Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фольклор




Сарафан: от находки к исследованию

ТКАНЫЕ И ВЯЗАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

На Русском Севере были широко развиты все виды домашних женских ремёсел: узорное вязание, вышивка, ткачество, набойка. Они позволяли украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые и вышитые предметы ритуального назначения. Каждый из этих видов имел свои выразительные средства, особенности орнамента и приёмы его исполнения, а в определённых районах Поморья - свои особенности, свои неповторимые черты.

 

 

CТАТЬИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ:

исследовательская работа Буряниной Марии, участника открытой городской конференции "Культурное наследие Русского Севера".

Архангельский Север давно известен как родина больших поэтических талантов, как сокровищница устного творчества русского народа. Действительно, трудно было бы предположить, чтобы развитие здесь всех видов прикладного искусства, деревянного и каменного зодчества не сочеталось бы с народным обрядом, песней, сказкой, легендой, образной разговорной речью.

Широко известно значение Русского Севера в судьбах национальной эпической поэзии, в первую очередь, былин. На территории Карелии (бывшая Олонецкая губерния) и Архангельской губернии в местах, связанных, главным образом, с новгородскими переселенцами, в середине XIX века были найдены самые крупные очаги былинного творчества, сделано подавляющее большинство записей былинных текстов (из всех известных науке), причем в наилучшей сохранности.

Собиратели шли по пути выявления наиболее одаренных сказителей, при содействии Русского географического общества устраивали их выступления в ряде городов России. И если олонецкий край прославили сказители отец и сын Рябинины, Василий Щеголенок, Ирина Федосова, то архангельский Север выдвинул в ряд известных исполнителей былин Марию Кривополенову, семью Крюковых. Самобытное исполнительское искусство северных сказителей раскрывало целый мир народных образов, содержало новые музыкальные темы, неповторимые напевы и ритмы. Оно оказало сильное влияние на профессиональное творчество русских композиторов, художников, писателей. Так, например, Н. А. Римский-Корсаков подчеркивал факт влияния исполнительского мастерства северных сказителей на его оперное творчество. Сюжеты и напевы северных былин стали первоосновой некоторых произведений Мусоргского, Бородина, Балакирева, Аренского, вошли в творчество Репина, Васнецова, Коненкова, в поэзию Некрасова, прозу Горького. Былины Севера - народная классика - способствовали рождению русского классического искусства. И в этом тоже их значение как памятника национальной культуры.

Сестры сказительницы Марфа и Павла Крюковы

На основе эпической традиции в 30-е годы создавались новые импровизации - сказы, плачи, новины, - посвященные советской действительности. Архангельский край выдвинул в эти годы целый ряд талантливых авторов. Среди них поморская сказительница Марфа Крюкова, пинежанки Анна Гладкобородоваи Ангелина Суховерхова, сказительница с Печоры Маремьяна Голубкова, с Двины - Олимпиада Антропова. В своих импровизациях они продолжили ведущие темы традиционного эпоса: воспевание Родины и ее лучших сынов, тему защиты Отечества от врагов. Такие произведения, как плач М.Крюковой "Каменна Москва вся проплакала" или сложенные в Великую Отечественную войну А.Гладкобородовой "Бейте ворога, мои соколы" и М.Голубковой "Проклятье Гитлеру", "Пусть падут слова материнские", бесспорно являются поэтическими памятниками Севера.

И хотя это творчество не стало в привычном понимании фольклором и не вошло в устную традицию, оно несколько десятилетий жило активно, вызывало горячее сопереживание слушателей.

Северные сказки - сказочный эпос - в отличие от былин не являлись достоянием только Севера и записывались повсеместно. Может быть, поэтому наиболее полные сборники северных сказок относятся лишь к началу XX в. Это "Северные сказки" Н. Е. Ончукова (1909) и "Сказки и песни Белозерского края" Ю. и Б. Соколовых (1915). В советское время сказочные традиции на архангельском Севере оказались довольно устойчивыми (в сравнении с другими районами страны). В результате большой экспедиционной работы появились сборники О. Э. Озаровской "Пятиречье" (1931), И. В. Карнауховой "Сказки и предания северного края" (1934), Н. И. Рождественской "Сказы и сказки Беломорья и Пинежья" (1941), а также "Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова" (собрание 20-х годов, изданное в 1961 г.).

