Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объемно-пространственная структура визуальных пространственных единиц ландшафта




Значительный вклад в определение и изучение визуальных прост­ранственных единиц ландшафта внесли работы Дидье Буатро [1], Мартинеса Пурвннас [8] и К. Рамана [9]. По Д. Буатро, такие единицы ландшафта – своеобразные «емкости». Концепция «емкости окружающей среды» обсуждалась в работе Wedale и Pickard [45], а некоторые их вы­воды получили развитие в исследовании Питера Джекобса и Дугласа Вэя [38], посвященной изучению возможностей ландшафта к визуальному поглощению различных видов деятельности человека. Автор настоящих очерков развивает эту концепцию, так как она является наиболее перспективной с точки зрения задач интеграции архитектурных форм с ландшафтом. Проектировщик обычно заполняет пространство как определенную «емкость», сокращая ее размеры и изменяя, конфигура­цию. В то же время, природные «емкости», как правило, обладают своеобразием. Его сохранение и развитие – одна из существенных задач, стоящая перед архитекторами. Именно поэтому мы будем рас­сматривать связи архитектурных форм только с такими единицами ландшафта.

Открытые, плоские территории, лишенные зрительных барьеров, как правило, маловыразительны. При их застройке возникают прин­ципиально иные задачи. Маловыразительному ландшафту с помощью архитектуры необходимо придать конфигуративность и скульптур­ность. Такие специфические задачи, стоящие в стороне от главной темы методического пособия, не рассматриваются нами.

Для установления общих закономерностей интеграции архитектурных и природных форм важное значение может приобрести типоло­гия визуальных пространственных единиц ландшафта. Вместе с тем типология ни в коей мере не умаляет значения индивидуальной оценки ландшафта, а делает ее более целеустремленной. Индивидуальные качества диалектически дополняют типологические, способные перевес­ти – композиционную схему постройки в конкретный проект, отвечаю­щий задачам создания целостной среды.

В соответствии с общеизвестными классификациями пространств, (С. Митягин, А. Ефимов и др.) все многообразие ВПЕЛ можно раз­делить на шесть основных типов (рис. 2).

 

Первый тип – замкнутая визуальная пространственная единица ландшафта. Она представляет пространственный резервуар, непрерыв­ные границы которого исключают какие-либо его связи с окружени­ем.

Второй тип – фланкированная визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как ясно выраженная емкость, лишь частично раскрытая к окружению и зрительно связанная с различными его планами.

Третий тип — сквозная или коридорообразная визуальная прост­ранственная единица ландшафта. Может быть определена как ограни­ченная емкость, ширина которой или расстояние между ограничиваю­щими ее барьерами значительно меньше ее длины.

Четвертый тип – односторонняя визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть, определена как емкость, обладающая односторонним барьером и широким раскрытием к окружению.

Пятый тип – диффузная визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как емкость, без ясно очерченных границ, поле видимости которой частично нарушается объемными формами.

 

Весьма важно установить, какие конкретные участки географиче­ских ландшафтов представляют те или иные типы ВПЕЛ.


 

 

Визуальные связи с окружением
Визуальные связи между точками ВПЕЛ
Условные границы открытого пространства
Зрительные барьеры
1. Замкнутая 2. Фланкированная 3. Сквозная 4. Односторонняя 5. Диффузная 6. Открытая
Условные обозначения
Типология визуальных пространственных единиц ландшафта (ВПЕЛ)

 

Рис. 2. Типология визуальных пространственных единиц ландшафта (ВПЕЛ)

 


Группу замкнутых пространственных единиц ландшафта составля­ют:

– своеобразные «емкости», которые встречаются в лесных и ле­сопарковых ландшафтах (поля и поляны);

– полные формы рельефа (котловины и озера).

Группу полузамкнутых пространственных единиц образуют:

– не полностью замкнутые поля и поляны;

– горные долины, обладающие зрительными связями с окружаю­щей местностью;

– долины и лощины, рассекающие склоны морских и озерных берегов.

Группу сквозных визуальных пространственных единиц ландшафта составляют участки речных долин.

Группу односторонних визуальных пространственных единиц ландшафта представляют террасированные склоны морей и крупных озер.

Группу диффузных визуальных пространственных единиц ландшафта могут представлять изреженные участки лесных и лесопарковых мас­сивов, а также емкости, размещенные между повышениями в услови­ях холмистого грядового, грядово-холмистого или увалистого релье­фа.

Как показывает анализ различных ландшафтных участков, в ряде случаев соседние ВПЕЛ объединяются в закономерные комплексы, которые образуют пространственную единицу более высокого уровня. Для определения последней не годятся критерии первичных единиц. Так, комплексная пространственная единица ландшафта, объединяющая первичные А и Б, не обладает единым видовым полем. Основной фактор, определяющий их вычленение – зрительные барьеры.

Комплекс первичных ВПЕЛ требует совместного рассмотрения своих элементов. Такой подход необходим, например, при анализе пространственной системы террасированных склонов речных и морских берегов.

Аналогичный пример — комплексная ВПЕЛ речных долин. Одну из первичных пространственных ячеек образует здесь пойменная часть, основой других – служат террасы.

Такими же комплексными ячейками ВПЕЛ становятся нередко морские бухты и заливы, если их береговые склоны разрезаны ложбинами и обладают террасами.


Конфигурация в плане, обусловленная рабрами зрительных барьеров: 1, 2, 3… - точки изменения направления ребер
Профиль: 1,2,3.. – точки точки изменения профиля
Зрительные фокусы
Визуальные связи с окружением, ограничивающие замкнутость ячейки
Визуальные связи определяющие замкнутость ячейки
h:a,h:b общий масштаб
h Высота невидимого потолка
S площадь
A, b Размеры в плане
Условные обозначения
Графическая модель Объемно-пространственной структуры визуальной пространственной единицы ландшафта образованной лесами (А) и повышениями рельефа

 

Рис. 3. Графические модели объёмно-пространственной структуры визуальной пространственной единицы ландшафта, образованной лесами (А) и повышения рельефами (Б)


Объемно-пространственная структура визуальных пространственных единиц ландшафта может быть охарактеризована (рис. 3):

а) величиной и размерами;

б) высотой «невидимого потолка»;

в) масштабом (соотношениями высоты зрительных барьеров с шириной и длиной пространственной ячейки);

г) пространственной целостностью (визуаль­ными связями между точками пространственной единицы, а также между этими точками и окруже­нием;

д) конфигурацией зрительных барьеров;

e) зри­тельными фокусами.

Некоторые из этих характеристик (а, г, д) достаточно хорошо изу­чены.

Величина и размеры, согласно отмеченным ранее исследованиям, определяются двумя факторами: возможностями чело­веческого зрения и расположением зрительных барьеров. На плоской территории, лишенной зрительных препятствий, линии нарушения ви­димости целиком совпадают с границами зрительного поля. Теорети­ческие параметры такой территории по М. Пурвинас характерны: ради­усом – 2,05 км, площадью –13,20 км. Однако, это мало что дает для практики. Совершенно плоские территории в природе не существуют, а линии нарушения видимости, как правило, связаны со зрительными барьерами.

Пространственная целостность – характеристика, на ко­торой основано выделение пространственных ячеек в визуальной структуре местности. Целостность обусловливается визуальными свя­зями между всеми точками ячейки на уровнях горизонтальной плос­кости наблюдения. Но такое визуальное единство редко бывает абсолютным. Связи с окружением ограничивают его. Пространственная целостность ячейки может быть частично нарушена и объемными фор­мами, находящимися в ее пределах.


Конфигурация зрительных барьеров определяет такие важные свойства природных емкостей, как их «рисунок», меру огражденности и раскрытости. Существуют достаточно эффективные методы для оценки структуры зрительных барьеров.

Другие характеристики визуальной пространственной единицы ландшафта – высота «невидимого потолка», масштаб и зрительные фокусы требуют определений.

Высотные границы зрительных барьеров вызывают ассоциации с потолком или покрытием, которые могли бы быть. Именно поэтому Бренда Кольвин с полным основанием обозначила это явление эффектом «невидимого потолка». Высота «невидимого потол­ка» используется нами как одна из характеристик, оказывающих влияние на восприятие трехмерности ячейки и ощущение ее замкну­тости по вертикали.

Масштаб – свойство, характеризующее размерные отношения между элементами пространственной ячейки ландшафта и их субъективную оценку особенностями человеческого восприятия. В связи с этим общий масштаб пространственной «емкости» складывается как результат субъективной оценки определяющих ее отношений: вы­соты зрительных барьеров к размерам пространства. В пределах общего масштаба может быть заключена шкала частных отношений.

Ее объективными определителями выступают:

a) отношения меж­ду элементами объемных форм;

б) отношения между объемными формами;

в) отношения между объемными формами и пространством.

Ценности природы определяются не только красотой и разнообразием ее форм, но и разнообразием их размерных отношений. Архи­тектурная форма, внесенная в природный ансамбль, должна поддер­жать в нем сложившуюся шкалу масштабных связей.

Важнейшее значение приобретает, конечно, сохранение общего масштаба, что зависит от основных размеров сооружений. Большая высота строений нередко умаляет значение окружающих ценностей природы, деформирует шкалу ее масштабных отношений.

Рассмотрим подробнее, определяющие общий масштаб природной емкости, отношения ширины и длины ее пространств к высоте зри­тельных барьеров. В то же время заметим, что эти отношения ока­зывают существенное влияние на ощущение вертикальной замкнутос­ти или открытости емкости. Антропологические возможности челове­ка, определяющие уровень зрения, и психофизиологические, обуслов­ленные особенностями оптической системы глаз, как объективные факторы субъекта восприятия, уже давно использовались для оценки подобных отношений в пространственных структурах, созданных че­ловеком. Очевидно, первым исследователем, который связал эти фак­торы в систему, был Мертенс [42]. Вернер Хегеман и Эльберт Пинтс переносят метод Мертенса в область градостроительства. Однако, наиболее интересной в свете рассматриваемой проблемы представляется работы Г. Шмидта, Р. Линке и Г. Весселя [44]. Используем открытые закономерности для оценки некоторых природных емкос­тей.

При соотношении Н: Д = 1:1 (Н – высота зрительного барьера, Д – ширина пространства) визуальная пространственная единица бу­дет производить впечатление тесной и замкнутой по вертикали. На­ходясь у одной из границ ячейки и не поднимая головы, наблюда­тель будет видеть только половину противоположного зрительного барьера.

При соотношении Н: Д = 1: 2 визуальная пространственная единица будет также производить впечатление замкнутой по вертикали. На­блюдатель будет видеть противоположный зрительный барьер без не­ба.

При соотношении Н: Д = 1: 3 наблюдатель будет видеть не только барьер, но и небо. Пространственная ячейка уже не будет произво­дить впечатление полностью замкнутой.

Полную потерю замкнутости Г. Шмидт, Р. Линке и Г. Бессель связывают с отношением Н: Д = 1: 6. Вместе с тем, ощущение замкну­тости пространства по вертикали тесным образом связано с воспри­ятием его трехмерности. Ее определяют высотные границы зритель­ных барьеров или высота «невидимого потолка».

При отношении Н:Д = 1:1 пространство воспринимается замкнутым и без эффекта «невидимого потолка». При Н: Д =1: 2 ощущение замкнутости дополняется высотой «невидимого потолка». При Н: Д = 1:3 ощущение достаточной замкнутости также дополняется эффектом «невидимого потолка» При Н:Д =1:6 и больше, теряется ощущение замкнутости и «не­видимого потолка». При включении архитектурных форм в емкости ячеек, необходимо стремиться и к сохранению их общего масштаба меры, сложившейся замкнутости или открытости.

Неотъемлемыми элементами визуальных пространственных еди­ниц ландшафта могут явиться фокусные точки. Один из видов таких фокусов может быть связан с определенными точками простран­ства. К ним взгляд подводится структурой обрамления. Другим ви­дом фокусных точек могут быть перспективные раскрытия, которые действуют подобно телескопу, ведущему взгляд к далекой точке. На­конец, фокусные точки могут быть связаны с элементами ландшафта, обладающими содержанием, обусловленным как их действительными, так и ассоциативными качествами. Таким образом, зрительные фоку­сы являются зонами повышенного интереса. Почти всякое изменение пространственной структуры ячейки, ослабляющее или исключающее роль фокусных точек, можно считать нежелательным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.