КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые основы лицензирования туристской деятельности
Лицензирование и стандартизация в сфере туризма В соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности» (ст. 5) в целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование и стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристической индустрии. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемой относит такую деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Правовую основу лицензирования туристской деятельности составляют: Ш Гражданский кодекс РФ. Ч. 1; ФЗ от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ. (ч. 3 п. 1 ст.49;1 ч. 3 ст. 232); Ш ФЗ от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу с 10 февраля 2002г. Ш Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002г. №95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности»; Ш Постановление Правительства РФ от 10 октября 2002г. № 753 «О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых». Лицензирующими органами в РФ являются: --- Федеральное агентство по туризму (выдает лицензии на туроператорскую деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых); --- уполномоченные органы субъектов РФ (выдают лицензии на турагентскую деятельность). В Санкт-Петербурге это Управление по туризму Комитета по внешним связям и туризму.1*Обязанность получать лицензию на туристскую деятельность распространяется как на индивидуальных предпринимателей, так и на юридические лица. При этом не имеет значения обладают они общей или специальной правоспособностью.1В ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень лицензируемых видов вошли: туроператорская деятельность, турагентская деятельность, деятельность по продаже прав на клубный отдых/11 Закрепляет обязанность лицензировать определенные виды деятельности для юридических лиц. Закрепляет обязанность лицензировать определенные виды деятельности для индивид, предпринимателей. См.: Соглашение от 14.02.02 № СВ-81/44 «О делегировании полномочий по лицензированию турагентской деятельности между Администрацией Санкт-Петербурга и Минэкономразвития РФ.1 Общей правоспособностью обладают туристские организации, в учредительных документах которых не дается исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми они вправе заниматься. В этом случае они могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрошенными законом, и совершать любые необходимые для этого сделки. Специальной правоспособностью обладают туристские организации, в учредительных документах которых прямо определены виды деятельности, которыми они могут заниматься. В соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» под туроператорской деятельностью понимается «деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта», т.е. организация путешествий и реализация турпродукта, а под турагентской - «деятельность по продвижению и реализации туристе кого продукта». Иными словами туроператор - это организатор и продавец услуги, а турагент - только продавец. В Директиве ЕЭС 90/314 EEC от 13.06 1990 «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» в сг.2 закрепляется: -«Организатор — лицо, которое регулярно организует услуги, включающие все, и продаст их или предлагает дли продажи непосредственно сам или через посредство продавца. Продавец - лицо, которое продает или предлагает для продажи услуги, включающие все, предложенные организатором». При этом «услуга, включающая все» определяется как «сочетание не менее двух элементов продаваемых ко общей цепе и включающих: а) транспорт; б)проживание и в) другие услуги». Клубный отдых - ото вид отдыха в принадлежащих клубу отдыха средствах размещения, являющихся частью туристского комплекса, находящегося в хозяйственном ведении клуба оборудованном для предоставления различных услуг на условиях и в сроки, определяемые договором па клубный отдых и уставом клуба. Порядок лицензирования туроператорской деятельности, осуществляемой на территории РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помимо ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет Положение «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002г. №95.В соответствии с новыми требованиями нормативно-правовых актов туроператорская и турагентская деятельности лицензируются раздельно. Срок действия лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности -5 лет. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются: --- наличие в штате туроператора -юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность; --- наличие у туроператора (структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) не менее 30% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стал? работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющею туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет; --- наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности; --- повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора - индивидуального предпринимателя; --- доведение до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране; --- оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства РФ; --- предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора: месте его нахождения; наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации; фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении турагентской деятельности являются: --- наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет; V наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности, у повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента - индивидуального предпринимателя У- доведение до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране, V оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству РФ, --- предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по продаже прав на клубный отдых являются V- наличие в штате юридического лица (структурного подразделения юридического лица, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых) не менее 30 % работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, --- наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения юридического лица, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых) или у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет, --- предоставление в установленном порядке клиентам информации о порядке приобретения и использования прав на клубный отдых, о средствах размещения, об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, в том числе о местных традициях и обычаях, --- заключение с клиентом договора, соответствующего законодательству РФ, --- наличие в договоре купли-продажи прав на клубный отдых положения, предусматривающего право клиента отказаться в одностороннем порядке без объяснения причин от исполнения договора в течение 14 календарных дней со дня подписания договора клиентом без применения штрафных санкций; --- предоставление клиенту следующей информации сведения о месте нахождения и режиме работы юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых; сведения о лицензии и сертификатах на оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации; фамилия, имя, отчество должностного лица, ответственного 3d продажу прав на клубный отдых. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы. 1) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования, opi ашшционно-правовой формы и места нахождения (для юридического лица); фамилии, имени, отчества, места жительства, данных удостоверяющего личность документа (дня индивидуального предпринимателя); лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять; 2) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (для юридического лица); копию свидетельства о государи венной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя); 3) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии; 5) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии (индивидуального предпринимателя или работников юридического лица - соискателя лицензии); 6) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туроператорской деятельности (с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует); 7) опись документов (в двух экземплярах). Все документы, представленные в лицензирующий орган, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов. В том случае, если соискатель на получение лицензии на туроператорскую, турагентскую деятельность или деятельность по продаже прав на клубный отдых подает документы одновременно на все виды деятельности, то он представляет соответствующее количество пакетов документов. Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 1 ст. 9) не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим ФЗ и иными федеральными законами. Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает (ст. 15) взимание лицензионных сборов: --- за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей; --- за предоставление лицензии-1000 рублей; --- за переоформление лицензии в случае изменения названия, организационно-правовой формы, места нахождения и почтового адреса лицензиата взимается сбор 100 рублей (ст.1 l). Оплата лицензионного сбора производится только по безналичному расчету (квитанция об оплате может представляться только индивидуальным предпринимателем). На каждый вид деятельности оформляется отдельное платежное поручение. Данные платежи поступают в Федеральный бюджет. Оплата указанных денежных средств осуществляется по месту постановки плательщика на учет в налоговом органе (получатель - отделение соответствующего федерального казначейства).Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются: --- сведения о лицензиатах с указанием их кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационного номера налогоплательщика: наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения, с указанием места нахождения территориально обособленных подразделений (для юридического лица);фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя) --- адреса зданий или помещений, используемых для осуществления туроператорской деятельности; --- дата принятия решения о выдаче лицензии; --- номер лицензии; _________ Лицензиат обязан подать заявление о переоформлении лицензии не позднее, чем через 15 дней с момента указанных изменении. Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления (при этом вносятся изменения и реестр лицензий). --- срок действия лицензии; --- сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; --- сведения о продлении срока действия лицензии; --- сведения о переоформлении лицензии; --- основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии; --- основание и дата аннулирования лицензии. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лип. Срок предоставления информации из реестра не может превышать 3 дня со дня поступления соответствующего заявления (плата за предоставление -10 рублей, а для органов государственной власти и местного самоуправления — бесплатно).Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня поступления соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. После уплаты сбора в течение 3-х дней соискателю выдается документ, подтверждающий наличие лицензии. Отказ в выдаче лицензии оформляется письменно, с указанием причин отказа. Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются: --- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации (в т.ч. орфографических ошибок, искажающих сведения); --- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае выявления им грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований. При этом устанавливается срок устранения нарушений, который не может превышать 6 месяцев. В случае неустранения нарушений в указанный срок лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае неуплаты лицензиатом в течение 3-х месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии аннулирование лицензии осуществляется без обращения в суд. Решение о приостановлении, аннулировании лицензии или направлении соответствующего заявления в суд доводится до лицензиата в письменной форме (с мотивированным обоснованием) не позднее, чем через 3 дня после его принятия. Специального Постановления Правительства РФ, регламентирующего лицензирование международной туристической деятельности, как это было ранее, в настоящее время нет. Логика осуществления административной реформы в РФ снова ставит перед практиками вопрос о целесообразности лицензирования туристской деятельности вообще. Есть сторонники отмены лицензирования, которые подготовили законопроект о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он направлен на сокращение лицензируемых видов деятельности, перераспределение полномочий по лицензированию в пользу субъектов РФ, сокращение сроков выдачи лицензий и, в конечном итоге, замену лицензирования обязательным страхованием профессиональной ответственности или предоставлением других гарантий (сертификации, аккредитации, госрегистрации и т.д.).В свою очередь, противники отмены лицензирования туристской деятельности (в частности Российский союз туриндустрии) аргументируют свою позицию тем, ч го туризм является сферой высоких потребительских рисков, в то время как услуги, предлагаемые турфирмами населению, предоплачиваются полностью, что часто приводит к недобросовестному их оказанию. Анализ зарубежного опыта показывает, что многие развитые страны имеют исключительно жесткие системы лицензирования туристской деятельности. Следует в данной связи подчеркнуть, что Директива ЕЭС от 13.06.1990г. №90/ 314/ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих всё» прямо прописывает обязанность стран - членов Общего рынка «принимать все необходимые меры с целью гарантировать, что организатор и/или продавец, заключившие контракт, будет нести перед потребителем ответственность за хорошее выполнение своих обязательств» (ст. 5), для чего «государства - члены Общего рынка могут принимать или поддерживать в силе самые строгие распоряжения в целях защиты потребителей» (ст. 8).Пока по мнению Правительства и большинства представителей турбизнеса, отмена лицензирования туроператорской и турагентской деятельности может привести к множественному нарушению прав потребителей, так как проконтролировать деятельность турфирм, оказывающих подобные услуги, будет крайне проблематично.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |