Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль. Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. В первую очередь, это - единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания воспитательных и общеобразовательных целей, обеспечение комплексного характера планирования, сочетание стабильности и гибкости. Планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным, если соблюсти три главных условия:
объективная оценка уровня знаний воспитанников группы в момент планирования;
четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ должен обладать строго продуманной структурой и содержанием. Однако в процессе его реализации возможны уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Чтобы уменьшить количество таких поправок, следует учитывать при составлении плана принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности и коллегиальности.
В соответствии с ФГТ возможно выделить основные требования к планированию воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ:
1.Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
2.Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
3.Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми (кроме игровой формы, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение художественной литературы). Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
4.Ежедневно должна проводиться планомерная совместная образовательная деятельность воспитателей и детей, а также создаваться условия для самостоятельной детской деятельности с учетом ФГТ по следующим образовательным областям:
- Здоровье (З)
- Физкультура (ФК)
- Безопасность (Б)
- Социализация (С)
- Познание (П)
- Труд (Т)
- Коммуникация (К)
- Художественное творчество (ХТ)
- Чтение художественной литературы (Ч)
- Музыка (М)
В соответствии с данными требованиями возможно применить следующую форму планирования воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ:
1.Программно-методическое обеспечение группы (указываются Базовая Программа и перечень Парциальных Программ, по которым на основании ООП ДОУ работают педагоги в данной группе).
2.Примерная интеграция образовательных областей при осуществлении образовательно-воспитательной работы (см. Приложение №1)
4.Перспективное годовое планирование (возможен – поквартальный вариант) по образовательным областям (с учетом Базовой и Парциальных Программ, с учетом возраста детей):
- Здоровье, в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям здоровьесберегающих методик: точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз
- Физкультура (в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям комплексов утренней и бодрящей гимнастик, подвижных игр, физминуток двигательно-речевых
- Безопасность
- Социализация
- Познание
- Труд
- Коммуникация, в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики
- Художественное творчество
- Чтение художественной литературы
- Музыка
5.Недельная циклограмма планирования (В плане работы размещается только представленная обобщенная форма циклограммы, оформлять циклограмму еженедельно нецелесообразно, так как такая работа будет дублироваться Таблицей ежедневного планирования!), (см. Приложение №3)
6.Таблица ежедневного планирования(см. Приложение №4) и образец ее заполнения (см. Приложение №5).
Таким образом, пункты 1 - 5 оформляются в Плане работы однократно, в начале учебного года. В дальнейшем ежедневно воспитатели заполняют только Таблицу ежедневного планирования, что значительно сокращает временные затраты на оформление документации!
ВНИМАНИЕ! Практический материал в Приложениях для составления Плана воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ представлен на примере подготовительной к школе группы детского сада.
Приложение №1
Вид деятельности
Базовая образовательная область (базовый вид деятельности)
Периодичность
Примерная интеграция образовательных областей
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей
Непосредственная образовательная деятельность
Физическая культура
3 раза
в неделю
ФК, З, Б, С, К, М, Т
Познание (конструктивная или познавательно-исследовательская деятельность)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление