Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования микрофлоры




Методы изучения нормальной микрофлоры

Профилактика дисбиоза

1. Рациональное назначение антибиотиков и антисептиков:

– - индивидуальный подбор дозы антибиотика (антисептика) с учетом спектра чувствительности микроорганизма;

– - при лечении антибиотиками широкого спектра действия употреблять в пищу кисломолочные продукты;

– - при использовании антибиотиков широкого спектра действия курсом более 2 недель одновременно использовать противогрибковые препараты.

2. Включать в рацион питания кисломолочные продукты и продукты, содержащие много клетчатки (отруби, овсяные хлопья, салаты, яблоки, клюкву, бруснику, абрикосы, грейпфрукты, черную смородину).

3. Предупреждение, выявление и лечение дисбиоза (особенно бактериального вагиноза) у беременных женщин,. Одновременно таким женщинам проводится лечение по поводу кишечного дисбиоза.

4. Раннее прикладывание ребенка к груди; сохранение естественного вскармливания.

5. Назначение пробиотиков (желательно после предварительного бактериологического исследования) новорожденным с риском развития дисбиоза.

Вид материала для исследования зависит от исследуемого биотопа и предполагаемого количества микроорганизмов в нем. Материалом для исследования часто являются отпечатки кожи и слизистых, зубной налет, слизь из верхних дыхательных путей, испражнения, влагалищное содержимое. При взятии материала соблюдают правила асептики.

Методы взятия материала для изучения микрофлоры:

– получение естественных экскретов (слюна, моча, испражнения);

– метод аппликаций (отпечатков) — снятие микроорганизмов с помощью бумажных фильтров определенной площади и перенос отпечатков фильтров на поверхность агаровой среды;

– соскоб со слизистых;

– метод смывов увлажненным стерильным ватным тампоном с кожи или слизистых;

– аспирационный метод (из межзубных пространств, гингивальных карманов, из верхних и средних отделов дыхательных путей).

– взятие материал из желудка и кишечника с помощью зондов.

1. Бактериоскопический метод имеет самостоятельное значение для биотопов, в которых обитает большое количество различных микроорганизмов: полость рта, кишечник, вагина. Мазок окрашивают по Граму и изучают морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов.

Метод дает общее представление о численности микроорганизмов, позволяет получить общее представление о составе микрофлоры (преобладание Грам+ или Грам- бактерий определенной формы, наличие грибов), а также выявить микроорганизмы, которые не культивируются на питательных средах.

2.Бактериологический метод используется для биотопов с широким спектром микроорганизмов, выполняется с учетом данных бактериоскопии.

Основные принципы бактериологического метода при исследовании микрофлоры:

– материал лучше исследовать сразу, при невозможности немедленного исследования материал доставляют в лабораторию в пробирке с консервантом в течение 2 часов, так как при более длительном хранении значительно нарушаются взаимоотношения между видами;

– первичный посев материала проводят без предварительного обогащения, так как обогащение нарушает количественные соотношения видов;

– используют большой набор питательных сред, различные условия культивирования (аэробные, анаэробные, атмосфера СО2);

– в клиническом образце определяют соотношение анаэробов и аэробов, качественный (видовой) и количественный(соотношение разных видов) состав микроорганизмов в микроорганизмиоценозе конкретного биотопа.

Качественное обнаружение даже единичных особей патогенных микроорганизмов свидетельствует о крайнем неблагополучии в биотопе.

Для количественного подсчета УПМ в исследуемом материале готовят ряд разведений материала (10-2, 10-4, 10-6) и производят количественный посев этих разведений на сектора чашек с различными питательными средами. Для выделения энтеробактерий используют среду Левина, для выделения энтерококков — желчно-кровяной агар, для синегнойной палочки — фурагиновый агар, для грибов — среду Сабуро. Микроорганизмов идентифицируют общепринятым способом: УП бактерийобычно идентифицируют до вида, грибы — до рода.

Количество бактерий определяют по формуле:

КОЕ/мл (г) = количество колоний на определенном секторе х фактор разведения х 20,

где 20 — индекс пересчета на 1 мл при посеве 1 капли (0,05 мл) разведения материала.

– определяют наличие факторов патогенности у выделенных штаммов (гемолизинов, плазмокоагулазы, капсулы).

– через 5–7 дней целесообразно провести повторное микроорганизмиологическое исследование на дисбиоз.

Микробиологическое заключение базируется на сравнении полученных результатов с установленной нормой для данного биотопа с учетом возраста обследуемого.

 

Литература

 

1. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / под ред. А. А. Воробьева, А. С. Быкова. М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 236 с.

2. Гранитов В. М. Хламидиозы / В. М. Гранитов. М.: Медицинская книга, 2000. 192 с.

3. Корнев, И. И. Стерилизация изделий медицинского назначения: справочное руководство / И. И. Корнев. СПб.: Человек, 2003. 156 c.

4. Коротяев, А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология/ А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. СПб.: Специальная литература, 2002. 591 с.

5. Красильников, А. П. Справочник по антисептике / А.П. Красильников. Мн.: Высшая школа, 1995. 367 с.

6. Лобзин, Ю. В. Практика лабораторных исседований при инфекционных заболеваниях / Ю. В. Лобзин,Ю. П. Финогеев, В. Ф. Крумгольц. СПб.: Элби-СПб, 2005. 274 с.

7. Маянский, А. Н. Микробиология для врачей /А. Н. Маянский. Нижний Новгород: НГМА, 1999. 393 с.

8. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология / под ред. А. А. Воробьева, 2-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. 704 с.

9. Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований/ под ред. А. С. Лабинской, Л. П. Блинковой, А. С. Ещиной. М.: Медицина, 2004. 576 с.

10. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология / под ред. акад. РАМН В. И. Покровского. М.: ГЭОТАР-Мед., 2001. 768 с.

11. Страчунский, Л. С. Современная антимикробная химиотерапия: руководство для врачей / Л. С. Страчунский, С. Н. Козлов. М.: Боргес, 2002. 436 с.

12. Урсова, Н. И. Современные методы коррекции дисбиоза кишечника у детей: учебное пособие / Н. И. Урсова, Г. В. Рымарчук, Л. А. Щеплягина, К. И.Савицкая. М.: Моники, 2000. 48 с.

13. Brooks, G. F. Medical Microbiology / G. F. Brooks, J. S. Butel, S. A. Morse. 24th ed. NY: McGraw-Hill, 2007. 832 p.

14. Harley, J. P. Laboratory Exercises in Microbiology / J. P. Harley, L. M. Prescott. 5th ed. The McGraw-Hill Companies, 2002. 860 p.

15. Kayser, F.H. Medical Microbiology / F. H. Kayser. Thieme, 2005. 466 p.

16. Manual of Clinical Microbiology / еd. P. Murray. 8th ed. Washington DC: Americanh Society of Microbiology, 2003. 2322 p.

17. Talaro K. P. Founndation in Microbiology / K. P. Talaro. 4th ed. The McGraw-Hill Companies, 2002. 698 p., Arthur Talaro.

18. http://bacterio.cict.tr — сайт общества систематической бактериологии.

19. http://www.asm.org/search — сайт американского общества микробиологов (ASM).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список сокращений............................................................................. 3

Разделы микробиологии.....................................................................

Этапы развития микробиологии.......................................................

Особенности микроорганизмов.........................................................

Систематика бактерий........................................................................

Морфология бактерий.........................................................................

Структура бактериальной клетки.....................................................

Капсула...................................................................................................

Жгутики..................................................................................................

Фимбрии.................................................................................................

Клеточная стенка....................................................................................

Формы бактерий с дефектом клеточной стенки............................

Кислотоустойчивые бактерии........................................................

Периплазматическое пространство.......................................................

Цитоплазматическая мембрана.............................................................

Мезосомы...............................................................................................

Цитоплазма............................................................................................

Нуклеоид................................................................................................

Рибосомы................................................................................................

Включения..............................................................................................

Эндоспоры.............................................................................................

Систематическое положение, морфология, роль в патологии и методы изучения спирохет, актиномицетов, риккетсий, хламидий, микоплазм.......

Спирохеты (трепонемы, боррелии, лептоспиры)................................

Актиномицеты........................................................................................

Риккетсии................................................................................................

Хламидии...............................................................................................

Микоплазмы...........................................................................................

Обмен веществ и энергии (метаболизм) у прокариотов.................

Химическая структура и питательные потребности бактерий.............

Питание микроорганизмов....................................................................

Конструктивный метаболизм................................................................

Пути получения энергии у прокариотов..............................................

Энергетический метаболизм..................................................................

Метаболическое направление эволюции микроорганизмов................

Рост и размножение микроорганизмов.............................................

Рост микроорганизмов..........................................................................

Размножение микроорганизмов............................................................

Способы размножения микроорганизмов....................................

Механизм и фазы простого деления........................................

Покоящиеся формы микроорганизмов.................................................

Противомикробные мероприятия.....................................................

Стерилизация.........................................................................................

Способы стерилизации.................................................................




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.