Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экстремальные ситуации в право­охранительной деятельности




Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов

Библиографический список

Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности со­трудников органов внутренних дел. — М., 1997.

Змеев СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. —М., 2002.

Минжанов Н.А. Повышение профессионально-психологической под­готовленности слушателей учебных заведений органов внутрен­них дел в процессе физической подготовки. — Караганда, 1994.

Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского. — М., 2002.

Профессиональное образование: Словарь / Сост. СМ. Вишнякова. — М., 1999.

Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003.

Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава орга­нов внутренних дел. — М., 1987.

Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000.

Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. — М., 2000.

Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Рук. авт. колл. и лит. ред. С.Я. Батышев.

 

Глава 11

ЭКСТРЕМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Экстремальными [179] называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, крайнему, предель­ному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу. Трудности могут носить объективный и субъективный (психологи­ческий) характер. Объективные трудности обусловлены сложностью самих правоохранительных ситуаций, борьбы с преступностью, проблемами укрепления законности, обеспечения правопорядка при чрезвычайных ситуациях (наводнениях, землетрясениях, лес­ных пожарах, эпидемиях и эпизоотиях, крупных техногенных ката­строфах и пр.) и др., а субъективные — индивидуальными особенно­стями сотрудников и недостатками их подготовленности. В послед­ние 10—15 лет наблюдается тенденция повышения экстремальности правоохранительной деятельности в связи со значительным ростом активности и криминальной изощренности преступников, группового бандитизма, организованной преступности, развитием терроризма, ростом числа ситуаций, в которых активно используется оружие, и др. Последнее привело к повышению роли и развитию такого вида правоохранительной деятельности, как служебно-боевая деятельность. В общем случае ситуация представляет собой совокупность объ­ективно-субъективных обстоятельств жизнедеятельности человека (группы) в какой-то отрезок времени. Она — единство, активная взаимосвязь преследующего свои цели человека и обстановки, того положения, в котором он находится, временно сложившаяся систе­ма «человек в ситуации» (рис. 11.1)[180].

 

 

Рис. 11.1. Система «человек в ситуации*

Структура ситуации и то, что в ней взаимодействует, включает:

обстановочные составляющие {компоненты, факторы [181]) — то, что человека окружает, что можно назвать обстоятельствами, сре­дой, внешними условиями;

личностные составляющие {компоненты) — то, что представляет из себя человек, попавший в данную обстановку, поставившую его в определенное положение и перед необходимостью выбора действий;

деятельностные {поведенческие) составляющие {компоненты) — то, что человек делал, попав в данную обстановку, что намеревается делать, что делает и чего достигает.

Человек в ситуации — это не человек и ситуация, а интеграль­ный продукт взаимодействия всех компонентов ситуации, системный, объективно-субъективный феномен. Психическое состояние человека, его решение, поведение, поступок, действие в той или иной ситуа­ции — всегда интегральный, системный продукт такого взаимодей­ствия. Внешние причины действуют через внутренние условия — такова важнейшая закономерность психической деятельности, со­стояний, действий и поступков человека. Любые объективные ха­рактеристики в системе «человек в ситуации» личностно окрашены и трансформированы, «видятся» личностью по-своему и только в этом виде приобретают регулирующую ее поведение функцию. Си­туация с одними и теми же обстановочными особенностями психо­логически изменяется для человека вместе с изменением его личностных и деятельностных составляющих, т.е. его подготовленности, активных и умелых действий в ней. Одна и та же обстановка может восприниматься одним человеком как нормальная, другим — как сложная, но приемлемая для действий, третьим — как интересная, увлекательная и вызывающая азарт, четвертым — как безвыходная. Ситуация всегда личностно опосредована, а состояние и поведение личности имеет ситуативные признаки. Последние не задаются од­нозначно объективно-обстановочными характеристиками ситуации, не являются фатально обусловленными ими, не навязывают человеку послушно-пассивную роль. Решающее слово принадлежит комплексу присущих конкретной личности и устойчиво сформированных у нее свойств, качеств, привычек, знаний, умений, навыков, различных видов подготовленности к жизни, деятельности, встрече с экстре­мальными ситуациями и факторами, ее неподатливости, упругости, устойчивости к их возможным негативным воздействиям. Поэтому экстремальность ситуаций в действительности представляет собой объективно-субъективный феномен.

Это подтверждается и существованием четырех психолого-педа­гогических типов экстремальных ситуаций, отличающихся особенно­стями и результатами личностно-обстановочного взаимодействия:

1) объективно экстремальные ситуации — трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объек­тивно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями;

2) потенциально-экстремальные ситуации — объективные сложно­сти, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в ре­альность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Такие ситуации можно сравнить с при­таившимся и готовым к прыжку мощным хищником. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком и в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности;

3) лично спровоцированные экстремальные ситуации {экстремально-виктимные) — риск, трудности и опасности порождаются самим чело­веком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, дейст­виями. Они могут возникать даже при практически полном отсутствии объективных потенций к ним, по пустякам, из-за ошибок, по неосто­рожности, непредусмотрительности человека. Не случайно говорят, что мы любим создавать себе трудности, чтобы потом их преодолевать;

4) воображаемые экстремальные ситуации {фантазийные, мнимые, иллюзорные) — тоже создаются человеком, но его разгулявшимся вооб­ражением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится человеку, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Такие ситуации присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовлен­ным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природ­ных катаклизмов, частых неудач, при отсутствии достаточной инфор­мации об обстановке и ее изменениях, слабом понимании происходя­щего вокруг они могут возникать и у других людей.

Объективные особенности обстановки, таким образом, не механи­чески и однозначно придают ситуациям экстремальность. Понимание этого открывает практически неограниченные психолого-педагоги­ческие возможности для подготовки сотрудников к успешным дейст­виям в экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.