КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятийЗначение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки В эффективности учебно-воспитательного процесса в правоохранительном органе особая роль принадлежит руководителям занятий, являющимся центральными фигурами в профессиональной подготовке. Большая ответственность и высокие требования к качеству их работы требуют: 1) тщательного подбора специалистов, офицеров, отвечающих по своим личным качествам, уровню профессионализма, опыту, педагогической и методической подготовленности предъявляемым требованиям; 2) создания необходимых благоприятных условий для самостоятельной подготовки к занятиям, помощи, обеспечения необходимыми учебными средствами, симулирования, поощрения, контроля, разбора работы; 3) непрерывной профессионально-педагогической подготовки руководителей занятий. Комплексный анализ нормативно-правовых документов Минобразования, правоохранительных министерств и ведомств России, накопленный опыт профессиональной подготовки позволяет понять сущность и основные элементы системы профессионально-педагогической подготовки руководителей занятий. В широком значении она является составной частью непрерывного повышения их профессионализма и профессионального образования. В конкретном (узком) значении она решает задачу непрерывного повышения их квалификации, обеспечивающей высокое качество занятий, проводимых в правоохранительном органе. Организуемая в правоохранительных органах лицами, ответственными за профессиональную подготовку, подготовка ведется в соответствии с планом в форме: • показательных занятий; • инструктивных занятий; • занятий дидактического и методического содержания (лекций, семинаров, тренингов); • проблемных семинаров с обсуждением актуальных вопросов занятий по профессиональной подготовке; • педагогических (методических) сборов; • взаимных посещений занятий с последующим обсуждением их подготовки, хода и результатов; • контрольных посещений занятий руководством с индивидуальным поучительным разбором их; • подведения рубежных (ежемесячных, ежеквартальных) итогов проведения занятий; • заданий руководителям на самостоятельное изучение педагогической и методической литературы, сдачу зачетов, подготовку тематических рефератов с обзором литературы и анализом лично посещенных занятий, разработку методических материалов общего пользования; • индивидуальной работы с руководителями занятий и использования института наставничества и др. Использование этих доступных в любом правоохранительном органе форм не представляет особой сложности и требует в основном серьезного отношения и активности от лиц, ответственных за подготовку. Целесообразно иметь свою библиотечку по юридической педагогике и юридической психологии, что отвечает требованию профессионализации педагогических знаний руководителей занятий. Для проведения занятий могут быть приглашены преподаватели педагогики образовательных учреждений правоохранительных органов и юридических факультетов. Есть и другие формы, приближающиеся или относящиеся к системе повышения квалификации и уровня образования. Это учеба на краткосрочных курсах, факультетах образовательных учреждений, факультетах заочного и экстерного образования вузов в других городах, прохождение стажировок и практик, учеба в аспирантуре и адъюнктуре, подготовка диссертаций, самостоятельная подготовка с последующей сдачей зачетов и экзаменов с получением диплома «преподаватель высшей школы» и т.п. Пока эти формы используются не часто, но опыт есть, и он заслуживает расширения. Содержание и вопросы методики профессионально- педагогической подготовки Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий правоохранительного органа имеет свои особенности, обусловленные педагогическими требованиями и условиями успешного их проведения, что подтверждается не только теоретическими обоснованиями, но и анализом деятельности и подготовленности успешных руководителей. Ее содержание ориентируется на: 1) общую педагогическую подготовку (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Л.В. Спирин и др.), выступающую фундаментом глубокого понимания и правильной реализации специальных юридико-педагогических знаний и безошибочного решения многоплановых педагогических задач по обучению, воспитанию, развитию обучающихся сотрудников и развитию собственных педагогически значимых качеств. Большинство исследователей в эту систему включают: • общепедагогические знания с блоками: а) фундаментальные методологические знания (основы знания методологии педагогической науки, теории обучения, теории воспитания, развития и самосовершенствования); б) теоретико-практические знания об отдельных сторонах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте, личности преподавателя, его деятельности); в) методические знания о формах организации, методах и приемах обучения и воспитания; • общепедагогические умения и навыки: а) организационно-педагогические умения; б) организация разных форм занятий и формирования у обучающихся знаний, навыков, умений; в) осуществление воспитывающего и развивающего обучения; г) педагогическая техника; д) правовоспитательная работа среди населения[177]; 2) специальную юридико-педагогическую подготовку, знания, навыки и умения по вопросам: а) педагогических принципов и основ профессиональной подготовки в правоохранительных органах; б) специфики формирования и совершенствования профессионального мастерства и его компонентов; специфики групповой, экстремальной, профессионально-психологической, морально-психологической и других организационно и методически сложных видов подготовки сотрудников; в) частной методики проведения занятий по своему разделу профессиональной подготовки. Следует иметь в виду, что профессионализм преподавателя как специалиста не равнозначен подготовленности к обучению других даже по специальным вопросам. Исследования показывают, что для успеха преподаватель, как минимум, должен еще: а) отчетливо знать содержание всего раздела; б) уметь распределять его содержание по темам, что обеспечивает последовательность изучения и исключение повторений и пропусков; в) твердо знать и помнить содержание, структуру и логику-каждой темы, свободно владеть ими, быть способным уверенно раскрывать его в разговорной речи; г) знать о передовом опыте в других правоохранительных органах страны, а также о зарубежном опыте; д) знать имеющие отношение к содержанию занятий научные достижения, рекомендации, публикации в юридических журналах, сборниках; е) вносить конкретные предложения по совершенствованию работы обучающихся специалистов[178]; 3) педагогическое развитие руководителя занятий предполагает: а) выработку устойчивой педагогической установки грамотного субъекта педагогической работы, стремления к построению педагогически корректной работы с обучающимися сотрудниками; б) постоянную нацеленность на обеспечение единства обучения, воспитания и развития объекта своих педагогических воздействий — сотрудника правоохранительного органа; в) умение индивидуализировать свою работу — со вчерашним школьником, прошедшим воинскую службу, а также сотрудником, имеющим определенный профессиональный опыт, побывавшим не в одной «горячей точке». Подготовка руководителя призвана переориентировать его с субъектно-объектного отношения с обучающимися на субъектно-субъектное, когда они становятся равноправными участниками учебно-воспитательного процесса; 4) создание в правоохранительном органе профессионально-педагогического коллектива из руководителей занятий и других лиц, работающих с персоналом. От того, каким образом складывается морально-психологический климат в таком коллективе, какое коллективное мнение доминирует, как представлены в нем интересы «чисто профессиональные» и педагогические, во многом зависит и отношение каждого руководителя занятий к педагогически грамотному и эффективному проведению занятий и своему профессионально-педагогическому росту. Педагогическая деятельность руководителя занятий правоохранительного органа имеет ярко выраженную профессионально ориентированную направленность. Это позволяет говорить не просто об их педагогической подготовке, а о подготовке профессионально-педагогической, учитывающей особенности деятельности руководителей занятий конкретных дисциплин, разделов профессиональной подготовки. Изложенное свидетельствует о том, что профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий должна функционировать в каждом правоохранительном органе как постоянно действующая педагогическая система, в которой непрерывно функционируют взаимосвязанные педагогические подсистемы повышения их общей, специальной и психолого-педагогической подготовленности. Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений 1. Каковы особенности профессиональной подготовки, проводимой непосредственно в правоохранительных органах, ее сущность, цели и задачи? 2. Раскройте типовую программу профессиональной подготовки. Как организуется ее исполнение? 3. Назовите педагогические принципы профессиональной подготовки. 4. Раскройте общую методику занятий по профессиональной подготовке. 5. Охарактеризуйте основы методики формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников. 6. Раскройте структуру группового мастерства специальных групп правоохранительных органов. 7. Каковы особенности подготовки специальных групп правоохранительных органов? 8. Обоснуйте необходимость и особенности организационной подготовки личного состава. 9. Расскажите об особенностях тактической подготовки. 10. Какова специфика огневой подготовки? 11. Что включает в себя физическая подготовка сотрудников правоохранительного органа? 12. Каков педагогический аспект профессионально-психологической под- готовки? 13. Раскройте структуру профессионально-психологической подготовленности сотрудника, а также организацию и методику ее форми-рования. 14. Расскажите о двух направлениях профессионально-психологической подготовки. 15. Попытайтесь определить особенности способов приближения обстановки к реальной при подготовке специалистов службы, в которой вы собираетесь работать. 16. Каково назначение, содержание и особенности проведения профессионально-педагогической подготовки руководителей занятий?
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |