организациях», аналогичные законы приняты в целом ряде регионов РФ.

Из действующих в настоящее время в России согласно официальным стати­стическим данным более чем 4 тысяч фондов трудно выделить именно благотворительные. Поэтому анализ их деятельности строится исходя из принятых законодательных актов федерального и регионального уровней, а также публикаций в средствах массовой информации. Российское законодательство представляет благотворительным организациям возможности поддержки — налогового и неналогового характера, их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты.

5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Назовите финансовые потоки, участвующие в формировании финансовых ресурсов социальной сферы.

2. Каким образом осуществляется финансирование отраслей социальной сферы — жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования из бюджет­ной системы и внебюджетных источников и каковы перспективы их финансового обеспечения в рамках проводимых социальных реформ?

3. В чем, на Ваш взгляд, экономическое содержание деятельности внебюджет­ных социальных фондов государственных и негосударственных?

6. Литература

1. Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.М. Экономика социального страхова­ния. М., ТЕИС, 1998.

2. Кадомцева СВ. Социальная защита населения. М., РАГС, 1999.

3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика госу­дарственного регулирования территориального развития. М/, 1997.

4. Макаренко О.В., Рудник Б.Л. Государство и негосударственные некоммерче­ские организации: формы поддержки и сотрудничества. М., 1997.

 

5. Пенсионная реформа в России. Причины, содержание, перспективы. С.­Петербург, «Норма», 1998.

6. Пономаренко Е.В. Финансы общественного сектора России. М., «Экономи­ка», 2001.

7. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее вырав­нивания. М., «ИНСАН», 1998.

Консолидированный бюджет.

Годовой ВВП на душу населения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.