Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа Города




Проект Города

От Божественнгой идеи Града люди переходят к его строительству, воплощению. Город созидается искусственным образом. Он одевается в одежды чертежей, проектируется, воплощается в камне. Город выступает как форма освоения пустого пространства. Город становится сложным инженерным сооружением со своими домами, улицами, коммуникациями, транспортом, центром и периферией, всей инфраструктурой.

После строительства Город выкладывается на карту как целостный объект и исследуется как готовый. Ему приписывается качество объектности, готовости свойств. Он похож на природный объект. Город имеет ландшафт, в котором есть разные слои, уровни. От него отслаивают разные культурные уровни, дабы представить — из чего он сделан как природный объект.

Техника Города (Машина Города)

Выстроенный Город становится органопроекцией человека. Пространство человека, его телесность, удлиняются. Город — это проекция тела и культурная форма тела личности. Управление городом как живым организмом. Формирование городской политики. Выстраивание городской среды с точки зрения ее технической организации. Например, модулер Ле Корбюзье или золотое сечение средневековой архитектуры как принцип строительства.

Это четыре возраста идеи города, а не реального города. Но важно, чтобы идея города прошла все четыре возраста и сохранила в себе все четыре базовые действительности. Если какая-то выпадает — цельность и полнота идеи теряется, и мы получаем идеи-монстры, воплощающиеся в каменных чудовищах.

Если принять за точку отсчета идею культурного цикла, то в качестве резюме скажем следующее: идея города прошла на Западе полный культурный цикл своего становления, потом ее, готовую, с готовыми формами, пересаживают на российскую почву. Но Россия как субъект развития полного культурного цикла развития никогда не проходила. Этот цикл всякий раз останавливался на разрывах. От мифа — сразу к реализации, к организации и техническому воплощению, и обратно — снова к новому мифу. В этом смысле идея Города в России инвалидна и уродлива, поскольку состоит не из всех культурных частей. Отсутствующие же части она заменяет суррогатом или за счет удлинения имеющихся. Этим объясняется обилие мифологем города, и одновременно — обилие каменных монстров-чудовищ, не пригодных для жилья.

Итак, подытожим. Город возможен как:

  • онтологическая идея;
  • культурная форма (в мифе, в проекте, в объекте, в технической организации);
  • совокупность событий в жизни, выстраивающихся в виде траектории личности;
  • система точек, мест в среде обитания, по которым выстраивается эта траектория.

В свою очередь, система точек может быть отрефлектирована как эмпирически положенная реальность города.

В заключение — похвала Городу

«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога, с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: я, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут его народом, и сам Бог с ними будет Богом их…

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — Храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец…

Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет…

И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни…

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами…» (Откровение Иоанна Богослова: [21-22]).

     
 

Литература

  1. Бондаренко И.А. «Дивно место сие…». Градостроительные идеалы Древней Руси // «Человек», 1996, №3.
  2. Бродский И. Меньше единицы. — М., «Независимая газета», 1999.
  3. Глазычев В. Слободизация страны гардарики // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995.
  4. Ермаков С.В. Городское самосознание: постановка проблемы // Сибирь. Философия. Образование. — Новокузнецк. 1999, № 3.
  5. Ефимов В.С. Становление человека — рефлексивное путешествие в культурно-образовательном пространстве//В данном сборнике.
  6. Ефимов В.С., Ермаков С.В., Пригожих В.А. Культурно-образовательное пространство города и становление человека: проблемы, проект, реализация // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1999, №3-4.
  7. Зинченко В.П. Органическая психология. — М., 1996.
  8. Каганов Г.З. Среда обитания и образы истории // «Человек», 1997, №1,2.
  9. Коган Л.Б. Быть горожанами. — М., «Мысль», 1990.
  10. Коган Л.Б. Демократия без городов? — Новосибирск. «Автор»-«Полис». 1993.
  11. Коган Л.Б. Требуются горожане! — М., Издательский дом «ГРААЛЬ», 1996.
  12. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М., «Мысль», 1979.
  13. Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. — С.-Пб., вып. I. 1993.
  14. Подорога В. Метафизика ландшафта. — М., «Наука», 1993.
  15. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Т. 1,2. Мадрид. 1965-1966.
  16. Правоторова А.А. Образование и городская культура // «Мастер-класс». 1996,№№ 1.
  17. Правоторова А.А. Городская культура и возраст города // «Мастер-класс». 1997, N2-3.
  18. Розанов В.В. Последние листья. — М., 2000.
  19. Разумовский Ф. Большое пространство малого города // «Наше наследие», 1989, VI (12).
  20. Смирнов С.А. Философия города (образы города в культуре) // «Мастер-класс». 1996, №1.
  21. Смирнов С.А. Идея человека и онтологические пределы философской антропологии // «Кентавр». 2000, №22.
  22. Стародубцева Л.В. В лабиринтах сознания // «Человек», 1999, № 1-3.
  23. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте. — В кн.: Исследования по структуре текста. М., «Наука», 1983.
  24. Флоренский П. У водоразделов мысли. Органопроекция // «Символ». Париж. 1992. Т. 28.
  25. Фрейденберг О.М. Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии). — В кн.: Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. — М., 1978.
  26. Хайек Ф. фон. Познание. Конкуренция. Свобода. — М., «Пневма», 1999.
  27. Хайдеггер М. Гегель и греки // Время и бытие. — М.: «Республика». 1993.
  28. Элиаде М. Священное и мирское. — М., МГУ. 1994.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.