КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретический материал. Дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ Практическая работа № 6 Ряды динамики Практическая работа № 5
Исходные данные: Имеются данные о численности зарегистрированных преступлений (в тыс.)
1. Ряд динамики – интервальный ряд абсолютных величин.
2. Расчет характеристик ряда динамики:
Среднее значение уровня ряда: (тыс.)
3. Расчет линейной модели:
Уравнение тренда имеет вид:
4. Прогноз:
2004 г.: тыс. преступлений
2005 г.: тыс. преступлений
Дисперсионный анализ – это статистический метод, предназначенный для оценки влияния различных факторов на результат, а также для последующего планирования экспериментов. По числу факторов, влияние которых исследуется, различают однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ. Схема применения однофакторного дисперсионного анализа: 1.Данные выборки группируются по признаку, влияние которого оценивается. 2.Выдвигается гипотеза Н0 – нет влияния группирующего Фактора на результат. 3.По данным выборки рассчитываются так называемые межгрупповая , внутригрупповая и общая дисперсии. Общая дисперсия отражает вариацию признака за счет всех причин и условий, действующих в выборке. Внутригрупповая дисперсия рассчитывается как средняя из групповых; последние, в свою очередь, отражают вариацию признака за счет условий и причин, действующих внутри групп. Межгрупповая дисперсия характеризует вариацию результативного признака за счет группирующего признака. Сравнивая между собой межгрупповую и внутригрупповую дисперсии, по величине их отношения судят, насколько сильно проявляется влияние группирующего фактора (в этом сравнении и заключается основная идея дисперсионного анализа). 4.Рассчитывается наблюдаемое значение критерия Фишера-Снедекора . 5.По таблице находится , где - уровень значимости, - число степеней свободы. 6. и сравниваются: - при > гипотеза отвергается (есть влияние группирующего фактора на результат); - при £ гипотеза принимается (нет различия между группами, нет влияния группирующего фактора на результат).
Расчет межгрупповой, внутригрупповой, общей дисперсий. Пусть данные разбиты на m групп по n в группе: Рассчитаем межгрупповую , внутригрупповую и общую дисперсии. Удобнее сначала подсчитать суммы квадратов отклонений значений признака от соответствующих средних, а затем эти суммы поделить на число степеней свободы; тем самым мы получим значения исправленных выборочных дисперсий, которые и входят в выражение для критерия Фишера. Выражения для сумм квадратов отклонений и чисел степеней свободы приведены в таблице 10. Таблица 10.
.
Вопросы для подготовки к выполнению и защите работы: 1. Дать определение дисперсионного анализа. 2. Записать правило сложения дисперсий, указать его статистический смысл. 2. Описать схему проверки статистической гипотезы о влиянии группирующего фактора на результат эксперимента (схему дисперсионного анализа). 3. Записать формулу критерия Фишера, указать его статистический смысл. Задание к работе: По имеющимся данным провести анализ влияния группирующего фактора на изучаемый показатель. Для этого: 1. Сформулировать нулевую и альтернативную гипотезы. 2. Рассчитать наблюдаемое значение критерия Фишера. 3. По таблице определить критическое значение критерия Фишера (уровень значимости принять равным 0,05). 4. Сравнить наблюдаемое и критическое значение критерия, сделать вывод о принятии (непринятии) проверяемой гипотезы. 5. Сделать вывод по работе. Пример выполнения практической работы № 6 в Excel:
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |