![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ознакомление обучающихся с экстремальными ситуациями и факторами
Методы подготовки Экстремальная подготовленность человека, как было показано в § 11.1, — нечто большее, чем обученность и техническое умение что-то делать. Добивается успеха и обеспечивает свою безопасность в экстремальных ситуациях тот, кто знает + может + хочет + способен достигать их. Она носит личностный характер, предполагает наличие должной воспитанности и развитости сотрудника. Поэтому и экстремальная подготовка — это педагогическая система, которая решает триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспитание + развитие. Это обучающе-воспитывающе-развивающая подготовка. Сведение экстремальной подготовки к обучению ущербно. Методы экстремальной подготовки частично схожи с применяемыми в профессиональном образовании и профессиональной подготовке (словесные, наглядные, развивающие, воспитывающие), используются они в сочетании с более специфичными: • методами учебных действий — предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения учебных заданий, объяснения техники выполнения действий, рассказа обучаемого о порядке выполнения предстоящих действий, сопровождающего рассказа обучаемого о ходе действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора, многократного повторения действий, увеличения темпа действий, наращивания трудностей, варьирования способами действий, изменения обстановки, выполнения совместных действий, действий в составе группы, поддержания натренированности; • методами учебного моделирования условий экстремальных ситуаций: словесно-образного моделирования (словесного описания обстановки с образным представлением его обучаемыми), фактического моделирования, имитации (создания экстремальных условий применением специальных средств и приемов), психологического моделирования экстремальных трудностей (вызова у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для экстремальных ситуаций), моделирование противоборства, нагрузок и напряжений (моральных, психологических, физических), проигрывание ситуаций и др.
Целесообразно и практично, чтобы «волнение первого раза» от встречи с экстремальными ситуациями и факторами обучающийся испытал в учебной обстановке, а не в реальной. Педагогически и психологически расчетливое знакомство с негативными обстоятельствами способно изменить психологическую и поведенческую реакцию сотрудника на них и вместо возможного отрицательного дать надежный положительный эффект. Это подтверждается опытом и положениями информационной теории эмоций академика П.В. Симонова, концентрированно выраженной в формуле Э = - П (Ин - Ис)[190], где Э — эмоции; П — потребность человека в достижении. успешном решении задачи в данной ситуации; Ин — информация, необходимая для этого (знания, практическая подготовленность, опыт, необходимые для удовлетворения потребности, достижения цели, решения задачи в данной ситуации); Ис — информация, существующая у данного человека (степень знакомства с данной ситуацией, подготовленности, имеющегося у него опыта). Волнения, напряженность (Э) будут отрицательны по знаку и тем больше, чем большую, с одной стороны, потребность, желание (П) испытывает данный человек в успехе, а с другой — чем меньше его Ис (разность Ин — Ис в скобках положительна), т.е. чем хуже он подготовлен. Если Ис равно Ин, то разность в скобках равна нулю и человек уравновешен при действиях в данной ситуации (Э = 0), а если Ис больше Ин, то эмоция положительна. Простой пример: впервые берущий в руки оружие человек внутренне напрягается, волнуется, а научившись стрелять, выходит на учебные стрельбы с удовольствием и интересом. Чем лучше знакома (в деталях, в чувственном личном опыте) человеку наступающая ситуация или угрожающий чем-то фактор, тем с большей уверенностью он встречается с ними, тем больше у него шансов действовать успешно и не понести урон. «Чего не знаю — того боюсь» {поговорка). Экстремальная подготовка изначально должна строиться так, чтобы обеспечить знакомство обучающихся с экстремальными ситуациями и факторами, причем именно с теми, которые могут иметь место в деятельности обучающихся данной учебной группы. Без словесного ознакомления не обойтись, но одного его мало. Нужно, чтобы обучающиеся увидели, услышали, потрогали, прочувствовали, пережили влияние на себя таких ситуаций и факторов. Достигается это: • ознакомлением с фотографиями ситуаций, мест происшествий, разрушений, видом победителей, успешно справившихся с трудностями, потерпевших и т.п.; • прослушиванием фонограмм с записью, могущих оказаться неожиданными и впечатляющими, типичными для разных экстремальных ситуаций; • просмотром документальных кино- и видеофильмов; • имитацией различных факторов экстремальных ситуаций (дым, пожар, взрыв, неприятный запах, кровь, стрельба, стоны, крики, команды, ликование и др.) с помощью специальных средств; • проведением практических занятий в суточных, погодных, местных и прочих условиях, соответствующих реальным экстремальным; • организацией встреч с участниками, потерпевшими, очевидцами, героями реальных экстремальных событий; • осмотром макетов, муляжей, предметов, характерных для изучаемых экстремальных ситуаций; • посещением мест аварий, происшествий, чрезвычайных ситуаций, мест трудовой и боевой славы; • выездами в качестве наблюдателей совместно с дежурными, аварийно-спасательными группами по вызовам на места экстремальных событий. Нельзя сводить дело к ознакомлению только с негативом, тем, что вызывает неприятные мысли, чувства, переживания, ибо это дает одностороннее представление. Ведь в любой экстремальной ситуации есть место не только страху, усталости, но и величию человеческого духа, героизму, самоотверженности, товариществу, верности, высокому профессионализму, проявляющемуся в победе над любыми трудностями. Поэтому ознакомление с экстремальными ситуациями должно обязательно предваряться, сочетаться и завершаться демонстрацией всего нормального и положительного, что реально бывает. При ознакомлении с негативно влияющими на психику факторами следует не просто предъявлять их обучающимся для восприятия, а учить правильно воспринимать, оценивать и учитывать их в реальной практике: • объяснять возможные психологические и поведенческие реакции при их восприятии; • понимать причины разной силы и характера реакций; • видеть не только «пугающее», но и то, что надо учесть, что дает выигрыш при выполнении действий (ослабление их влияния, предупреждения о встрече с ними — «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет»); • заботиться о реалистичной и оптимистичной тональности комментариев; • исключать воздействие, ранящее сознание обучающихся, последовательным наращиванием психологических трудностей изучаемых и воспринимаемых ситуаций и факторов.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |