КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение сотрудников умению владеть собой
Основные виды экстремальной подготовки
Устойчивость человека в сложных для него ситуациях, способность вести себя разумно определяются тремя основными причинам и: психологической устойчивостью, знанием ситуаций и подготовленностью к действиям в них, умением владеть собой. Вот почему так важно при экстремальной подготовке обучать сотрудников этому умению. Существует немало различных психотехник, но и педагогика рекомендует свои методы. Наиболее доступно и эффективно умение волевого самоуправления, связанное с произвольным, намеренным использованием человеком ряда приемов: • концентрации внимания и сил — сосредоточения мыслей на стоящей цели, решаемой задаче, приложении усилий к тому, чтобы не отвлекаться ни на что другое; • самоконтроля — сличения собственного поведения и состояния с требуемыми оптимальными показателями, например по такому формату в экстремальной ситуации: 1) поведение: «Веду ли я сейчас себя так, как надо, как этого требуют долг, честь, моя ответственность, задача?»; 2) действие: «Все ли делаю для достижения успеха? Работаю ли с должной самоотдачей? Правильно ли действую?»; J) наблюдение: «Внимательно ли наблюдаю?»; 4) мышление: «На что направлены мысли? Все ли правильно понимаю? С умом ли действую?»; 5) состояние: «Оптимально ли оно? Способствует решению задачи или мешает?»; • самооценки, построенной на основе честных ответов на поставленные контрольные вопросы, на критической оценке фактических результатов своих действий, сравнении достигнутого с возможным и требуемым, себя с другими. При этом следует: судить о себе не по словам и мнении о себе, а по делам, достижениям; учитывать мнения других о себе; сравнивать себя не с теми, кто заведомо хуже и слабее, а с лучшими; оценивать не внешние показатели своей личности, а внутренние, психологические (реальные мысли, мотивы, желания и пр.); сопоставлять то, что планировал, чего намеревался добиться, с тем, что получилось, и отвечать на вопрос «почему?»; объясняя себе причины неудач, не лукавить, искать их в себе, а не в других; честно отвечать себе на вопрос: все ли я сделал, чтобы добиться успеха, какие слабости проявил, что и как можно улучшить; • самоободрения — путем произвольного воспроизведения в своем сознании мыслей, образов, воспоминаний, которые сопряжены с приятными чувствами; отключения от тревожащих факторов; выхода из пассивного состояния и самовключения себя в какую-то двигательную активность; пристального рассматривания какого-то предмета; воспроизводства в памяти имевшихся в прошлом успехов; проговаривания фраз, содержащих убеждение в своей силе; самоубеждения в своей достаточной подготовленности; воспоминания способов недопущения ошибок и самообеспечения безопасности; волевого сдерживания порывистых движений, суеты, намеренного замедления их; придания мимике, позе, походке признаков уверенного в себе человека; потряхивания свисающими вниз руками и плечами; выполнения решительных движений руками (ударные движения, сжатие кулаков, соударение кулаков или ладоней); издания возгласов, выражающих готовность к действию, уверенность и решимость; • самопобуждения — активизации своих устремлений, мобилизации сил, напряжения воли. Оно осуществляется самооценкой, самоубеждением, самообязательством, самопоощрением, самоодобрением, самокритикой, самоосуждением, следованием идеалу, примеру. Например, самокритика может выражаться в остром и невыгодном сравнении себя с другими («Что я хуже других? Неужели я такой с. tc зольный, что не могу заставить себя?»); • самопринуждения путем самоприказов — проговаривания про себя (нередко многократного) приказа себе, выраженного категорично, резко, повелительно, кратко. Хорошо сопровождать его резкими и решительными жестами (сжатием кистей в кулак, рубящим движением руки, спокойным поглаживанием и пр.), занятием соответствующей позы (расслабленной или предельно собранной для начала действия и др.), возгласом с определенной интонацией и громкостью, нужной мимикой. Следует ознакомить сотрудников с приемами волевого самоуправления, провести 1—2 практических занятия, а затем предложить им ежедневно практиковаться в их полном или избирательном применении. Тот, кто серьезно хочет подготовить себя к действиям в экстремальных ситуациях и избежать тяжелых ошибок, воспользуется такой рекомендацией и не просчитается. При повышенном интересе к проблеме самоуправления и саморегуляции следует обратиться к овладению психотехниками (психотонической тренировкой, аутогенной тренировкой, психомышечной тренировкой, психологической преднастройкой, аутогипнозом, методом формирования оптимального боевого состояния, психотехникой боевого транса и др.)[191].
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |