Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опознание по прототипу




Подетальный анализ.

Сравнение с эталоном.

Распознавание паттернов определяется как информацией, воздействующей на органы чувств, так и знаниями, хранящимися в памяти.

Различные теоретические позиции по-разному постулировали когнитивные процессы, объясняя способность человека классифицировать зрительные паттерны.

 

В повседневной жизни мы постоянно распознаем паттерны.

Поэтому опознание незнакомой средовой ситуации может происходить с вовлечением хранящихся в памяти сведений о смысле знаков, устойчивых характеристиках типов среды, тем самым экономя психическую энергию человека при знакомстве с новым местом, городским фрагментом и т.п.

Чем понятнее, «ярче» и более узнаваемой будет визуализация сообщений о состоянии среды, тем комфортнее и понятнее будет эта среда для человека. В теоретических исследованиях (Solso, McCarty) подходы к распознаванию зрительных паттернов классифицируются.

Гештальтпсихология. Распознавание паттернов основано на восприятии целого стимульного (воздействующего) паттерна. Отдельные части целостной конфигурации приобретают свое значение, находясь в составе целого.

 

 

Обработка информации по принципу «снизу—вверх» или «сверху—вниз». Распознавание паттерна начинается с отдельных его частей («снизу—вверх»), суммирование которых ведет к опознанию всего паттерна; либо распознание всего паттерна ведет к опознанию его компонентов («сверху—вниз»).

 

Например, знакомство с отдельными знаковыми, символическими, функционально-технологическими структурами может дать ключ к пониманию целостного объекта, а определение этого объекта (сверху) дает представление о его характерных составляющих или признаках среды.

 

Распознавание паттернов происходит при совпадении сенсорных стимулов с соответствующей им внутренней мысленной формой.

Распознавание паттерна происходит после анализа элементарных свойств входных стимулов (аналогично обработке по принципу «сверху — вниз»).

Распознавание паттерна происходит при наличии совпадения воспринимаемого паттерна с абстрактным или идеальным мысленным прототипом (рис. 128).

 

Опознание искаженных треугольников с прототипом происходит с точностью до 87 %.

 

В различных контекстах мы ожидаем увидеть определенные объекты, в офисе — компьютер, на улице — фонарь, в аэропорту — исчерпывающую навигационную систему и т.д. Такое знание о мире каким-то образом и облегчает идентификацию объектов в знакомых контекстах, и мешает их идентификации в контекстах неподходящих.

На восприятие объекта значительно влияют ожидания, задаваемые контекстом.

Паттерны в архитектурном контексте могут рассматриваться как знаки глобального пространства, т.е. любого типа пространства с человеческими отношениями.

 

Одна из гипотез о том, как распознаются паттерны и формы, называется «сравнение с эталоном».

Для человека таким эталоном является некоторая внутренняя структура, которая при ее сопоставлении с сенсорными стимулами позволяет опознать объект.

У этой теории есть слабая сторона, т.к. следование ей означало бы необходимость формирования несметного числа эталонов, соответствующих каждой из разнообразных форм, которые мы видим и узнаем.

Кроме того, мы можем опознавать незнакомые формы и фигуры.

 

Еще один подход к проблеме извлечения информации — это подетальный анализ.

 

Подетальный анализ может оказаться таким этапом, через который зрительная информация должна пройти, прежде чем анализ паттерна сможет начаться на высшем уровне, т.е. осуществляется минимальный анализ его составных частей.

Русский ученый Ярбус предположил, что при зрительной фиксации имеет значение цель наблюдателя.

Так, при рассматривании картины (рис. 129), на которой изображена бытовая сценка из жизни, распределение точек фиксации менялось в зависимости от поставленных целей, т.е. от работы высокоуровневых когнитивных процессов, таких как внимание и мотивация (т.е. в зависимости от цели основное внимание можно уделить характеру одежды, обстановке, сервировке стола и т.д.).

Альтернативой по сравнению с эталоном и подетальным анализом как средствами распознавания паттернов является теория формирования прототипов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.