Ученые давно отметили, что Русский Север дал свой, северные, варианты общерусской сказки. И они настолько самобытны, так ярко отражают краски Севера, характер, быт и труд северян, что вызвали к жизни (как и былины) произведения профессионального творчества. Именно северная сказка и сказ напитали своими истоками творчество целого ряда оригинальных писателей, среди которых такие первоклассные художники, как М. Пришвин, Б. Шергин, С. Писахов.

Из всех последних публикаций северных сказок бесспорную ценность представляют "Пинежские сказки" Г.Я.Симиной (С-З кн.изд-во, 1975г.). 50 текстов сказок расположены по исполнителям, почти все традиционные, волшебно-фантастические, да еще и продублированные микрофонной записью, отразившей диалект. Г.Я.Симина дала себе большой труд сравнить свои записи сказок с записями, произведенными ранее в тех же местах, тех же сказок (Н.И.Рождественская, И.В.Карнаухова, О.Э.Озаровская).

Русский Север широко известен своим песнетворчеством. Песенная лирика жила здесь полнокровной жизнью во все времена. Ведь не случайно образцы исторических, обрядовых и бытовых песен Архангельской губернии вошли уже в 60-х годах прошлого века в общерусское собрание народных песен П. В. Киреевского, а затем и в широко известный свод П. В. Шейна "Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах". Киреевский и Шейн получали записи песен от своих корреспондентов. Из Архангельской губернии им доставили песни и описание обрядов не фольклористы, а простые любители и знатоки народной поэзии.

В послеоктябрьский период возросла задача сохранения традиционной северной песни; в результате большой экспедиционной работы появились новые публикации текстов, свидетельствующие о богатстве песенного жанра. Назовем важнейшие из них. Это сборник 30-х годов "Песни Пинежья" в записи Е. В. Гиппиус и 3. В. Эвальд, сборник 50-х годов "Песни Русского Севера" А. С. Абрамского, своды "Песни печоры" и "Песенный фольклор Мезени", подготовленные и изданные в 60-е годы сектором фольклора Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). На Севере до сих пор бытуют все жанровые разновидности обрядовой и бытовой песенной лирики: свадебные корильные и величальные песни, плясовые и песни-скоморошины, колядки, "виноградья" и масленичные песни. В некоторых деревнях Лешуконья, Мезени и Пинеги сохранились старинные солдатские песни с осуждением петровских указов о двадцатипятилетней солдатчине, песни исторические, своеобразно отражающие общественную и экономическую жизнь Севера в прошлом. Поражает художественная цельность этих песен, их будто бы и не коснулось время. Задача сохранения песенного фольклора и северной манеры исполнения встает перед профессиональным Северным народным хором. Основатель хора А.Я.Колотилова, а затем и Н.К.Мешко (руководитель с 1960 по 2007гг.) очень хорошо понимали это.

О том, что старинная песня жива свидетельствует и работа самодеятельных фольклорных коллективов в разных районах Архангельской области. В течение последнего полувека готовят большие программы Пинежский, Лешуконский, Мезенский районы.

Интерес к фольклору архангельского Севера закономерен: здесь традиционные, жившие в народе столетиями фольклорные произведения не являются только памятниками прошлого, чем-то отжившим, а бытуют и сейчас, входя вместе с современным искусством в духовную жизнь наших современников.

Людмила Витальевна Федорова

 

В оформлении страницы использованы фотографии из книг:

Личутин, В. В. Марфа-поморка / Владимир Личутин, Станислав Половников. - Архангельск: [б. и.], 2006 (ИПП "Правда Севера"). - 228 с.

Народное творчество Северной Двины / ред. Г. Г. Фруменков; Архангельский государственный педагогический институт им. М. В. Ломоносова. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1966. - 171 с.

Песни Севера / собраны А. Я. Колотиловой; муз. запись П. Ф. Кольцова. - Архангельск: ОГИЗ Архангельское издательство, 1947. - 118 с.

Северные сказки: сб. Н. Е. Ончукова: [в 2 кн.] / Николай Евгеньевич Ончуков. - СПб.: Тропа Троянова, 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.