КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объемно-пространственная структура визуальных пространственных единиц ландшафта
Значительный вклад в определение и изучение визуальных пространственных единиц ландшафта внесли работы Дидье Буатро [1], Мартинеса Пурвннас [8] и К. Рамана [9]. По Д. Буатро, такие единицы ландшафта – своеобразные «емкости». Концепция «емкости окружающей среды» обсуждалась в работе Wedale и Pickard [45], а некоторые их выводы получили развитие в исследовании Питера Джекобса и Дугласа Вэя [38], посвященной изучению возможностей ландшафта к визуальному поглощению различных видов деятельности человека. Автор настоящих очерков развивает эту концепцию, так как она является наиболее перспективной с точки зрения задач интеграции архитектурных форм с ландшафтом. Проектировщик обычно заполняет пространство как определенную «емкость», сокращая ее размеры и изменяя, конфигурацию. В то же время, природные «емкости», как правило, обладают своеобразием. Его сохранение и развитие – одна из существенных задач, стоящая перед архитекторами. Именно поэтому мы будем рассматривать связи архитектурных форм только с такими единицами ландшафта. Открытые, плоские территории, лишенные зрительных барьеров, как правило, маловыразительны. При их застройке возникают принципиально иные задачи. Маловыразительному ландшафту с помощью архитектуры необходимо придать конфигуративность и скульптурность. Такие специфические задачи, стоящие в стороне от главной темы методического пособия, не рассматриваются нами. Для установления общих закономерностей интеграции архитектурных и природных форм важное значение может приобрести типология визуальных пространственных единиц ландшафта. Вместе с тем типология ни в коей мере не умаляет значения индивидуальной оценки ландшафта, а делает ее более целеустремленной. Индивидуальные качества диалектически дополняют типологические, способные перевести – композиционную схему постройки в конкретный проект, отвечающий задачам создания целостной среды. В соответствии с общеизвестными классификациями пространств, (С. Митягин, А. Ефимов и др.) все многообразие ВПЕЛ можно разделить на шесть основных типов (рис. 2).
Первый тип – замкнутая визуальная пространственная единица ландшафта. Она представляет пространственный резервуар, непрерывные границы которого исключают какие-либо его связи с окружением. Второй тип – фланкированная визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как ясно выраженная емкость, лишь частично раскрытая к окружению и зрительно связанная с различными его планами. Третий тип — сквозная или коридорообразная визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как ограниченная емкость, ширина которой или расстояние между ограничивающими ее барьерами значительно меньше ее длины. Четвертый тип – односторонняя визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть, определена как емкость, обладающая односторонним барьером и широким раскрытием к окружению. Пятый тип – диффузная визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как емкость, без ясно очерченных границ, поле видимости которой частично нарушается объемными формами.
Весьма важно установить, какие конкретные участки географических ландшафтов представляют те или иные типы ВПЕЛ.
Рис. 2. Типология визуальных пространственных единиц ландшафта (ВПЕЛ)
Группу замкнутых пространственных единиц ландшафта составляют: – своеобразные «емкости», которые встречаются в лесных и лесопарковых ландшафтах (поля и поляны); – полные формы рельефа (котловины и озера). Группу полузамкнутых пространственных единиц образуют: – не полностью замкнутые поля и поляны; – горные долины, обладающие зрительными связями с окружающей местностью; – долины и лощины, рассекающие склоны морских и озерных берегов. Группу сквозных визуальных пространственных единиц ландшафта составляют участки речных долин. Группу односторонних визуальных пространственных единиц ландшафта представляют террасированные склоны морей и крупных озер. Группу диффузных визуальных пространственных единиц ландшафта могут представлять изреженные участки лесных и лесопарковых массивов, а также емкости, размещенные между повышениями в условиях холмистого грядового, грядово-холмистого или увалистого рельефа. Как показывает анализ различных ландшафтных участков, в ряде случаев соседние ВПЕЛ объединяются в закономерные комплексы, которые образуют пространственную единицу более высокого уровня. Для определения последней не годятся критерии первичных единиц. Так, комплексная пространственная единица ландшафта, объединяющая первичные А и Б, не обладает единым видовым полем. Основной фактор, определяющий их вычленение – зрительные барьеры. Комплекс первичных ВПЕЛ требует совместного рассмотрения своих элементов. Такой подход необходим, например, при анализе пространственной системы террасированных склонов речных и морских берегов. Аналогичный пример — комплексная ВПЕЛ речных долин. Одну из первичных пространственных ячеек образует здесь пойменная часть, основой других – служат террасы. Такими же комплексными ячейками ВПЕЛ становятся нередко морские бухты и заливы, если их береговые склоны разрезаны ложбинами и обладают террасами.
Рис. 3. Графические модели объёмно-пространственной структуры визуальной пространственной единицы ландшафта, образованной лесами (А) и повышения рельефами (Б) Объемно-пространственная структура визуальных пространственных единиц ландшафта может быть охарактеризована (рис. 3): а) величиной и размерами; б) высотой «невидимого потолка»; в) масштабом (соотношениями высоты зрительных барьеров с шириной и длиной пространственной ячейки); г) пространственной целостностью (визуальными связями между точками пространственной единицы, а также между этими точками и окружением; д) конфигурацией зрительных барьеров; e) зрительными фокусами. Некоторые из этих характеристик (а, г, д) достаточно хорошо изучены. Величина и размеры, согласно отмеченным ранее исследованиям, определяются двумя факторами: возможностями человеческого зрения и расположением зрительных барьеров. На плоской территории, лишенной зрительных препятствий, линии нарушения видимости целиком совпадают с границами зрительного поля. Теоретические параметры такой территории по М. Пурвинас характерны: радиусом – 2,05 км, площадью –13,20 км. Однако, это мало что дает для практики. Совершенно плоские территории в природе не существуют, а линии нарушения видимости, как правило, связаны со зрительными барьерами. Пространственная целостность – характеристика, на которой основано выделение пространственных ячеек в визуальной структуре местности. Целостность обусловливается визуальными связями между всеми точками ячейки на уровнях горизонтальной плоскости наблюдения. Но такое визуальное единство редко бывает абсолютным. Связи с окружением ограничивают его. Пространственная целостность ячейки может быть частично нарушена и объемными формами, находящимися в ее пределах. Конфигурация зрительных барьеров определяет такие важные свойства природных емкостей, как их «рисунок», меру огражденности и раскрытости. Существуют достаточно эффективные методы для оценки структуры зрительных барьеров. Другие характеристики визуальной пространственной единицы ландшафта – высота «невидимого потолка», масштаб и зрительные фокусы требуют определений. Высотные границы зрительных барьеров вызывают ассоциации с потолком или покрытием, которые могли бы быть. Именно поэтому Бренда Кольвин с полным основанием обозначила это явление эффектом «невидимого потолка». Высота «невидимого потолка» используется нами как одна из характеристик, оказывающих влияние на восприятие трехмерности ячейки и ощущение ее замкнутости по вертикали. Масштаб – свойство, характеризующее размерные отношения между элементами пространственной ячейки ландшафта и их субъективную оценку особенностями человеческого восприятия. В связи с этим общий масштаб пространственной «емкости» складывается как результат субъективной оценки определяющих ее отношений: высоты зрительных барьеров к размерам пространства. В пределах общего масштаба может быть заключена шкала частных отношений. Ее объективными определителями выступают: a) отношения между элементами объемных форм; б) отношения между объемными формами; в) отношения между объемными формами и пространством. Ценности природы определяются не только красотой и разнообразием ее форм, но и разнообразием их размерных отношений. Архитектурная форма, внесенная в природный ансамбль, должна поддержать в нем сложившуюся шкалу масштабных связей. Важнейшее значение приобретает, конечно, сохранение общего масштаба, что зависит от основных размеров сооружений. Большая высота строений нередко умаляет значение окружающих ценностей природы, деформирует шкалу ее масштабных отношений. Рассмотрим подробнее, определяющие общий масштаб природной емкости, отношения ширины и длины ее пространств к высоте зрительных барьеров. В то же время заметим, что эти отношения оказывают существенное влияние на ощущение вертикальной замкнутости или открытости емкости. Антропологические возможности человека, определяющие уровень зрения, и психофизиологические, обусловленные особенностями оптической системы глаз, как объективные факторы субъекта восприятия, уже давно использовались для оценки подобных отношений в пространственных структурах, созданных человеком. Очевидно, первым исследователем, который связал эти факторы в систему, был Мертенс [42]. Вернер Хегеман и Эльберт Пинтс переносят метод Мертенса в область градостроительства. Однако, наиболее интересной в свете рассматриваемой проблемы представляется работы Г. Шмидта, Р. Линке и Г. Весселя [44]. Используем открытые закономерности для оценки некоторых природных емкостей. При соотношении Н: Д = 1:1 (Н – высота зрительного барьера, Д – ширина пространства) визуальная пространственная единица будет производить впечатление тесной и замкнутой по вертикали. Находясь у одной из границ ячейки и не поднимая головы, наблюдатель будет видеть только половину противоположного зрительного барьера. При соотношении Н: Д = 1: 2 визуальная пространственная единица будет также производить впечатление замкнутой по вертикали. Наблюдатель будет видеть противоположный зрительный барьер без неба. При соотношении Н: Д = 1: 3 наблюдатель будет видеть не только барьер, но и небо. Пространственная ячейка уже не будет производить впечатление полностью замкнутой. Полную потерю замкнутости Г. Шмидт, Р. Линке и Г. Бессель связывают с отношением Н: Д = 1: 6. Вместе с тем, ощущение замкнутости пространства по вертикали тесным образом связано с восприятием его трехмерности. Ее определяют высотные границы зрительных барьеров или высота «невидимого потолка». При отношении Н:Д = 1:1 пространство воспринимается замкнутым и без эффекта «невидимого потолка». При Н: Д =1: 2 ощущение замкнутости дополняется высотой «невидимого потолка». При Н: Д = 1:3 ощущение достаточной замкнутости также дополняется эффектом «невидимого потолка» При Н:Д =1:6 и больше, теряется ощущение замкнутости и «невидимого потолка». При включении архитектурных форм в емкости ячеек, необходимо стремиться и к сохранению их общего масштаба меры, сложившейся замкнутости или открытости. Неотъемлемыми элементами визуальных пространственных единиц ландшафта могут явиться фокусные точки. Один из видов таких фокусов может быть связан с определенными точками пространства. К ним взгляд подводится структурой обрамления. Другим видом фокусных точек могут быть перспективные раскрытия, которые действуют подобно телескопу, ведущему взгляд к далекой точке. Наконец, фокусные точки могут быть связаны с элементами ландшафта, обладающими содержанием, обусловленным как их действительными, так и ассоциативными качествами. Таким образом, зрительные фокусы являются зонами повышенного интереса. Почти всякое изменение пространственной структуры ячейки, ослабляющее или исключающее роль фокусных точек, можно считать нежелательным.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |