Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии зрительной плавности дороги




3.1. Общие понятия

3.1.1. Критерии плавности дороги определяются прежде всего зрительным восприятием человеком пространственных соотношений и характеристик объектов. В качестве основной характеристики зрительной плавности рассматривают изменение кривизны линий, образующих изображение дороги, и скорость изменения этой кривизны.

3.1.2. Зрительная плавность оценивается математическими характеристиками линий, образующих изображение дороги в картинной плоскости. В качестве ведущей линии принимается внутренняя кромка проезжей части.

3.1.3. Математической характеристикой ведущей линии является радиус кривизны Rα в экстремальной точке (точке с наибольшей кривизной). Этот показатель выражается в угловых минутах (видимый угловой размер элементов изображения дороги)

= R к.пл/ S к.пл. 104/2,91, (1)

где R к.пл - радиус кривизны ведущей линии в картинной плоскости, м;

S к.пл - расстояние от наблюдателя до картинной плоскости, м;

104/2,91 - переходный коэффициент от радиан к угловым минутам.

3.1.4. Субъективная оценка плавности одной и той же линии в зависимости от того, предъявляется она одна или в составе изображения дороги и фона, которым служит ландшафт окружающей местности, не одинакова: ведущая линия, воспринимаемая как плавная в составе изображения дороги, при одиночном предъявлении может вызвать ощущение резкой кривой. Зрительная плавность зависит не только от геометрических характеристик ведущей линии, но и дополнительных признаков. В этой связи следует оценивать плавность не одной какой-либо линии (например, трассы), а всей поверхности проезжей части дорогим говорить о плавности не трассы (одной линии), а всей дороги.

3.1.5. Критерий зрительной плавности связан с математическими характеристиками видимого изображения дороги. Поэтому при проектировании оценить зрительную плавность дороги можно только расчетом. По перспективным изображениям надежно выполнить эту оценку нельзя, поэтому для оценки зрительной плавности нет необходимости вычерчивать перспективные изображения дороги.

Перспективные, изображения необходимы при оценке зрительной ясности дороги, ее внешней гармоничности и при решении вопросов оформления дороги, размещения средств зрительного ориентирования водителя.

3.2. Оценка зрительной плавности закругления дороги в плане

3.2.1. При оценке зрительной плавности закругления в плане используют критерий плавности дороги, который определяют как соотношение кривизны ведущей линии перспективы и видимой ширины проезжей части в экстремальной точке (рис. 1). Это соотношение оценивают по графику (см. рис. 2).

Кривая в плане считается плавной, если в экстремальной точке ведущей линии соотношение и В α находятся в зоне 1 (рис. 2). Чем ниже по вертикали от границы зоны 1 находится точка, соответствующая и В α, тем более плавной будет восприниматься кривая в плане.

Условие плавности: В α <

Рис. 1. Количественные характеристики зрительной плавности дороги:

а - формирование изображения в картинной плоскости; б - видимое изображение дороги

Рис. 2. Соотношение видимой ширины проезжей части В α и радиуса кривизны ведущей линии в экстремальной точке, определяющее зрительную плавность дороги

Все изображения дороги делятся на два класса -плавные и неплавные. Зрительная плавность дороги тем выше, чем ниже на рис. 2 лежит точка, соответствующая В α и для оцениваемого закругления.

3.2.2. Зрительную плавность дороги следует оценивать расчетами на ЭВМ; используя специальные программы. При их отсутствии такие расчеты могут быть выполнены и вручную. Для этого последовательно определяют расстояние до экстремальной точки на кривой, высоту глаз водителя над поверхностью кривой, видимый радиус, кривизны ведущей линии R α, видимую ширину проезжей части В α.

3.2.3. Расстояние от наблюдателя до экстремальной точки зависит от радиуса кривой в плане (или параметра переходной кривой) и положения наблюдателя на проезжей части и не зависит от продольного профиля. Это расстояние можно рассчитать по формулам 2 и 3 или определить по графику (рис. 3).

Для закруглений без переходных кривых

. (2)

Для закруглений с переходными кривыми и для клотоидной трассы

S э = 0,12 А + 75 при С = 1,5;

S э = 0,19 А + 90при С = 5,0 ÷ 6,0.

где S 0 - расстояние от наблюдателя до начала закругления, м (для оценки кривой в планепринимается равным 50 м); R пл - радиус кривой в плане, м; С - расстояние от наблюдателя до ведущей линий. Для двухполосных дорог и поворота направо С =1,5 м, для поворота налево С =5,0 м (при ширине проезжей части 7,5 м С равно соответственно 1,5 и 6 м); А - параметр клотоиды, м.

3.2.4. Высота глаз наблюдателя над поверхностью кривой (Н) зависит от расчетной высоты глаз водителя над проезжей частью (h) ипродольного профиля на участке, где расположена кривая в плане. На выпуклом продольном профиле высота глаз над поверхностью закругления уменьшается и за счет этого увеличивается видимая кривизна ведущей линии, при вогнутом продольном профиле высота глаз над поверхностью закругления увеличивается, а видимая кривизна ведущей линии уменьшается. Величину Н определяют расчетом. Расчетную формулу выбирают в соответствии со схемой сочетания кривой в плане и кривой в продольном профиле на рис. 5 или 6. Величина Н не зависит от формы кривой в плане.

Рис. 3. Зависимость расстояния до экстремальной точки на кривой в плане от радиуса круговой кривой (при отсутствии переходной кривой)

Рис. 4. Зависимость расстояния до экстремальной точки на закруглении в плане с переходными кривыми от параметра клотоиды

Рис. 5. Расчетные схемы для определения Н при расположении экстремальной точки в пределах вогнутой вертикальной кривой:

a - взаимное расположение кривой в плане и вертикальной кривой; б - расчетная схема в продольном профиле и расчетная формула;

h - расчетная высота глаз водителя над проезжен частью, м; S э - расстояние от наблюдателя до экстремальной точки, м (см. п. 3.2.3); S 8 - расстояние от начала вертикальной кривой до экстремальной точки (для случая, когда начало вертикальной кривой лежит между наблюдателем и экстремальной точкой); S к - длина части вертикальной кривой на участке S э, R вып - радиус вертикальной выпуклой кривой, м; R вогн - радиус вертикальной вогнутой кривой, м

Рис. 6. Расчетные схемы для определения Н при расположении экстремальной точки в пределах выпуклой вертикальной кривой:

а - взаимное расположение кривой в плане и вертикальной кривой; б - расчетная схема впродольном профиле и расчетная формула

Рис. 7. Видимая ширина проезжей части В α в зависимости от радиуса круговой кривой (закругление без переходных кривых)

Рис. 8. Видимая ширина проезжей масти В αв зависимости от параметра клотоиды (закругление с переходными кривыми)

Если кривая в плане расположена на прямой в продольном профиле, независимо от уклона этом прямой Н=h.

3.2.5. Видимую ширину проезжен части в экстремальной точке определяют расчетом по формуле (4) или графиком (рис. 7 и 8).

Вα = В п.ч/ S э. 0,017453, (4)

где Вα - видимая ширина проезжей части, град; В п.ч - ширина проезжен части дороги в экстремальной точке, м; Sэ- расстояние от наблюдателя до экстремальной точки, м.

3.2.6. Радиус кривизны ведущей линии перспективы () определяют расчетом на ЭВМ или по графикам (рис. 9 и 10). Для закруглений только с круговой кривой без переходных кривых

= Н 3 R пл. 101/ S э3. 2,91, (5)

где Н - высота глаз наблюдателя над поверхностью кривой в плане, м (определяют по п. 3.2.4); Rпл - радиус кривой в плане, м.

Для закругления с переходной кривой

= Н 2 А2. 101/ S э3(S э - 50). 2,91. (6)

Рис. 9. Видимая кривизна ведущей линии в экстремальной точке на закруглении без переходной кривой:

Н - высота глаз водителя над поверхностью кривой в экстремальной точке

Рис. 10. Видимая кривизна ведущей линии в экстремальной точке на закруглении с переходной кривой и на клотоидной трассе:

Н - высота глаз водителя над поверхностью кривой в экстремальной точке

3.2.7. Если закругление дороги не удовлетворяет критерию плавности, рекомендуется увеличить радиус кривой в плане, ввести переходную кривую на закруглении без переходной кривой, или увеличить параметр переходной кривой. Нельзя уменьшить радиусы вогнутых вертикальных кривых (для увеличения высоты глаз наблюдателя (Н) над поверхностью кривой), так кик это приводит к снижению безопасности движения.

На вогнутых участках продольного профиля зрительную плавность следует обеспечивать только за счет изменения параметров плана трассы, на выпуклых участках рекомендуется улучшать ее одновременным увеличением параметров кривых в плане и радиусов вертикальных кривых.

3.3. Волнистость продольного профиля

3.3.1. Волнистость продольного профиля, возникающая при неблагоприятных сочетаниях вогнутых и выпуклых вертикальных кривых, характеризуется отношением видимых размеров стрелки прогиба ведущей линии к расстоянию между вершинами прогиба. Математической характеристикой зрительной плавности прогиба является угол при вершине прогиба ψ, образованный касательными в точках перегиба линии (рис. 11, 12, 13)

ψ = 4 f / l, (7)

где f - видимая стрелка прогиба; l - видимая длина прогиба.

3.3.2. Видимые размеры f и l и, следовательно, зрительная плавность волнистого продольного профиля зависит от высоты глаз водителя Н над участком прогиба, расстояния от наблюдателя до стрелки прогиба и кривизны трассы в плане.

Для участка дороги прямого в плане или на кривой в плане с углом поворота до 8º

ψ = (8)

где f - стрелка прогиба в продольном профиле, м (см. рис. 12); L - расстояние от водителя до начала прогиба, м (для дорог I категории 1500 м, для других категорий 1000 м); l - длина прогиба, м (см. рис. 13); Н -высота глаз водителя над хордой прогиба, м.

Для трассы, прямолинейной в плане,

H = (9)

Рис. 11. Определение стрелки прогиба в продольном профиле на прямой в плане или при угле поворота трассы не более 8°:

а, б - сочетания одной вогнутой и двух выпуклых вертикальных кривых; в - сочетание вогнутой вертикальной кривой с выпуклой кривой и прямой

Рис. 12. Расчетная схема к определению ψ по формуле (10) при угле поворота трассы более 8°:

ω - угол поворота трассы

Рис. 13. Схема к расчету величины видимого угла при вершине прогиба в продольном профиле:

Н - высота глаз водителя над стрелкой прогиба: f - стрелка прогиба, t1 - расстояние до вершины прогиба

где h - высота глаз водителя над проезжен частью дороги, м (h = 1,2 м), t1 - расстояние от водителя до вершины перелома в продольном профиле, м; i1 и i2 - продольные уклоны, в долях единицы; Ссм - смещение водителя относительно ведущей линии, м (Ссм = 1,5 м).

Если между водителем и прогибом переломов в продольном профиле нет, H = = 1,92 м.

3.3.3. Если в плане трассы имеется поворот на угол более 8° или трасса является клотоидной, видимую длину прогиба определяют согласно рис. 13, a ψ по формуле

ψ = (10)

где f - стрелка прогиба, определяемая по продольному профилю, м; t - длина прогиба, м, определяемая по продольному профилю как расстояние между точками касания прямых к верхним точкам прогиба (по рис. 12).

3.3.4. Для криволинейной трассы величину угла рекомендуется находить в такой последовательности: определить хорду ЕG по рис. 12, соединяющую в плане крайние точки прогиба E и G; найти угол γ между хордой и лучом, направленным из точки G в начало прогиба Е; если этот угол меньше 3, считают, что прогиб лежит на прямой в плане ψ рассчитывают по формуле (8), если угол γбольше 3°, находят OA =tgγL; найти стрелку прогиба fсогласно рис. 12 и угол ψ по формуле (10).

Если окажется, что ψ > 0,045, рекомендуется увеличивать длину ЕС за счет увеличения радиуса вертикальных кривых и уменьшения f.

Ориентировочно можно принять, что для обеспечения зрительной плавности дороги длину прогиба следует увеличить или стрелку прогиба уменьшить в К раз, где

К = ψ /0,015.

3.3.5. Условие зрительной плавности дороги на участке с прогибом в продольном профиле:

ψ < 0,015.

Если это условие не выполняется, рекомендуется увеличить радиусы вертикальных кривых, образующих прогиб, или угол поворота трассы в плане.

3.4. Длина прямой вставки в продольном профиле

3.4.1. Прямая вставка в продольном профиле между двумя вертикальными кривыми нарушает зрительную плавность, если эта прямая воспринимается как самостоятельный элемент трассы. Это происходит, если видимая длина примой составляет более 0,1 от видимого наименьшего радиуса кривизны ведущей линии. В качестве ведущей линии принимают правую кромку проезжей части.

3.4.2. Если прямая вставка расположена между двумя вогнутыми или выпуклыми вертикальными кривыми разного радиуса допустимая длина прямой определяется кривой меньшего радиуса. Если с прямой сопрягаются кривые вогнутая и выпуклая, то определяющей является вогнутая кривая.

3.4.3. Если условие плавности l вα: R вα < 0,1 не выполняются, рекомендуется уменьшить длину прямой вставки за счет увеличения радиуса вогнутой вертикальной кривой.

3.4.4. Для трассы прямолинейной в плане и углов поворота менее 8° видимый радиус кривизны ведущей линии в вертикальной плоскости

Rвα = (11)

где R в - радиус вертикальной кривой, м; С - расстояние от водителя до плоскости вертикальной кривой или ее хорды в плане, м (для трассы прямой в плане С = 1,5 м); S 0 - расстояние от водителя до начала вертикальной кривой, м; S э - расстояние от водителя до экстремальной точки на кривой, м (рис. 14); для вогнутой вертикальной кривой:

Sэ =

дли выпуклой вертикальной кривой:

Sэ =

h в - высота глаз водителя над касательной (в продольном профиле) к началу вертикальной кривой, м.

3.4.5. Допустимая длина прямой вставки в продольном профиле, не нарушающая зрительную плавность дороги

l в = (12)

где l в - допустимая длина прямой вставки в продольном профиле, м; R вα - видимый радиус кривизны вогнутой вертикальной кривой, определенный по формуле (11); S 0 - расстояние от водителя до начала вертикальной кривой, м; К - высота глаз водителя относительно вставки согласно рис. 14,б.

Рис. 14. Схема к расчету расстояния от наблюдателя до экстремальной точки на вертикальной кривой:

Н - высота глаз водителя над касательной к началу вертикальной кривой; S 0 - расстояние до начала вертикальной кривой

3.4.6. Прямая вставка в продольном профиле не ограничивается, если вогнутая вертикальная кривая совмещена с горизонтальной кривой и угол поворота трассы в плане более 8º.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.