КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экстремально-управленческая подготовка руководителей
Повышенно высоки требования экстремальных ситуаций к руководителям правоохранительных органов, частей, подразделений, групп. Опыт учит, что чаще причиной неудач при действиях в экстремальных ситуациях являются недостатки в подготовке руководителей к управлению, чем недостатки действий рядового состава. Объясняется это тем, что руководитель должен готовиться не так, как рядовые сотрудники, а иначе, ибо его функции иные — более сложные и ответственные, а действия не те, что в повседневной работе по руководству подчиненными. Он профессионал в области управления и готовиться должен ^управлению в экстремальных условиях. Анализ экстремального (боевого) опыта действий руководителей свидетельствует, что они оказываются зачастую недостаточно подготовленными к: • правильному пониманию и оценке обстановки в зоне действий, без чего невозможно правильное принятие решений и руководство людьми. Оно затруднено сложностью сбора информации, динамичностью обстановки, действиями на территории других силовых структур, разбросанностью подчиненного личного состава, скрытностью действий криминального элемента, неполнотой, часто противоречивостью, устарелостью имеющейся информации; • организации слаженных и координированных действий не находящегося в одном месте и перемещающегося подчиненного личного состава; • организации взаимодействия с подразделениями других силовых структур, находящихся на той же территории, исключающего возможности ошибочного боевого столкновения их, угрожающего большими потерями; • решению задач на плохо освоенной и обеспеченной территории зоны экстремальных событий, куда был командирован руководитель со своими подчиненными; • принятию решений под свою ответственность в условиях недостаточно детального знания обстановки, большого риска, сложности и отсутствия времени на согласование их с вышестоящими начальниками; • перенесению груза ответственности за жизнь и здоровье подчиненного личного состава; • пониманию того, как экстремальная обстановка действует на психику сотрудников, их действия и на свои; • руководству людьми в экстремальной обстановке, обеспечению их безопасности, заботе о них, демонстрации личного примера поведения; • проведению воспитательной работы и обучения личного состава в экстремальных условиях с учетом приобретаемого боевого опыта (см. по всем этим вопросам § 11.5); • управлению в экстремальных условиях из-за недостаточно развитых личных экстремальных способностей и управленческих качеств.' Подготовка руководителей к экстремальному управлению предполагает: 1) глубокое знание и понимание особенностей экстремальных ситуаций, их требований к персоналу и подготовке: • решающей роли людей в экстремальных ситуациях, их подготовленности, психических состояний, настроений в группах и необходимости психологически и педагогически квалифицированно работать с ними, памятуя о компетентном мнении Наполеона (подтвержденного последующим боевым опытом и исследованиями) о том, что духовные факторы победы относятся к материальным как 3:1; • психологически и педагогически обусловленных трудностей, действий и поведения людей в экстремальной обстановке, их объективных и субъективных причин, особенно при угрозе жизни и здоровью; • психологических и педагогических составляющих экстремальной устойчивости сотрудников и их подготовленности к уверенному и успешному решению задач в экстремальных условиях; • основы успешного поведения людей в экстремальных ситуациях, определяемого пониманием ими своей миссии, предназначения, общественного и личного смысла своего участия, необходимости стойко преодолевать трудности, что дается их успешной общей и специальной морально-психологической подготовленностью, чувством профессионального долга, патриотизма, коллективизмом, сплоченностью групп; • сущности и структуры экстремальной подготовленности сотрудников и групп, организации, способов, средств и методов осуществления экстремальной подготовки; 2) понимание особенностей экстремального управления и подготовки себя к нему: • факторов, влияющих на руководителя и вызывающих у него психологически и педагогически обусловленные трудности, недостатки управления и личного поведения и их причины, связанные с личными качествами и подготовленностью; • способов самооценки собственной подготовленности к экстремальному управлению, определению путей и выбору методов ее повышения; • способов самосовершенствования важнейших, необходимых для успешного экстремального управления личных качеств и работы по их развитию: преданности интересам России, чувства офицерского долга и чести, социального и тактического мышления, психолого-педагогического мышления; интеллектуальной способности к предвидению, анализу-синтезу, логичности, обоснованности, скорости, находчивости, ясности; внимательности и хорошей памяти; волевых качеств — целеустремленности, активности, инициативности, настойчивости, решительности, организованности, оперативности, устойчивости к риску, опасности и личной ответственности, смелости, мужества, самообладания, умения «держать себя в руках», уравновешенности, умения не отчаиваться при временных неудачах; гуманности, справедливости, требовательности и заботы о людях, их безопасности, общительности; требовательности к себе и примерности; высокой работоспособности и выносливости, способности принимать лучшие решения при самом высоком внутреннем напряжении; • специфики выполнения всех управленческих действий в экстремальных условиях и особенно: способов сбора информации об обстановке, ее оценки, учета всех региональных особенностей (географических, национально-этнических, социально-политических, экономических, криминальных и др.), подготовки и принятия решений, организации действий личного состава, взаимодействия с представителями и структурами других силовых министерств и ведомств, взаимодействия с местными органами власти и населением, оказания помощи им, действия при массовых нарушениях общественного по рядка, проведения пропаганды, ведения переговоров с преступниками, психологической борьбы и др.; • оказанию на противника психологического воздействия, подрывающего его дух и волю к сопротивлению; • организации собственной работы, поведения, самоуправления и саморегуляции психических состояний; 3) знание и развитое умение руководить людьми в экстремальной обстановке: • подбирать людей для выполнения ответственных заданий со строгим учетом их индивидуальных возможностей к безошибочному и предельно эффективному управлению людьми; • показывать личный пример поведения в экстремальной обстановке; • непрерывно заботиться о безопасности жизни и здоровья подчиненных, их полном обеспечении, отдыхе, работоспособном и боеспособном состоянии; • оказывать личную поддержку и помощь подчиненным в ходе решения задач в экстремальных условиях; • использовать помощь психологических служб и психологов в работе с персоналом; • организовывать немедленную помощь раненым; • проводить работу с персоналом в перерывах действий, нормализуя их психическое состояние, оказывая воспитывающее и мобилизующее воздействие, обучая более совершенным действиям и неповторению допущенных промахов и ошибок; 4) умение осуществлять работу с персоналом в постэкстремальный период: • организовывать достойную встречу, поощрение, награды отличившимся; • организовывать отдых личного состава, лечение нуждающихся в медицинской помощи, восстановление сил; • извлекать уроки из экстремального опыта и повышать экстремальную подготовленность личного состава на этой основе. В системе повышения уровня образования, квалификации, переподготовки, служебной подготовки руководящего и начальствующего состава, а также самоподготовки заметное место призван занимать раздел программы «Психология и педагогика экстремального управления». Его формами и методами выступают лекции, семинары, групповые упражнения, обмен опытом, встречи с участниками экстремальных событий, обобщение и анализ опыта экстремального управления, самостоятельная проработка рекомендованной литературы, подготовка рекомендаций по экстремальному управлению в различных ситуациях правоохранительной деятельности и др.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |