КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальная подготовка к вооруженному противоборству
Имеется множество видов подготовки к вооруженному противоборству, именуемых комплексно боевой или служебно-боевой подготовкой, отличающихся по силовым структурам (в которых они проводятся), формам вооруженной борьбы, решаемым боевым задачам, типу используемого оружия, экстремальным ситуациям, категориям обучающихся и т.п. Однако в них есть и общее. Обычно сотрудники проходят тактико-специальную подготовку, при проведении которой их обучают: • ориентировке в ситуациях вооруженной борьбы, навыкам и умениям работы с картами, ориентировки на местности, оценке обстановки; • знаниям тактико-технических характеристик вооружения, специальных средств, средств индивидуальной защиты; основам и тактике их применения; работе с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, пользованию средствами индивидуальной и коллективной защиты; • тактическим способам решения задач в разных ситуациях; методике расчетов на бой и на взаимодействие с другими силами; • принятию отвечающим обстановке и имеющимся возможностям тактических решений, прогнозированию развития обстановки, предвидению и мысленному проигрыванию их выполнения, проведению расчета сил и средств, составлению служебных документов; • умелому проведению принятых решений в жизнь, осуществлению грамотного взаимодействия, отслеживанию развития обстановки и гибким действиям по ходу ее и доведению действий до победы. В целом тактико-специальная подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на овладение профессионалами вооруженной борьбы тактическим мастерством, обеспечивающим их эффективные действия в экстремальных ситуациях с наименьшими потерями. Обязательной составной частью подготовки сотрудников к вооруженному противоборству выступает их огневая подготовка. Происходящие в правоохранительной деятельности и криминальной среде перемены, развитие терроризма обязывают непрерывно совершенствовать подготовленность сотрудников к их использованию с учетом специфики экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности. Так, статистически установлено, что использование ручного стрелкового оружия происходит в большинстве случаев на расстоянии до 10 м, а нередко в 1,5—2 м до преступника. Случаи гибели сотрудников связаны преимущественно с запаздыванием в использовании оружия или отсутствием бдительности во время проверки документов (причем зачастую они поражаются из собственного оружия, выхваченного преступником у них или у напарника по патрулю). Применять оружие в 80% случаев приходится в условиях плохой видимости — сумерках или даже в темноте, исключающих классическую прицельную стрельбу. Успех нередко достигается после предупредительных выстрелов, использующихся для подавления воли и активности преступника. Стрелять в выпрямленной стойке, свойственной классической стрельбе, — значит подставляться, когда кругом свистят пули. Нужна поза, минимально отличающаяся от естественной, обычной, не требующая лишних долей секунды на изготовку к стрельбе и уменьшающая площадь возможного поражения. Стрелять надо уметь в бронежилетах, пользоваться подходящим прикрытием, прибегать к определенной тактике действий, использовать приемы уклонения от поражения. Нужно уметь применять оружие на бегу, на улицах, в помещениях и т.п., где могут мешать находящиеся поблизости люди, автомашины, мебель и др. Поэтому ныне характерным стало обучение стрельбе при максимальном приближении учебных условий к реальным: положения — сидя, с колена, стоя на коленях, лежа, сидя за столом и т.д. Теперь сотрудников все больше учат применять оружие[192]: • с мгновенной оценкой правомерности его применения в конкретных ситуациях; • с исходной стойки с быстрым выхватыванием оружия из кобуры (и разных специальных видов ее) и с позы ожидания; • с близких дистанций методом неприцельной (называемой еще инстинктивной, рефлекторной, навскидку, в упор, без прицеливания, пойнтфартинг) стрельбы; • с позиций стоя, от бедра, от пояса, с колена, лежа, на спине, на боку (с упорами и поддержкой), сидя; • с левой и правой руки; • с двух рук (такая стрельба обеспечивает более устойчивое положение оружия и при этом лучше защищается самый важные орган стреляющего — сердце); • при обычном хвате, со сваливанием на 90 градусов, двумя руками с поддержкой под рукоятку, за запястье, сбоку; • стоя во фронтальной стойке, правосторонней, левосторонней; • с опорой и без опоры; • в движении и удержании оружия на уровне подбородка (обеспечивающем лучший обзор и немедленную готовность к стрельбе); • при скоростной стрельбе, с жестким ограничением времени; • методом двойного (спаренного) выстрела; • с поражением внезапно появляющихся одиночных и движущихся целей; • по нескольким внезапно появляющимся целям с переносом огня по фронту; • на открытой местности, улице, лестничной площадке, в подъезде, помещении, лесу, парке, магазине, из окон и пр.; • в любую погоду; • в условиях слабой освещенности, при использовании приборов ночного видения, светящихся насадок, патронов с трассирующими пулями; • на свет и звук без прицеливания; • с поиском укрытия и из-за укрытий («баррикадная» стрельба, обеспечивающая большую защищенность стрелка); • с одновременным применением приемов уклонения от поражения противником; • в бронежилетах; • в условиях, имитирующих преследование противника, в движении; • из салона движущейся автомашины по неподвижной и движущейся цели, вперед, вправо, влево, назад; • сразу после бега или иной физической нагрузки; • в паре с прикрытием и перемещением партнера; • с быстрой сменой условий и использованием нескольких способов стрельбы. Все больше выполняется стрельб с одновременным использованием сотрудником уклоняющихся действий (резкой сменой позиции, падением, перекатом, кувырком, применением кривой ухода с линии огня — «маятника» и пр.). Они предваряются имитацией стрельбы с выполнением частых и глубоких наклонов, выступов в стороны, поворотов туловища, стремительных приседаний, бега противоходом с постоянным визуальным контролем над действиями противника. При проведении психологической подготовки к стрельбе в обстановке, приближенной к реальной, помимо создания описанных выше ситуаций, у обучающихся вырабатывается: • умение управлять своим состоянием, «брать себя в руки» (см. §11.4); • целеустремленность, настойчивость, решительность; • умение концентрировать внимание на главном в стрельбе и на технике стрельбы, не «гнаться за десяткой»; • привычка постоянно заботиться о личной безопасности при перестрелке, снижении вероятности получения ранения или потери жизни; • привычка не допускать «туннельного» зрения — его сужения с потерей контроля за происходящим вокруг, а в целях личной безопасности осуществлять последнее «боковым зрением»; • привычка не делаться глухим при стрельбе, а слышать предупреждения своих коллег об опасности и держать связь с ними; • устойчивость к звуковым и иным помехам. Сильное психологическое воздействие, особенно на новичков, впервые попавших в боевую обстановку, оказывает свист пуль, пролетающих над головой. Имитация таких звуков осуществляется обычно с помощью магнитофонов. Есть и другой опыт: полигон, стрельбище оборудуется траншеей (окопом), прорытыми поперек линии стрельбы вблизи мишеней; сверху он прикрывается надежно закрепленной густой и прочной решеткой (для безопасности); выход из траншеи делается (тоже для безопасности) далеко за пределами сектора стрельбы. Обучающиеся, свободные в данный момент от упражнений и ожидающие своей очереди, организованно заводятся в траншею под руководством специально проинструктированного старшего, следящего за порядком и безопасностью. Находясь в траншее, сотрудники, военнослужащие внутренних войск имеют возможность многократно слышать над головой свист и шлепанье пуль по мишеням, постепенно привыкая к этим звукам и не реагируя повышенным внутренним напряжением. Современная огневая подготовка может быть успешной при наличии учебно-материальной базы, позволяющей создавать мишенную обстановку и условия стрельб, максимально приближенные к реальным. Полигоны и закрытые тиры часто оборудуются так, чтобы можно было моделировать внезапное появление и перемещение целей, шумы и звуки, характерные для экстремальной обстановки, ответный «огонь противника». Нередко они снабжаются киноэкранами, компьютерами, средствами имитации усложненной обстановки (например, взрывов гранат и мин, пожаров, дыма), специальными тренажерами, моделирующими обстановку и действия противника и успешность стрельбы по нему. Современные учебные технические средства позволяют проводить и двусторонние игры с отработкой ситуаций вооруженной борьбы, при которых участники используют пневматическое оружие, стреляющее красящими шариками и оставляющими след на пораженных оружием участниках, либо учебное оружие с лазерным лучом с фиксацией специальным компьютером кто и сколько раз поражен. Такие устройства учат не только вести огонь на поражение, но и обеспечивать собственную безопасность. Не утратили свое значение в огневой подготовки и соревновательные игры «Ипподром», «Турнир», «Дуэль», проводившиеся в прошлом[193]. Больше, чем прежде, стало уделяться сейчас внимания подготовке снайперов, роль которых возросла и при борьбе с террористами, бандитами, и в боевых условиях локальных войн. Методика их подготовки специфична, и ею должны в совершенстве владеть лица, занимающиеся ею в правоохранительных органах. В педагогическом исследовании подготовленности сотрудника к борьбе с вооруженным преступником, выполненного Ф.М. Зезюлиным[194], был установлен комплекс компонентов, нашедший выражение, в частности, в формуле П = 1,0Ит + 0,78Ф + 0,73Т + 0,85Ог + 0,92П + 0,70М + 0,90В, где Ит — индивидуально-тактическая подготовленность; ф — физическая; Т — тактическая; Ог — огневая; П — профессионально-психологическая; М — морально-психологическая; В — волевая. Коэффициенты — вес (значимость) каждого из компонентов. Очевидно, что подготовка к противоборству должна быть комплексной. Характер современной преступности таков, что для борьбы с ней все чаще используются действия многих сотрудников, объединенных в специальные подразделения (ОМОН, ОМСН, СОБР, ОСН и др.). При проведении крупномасштабных операций в экстремальных условиях возникает необходимость согласовывать действия целых групп, например ударных, захвата, прикрытия, поддержки, блокировки, снабжения или, как при антитеррористических операциях, милщейских подразделений и частей, внутренних войск, сухопутных войск, военно-воздушных сил, пограничной службы. Поэтому подготовке специальных подразделений к действиям при экстремальных событиях и их взаимодействию с другими должно уделяться повышенное внимание, необходимо также проводить соответствующие учения в полевых условиях.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |