Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системная организация мотиваций




 

Из множества одновременно существующих потребностей в определённое время выделяется ведущая, наиболее значимая, которая и будет определять характер поведения, направляемого на удовлетворение потребности. После достижения нужного результата уже другая потребность становится ведущей и т.д.: "Вся наша жизнь состоит из непрерывной цепи формирующихся целей и их достижений. Такие цели могут быть большими, малыми, а иногда и просто пустяковыми, однако только поставив перед собой такую цель, человек может в дальнейшем формировать гармоническое, а не хаотическое поведение" (П. К. Анохин).

С середины 30-х годов П. К. Анохин (1898-1974), ученик И. П. Павлова, разрабатывал теорию функциональных систем, которая могла бы объяснить механизмы динамической саморегуляции физиологических процессов и поведения. Он обосновал существование универсальной схемы функциональной системы (Рис. 14.7), в соответствии с которой любой целенаправленный поведенческий акт должен приводить к определённому результату, т.е. к достижению намеченной цели.

При появлении доминирующей мотивации резко увеличивается готовность реагировать на пусковой стимул, т.е. непосредственный стимул реакции. Например, голодную кошку тотчас побуждает к действию появление мыши, её запах или производимый ею звук, тогда как на сытое животное эти раздражители могут вообще не подействовать. Наряду с доминирующей мотивацией и пусковым стимулом важная роль принадлежит обстановочной афферентации, т.е. непосредственным условиям окружающей среды и памяти, хранящей следы о том, как прежде удавалось добиться желаемого результата при сходных обстоятельствах. Эти четыре компонента (доминирующая мотивация, пусковой стимул, обстановочная афферентация и память) позволяют осуществить афферентный синтез, который завершается принятием решения: какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для достижения цели. На основании этого решения создаётся конкретная программа действий (она адресована рабочим органам, т.е. скелетным мышцам) и одновременно строится нейронная модель предполагаемого результата - акцептор результата действия. Полученный результат сравнивается с этой моделью с помощью обратной связи - обратной афферентации. Физиологическую основу акцептора результата действия обеспечивают, по предположению Анохина (1968), коллатерали нейронов пирамидного тракта к специальной группе интернейронов, связанных друг с другом так, чтобы возбуждение могло какое-то время по ним циркулировать, сохраняя тем самым память о принятом решении. В настоящее время известно, что планирует предстоящие действия дорсолатеральная префронтальная кора, получая необходимую для этого информацию от заднетеменных областей (См. главу 11).

Когда на основе принятого решения предпринимаются намеченные действия и достигается результат, совпадающий с предсказанным, начинает формироваться очередной поведенческий акт (квант поведения по определению К. В. Судакова), сначала происходит афферентный синтез, затем принимается решение и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.