Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы перевоспитания осужденных




Принципы, определяющие содержание и направленность процесса перевоспитания

В своей основе принципы перевоспитания осу­жденных имеют ту же методологическую базу, что и общие принципы воспитания. В них от­ражаются объективные связи и отношения, присущие формированию личности в общест­ве, однако это не означает их полного тожде­ства. Учитывая тот факт, что процесс перевос­питания осужденных протекает в условиях исполнения уголовного наказания, следует отметить, что ряд принципов воспитания не мо­жет быть реализован в полном объеме, а другие претерпевают опре­деленную трансформацию.

Под принципами перевоспитания в пенитенциарной педагогике по­нимаются руководящие идеи, исходные методологические положения, определяющие как содержание и направленность самого процесса, так и педагогическую деятельность сотрудников, воспитателей.

Следует подчеркнуть, что они являются руководством к деятель­ности именно сотрудников, организующих процесс перевоспитания, а не осужденных, деятельность которых, о чем было сказано выше (см. § 17.2), определяется термином исправление.

1. Целенаправленность процесса перевоспитания осужденных за­ключается в том, что как специально организуемый (в отличие от стихийных, неуправляемых) процесс перевоспитания невозмэжен без четкого и конкретного определения его цели. Цель любой деятель­ности, в том числе и педагогической, определяется людьми в кон­кретных исторических условиях, и потому она — категория субъек­тивная. Цель деятельности уголовно-исполнительной системы, а отсюда и процесса перевоспитания осужденных определена законз-дателем как исправление осужденных (ст. 1 УИК РФ), под которым он (законодатель) понимает уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сб-щежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1, ст. 9 УИК РФ). Даже в таком общем виде цель воспитательного процесса в исправительном учреждении выступает как категория нравствен­ная, поскольку определяет направленность поступков и поведения осужденных с позиций общепринятых в обществе норм морали.

Эту цель следует рассматривать как минимальную, достижение которой способно оградить личность от совершения повторных пре­ступлений. Однако процесс перевоспитания ограничивать этим уроз-нем нецелесообразно, поэтому следует ввести и понятие цели макси­мальной, как определенный ориентир, позволяющий выстроить перед осужденными систему «перспективных линий» (А.С. Макаренко). В качестве дальней цели, например, может быть поставлена задача превращения бывшего преступника в сознательного члена общества, которая может быть реализована после выхода осужденного на сво­боду. Готовить к этой перспективе осужденного следует уже в пери­од отбывания им наказания посредством перестройки его чувств, воли, черт характера, привычек, интересов, установок, т.е. в целом направленности личности. Верно понимаемая идея целенаправлен­ности как в отношении системы в целом, так и каждой личности в отдельности предъявляет высокий уровень требований к руковод­ству уголовно-исполнительной системы.

2. Соответствие средств, форм и методов исправления осужден­ных гуманистической, нравственной направленности процесса перевос­питания — принцип, вытекающий из предыдущего (в определенной степени является его продолжением), а также из ст. 8 УИК РФ, где принцип гуманизма назван в числе основополагающих как для законо­дательства, так и для деятельности уголовно-исполнительной системы. Цель всегда рассматривается во взаимоотношении со средствами. Законодатель в качестве средств исправления осужденных определил: режим, воспитательную работу, общественно полезный труд, общее образование, профессиональную подготовку и общественное воздейст­вие (ч. 2, ст. 9 УИК РФ). Гуманистический, нравственный характер указанных средств обусловлен уже тем, что в них отражены основные виды жизнедеятельности, в которых формируется, развивается личность.

Применяемая в процессе перевоспитания осужденных система методов, форм воспитательных взаимодействий, несмотря на опре­деленную их специфику, соответствует таковым, применяемым в лю­бых воспитательных системах нашего общества, и по своей направ­ленности отвечает цели исправления осужденного, возвращения обществу социально полезного гражданина. Именно в этом заклю­чается основная идея данного принципа.

3. Связь процесса перевоспитания осужденных с жизнью страны по­нимается как восстановление и налаживание их социально полезных связей и отношений, постоянное ознакомление с внутриполитически­ми и международными событиями, расширение круга общественно-политических интересов, формирование положительных социальных установок, приобщение к общественным мероприятиям в колонии. Практика показывает, что у определенной части осужденных в период отбывания наказания формируется своеобразный психолого-педаго­гический паразитизм. Они полагают, что уже сам факт лишения сво­боды перекладывает многие их личные обязанности на сотрудников, родственников, общественность, в то время как сами они являются лишь потребителями усилий других, например даже своих родствен­ников (посылки, передачи, переписка и т.д.). Однако наиболее ценные в воспитательном отношении связи — это те, где осужденный сам за­нимает активную позицию, где не только общество «работает» на осу­жденного, но и он сам приносит реальную пользу своим близким, де­тям, обществу в целом. Возможность такой активности в новом зако­нодательстве предоставлена осужденным, естественно, не в полном объеме, но в достаточной степени, чтобы последние не потеряли об­щественно полезные связи, не потеряли свое гражданское лицо.

4. Соблюдение законности в процессе перевоспитания осужденных. Этот принцип отражает объективно существующую зависимость ор­ганизации воспитательного процесса от правовой регламентации жизни и деятельности осужденных в период отбывания уголовного наказания, поскольку регулируется не только само исполнение на­казания, но также и взаимоотношения, возникающие между осуж­денными, между осужденными и сотрудниками, между осужденными и обществом. В правовых нормах определены цель и средства перевоспитания осужденных, формы и частично методы воздейст­вия (поощрения и взыскания — ст. 113—117 УИК РФ), критерии и степени исправления личности и др. Требование же данного прин­ципа заключается в том, что воздействия на осужденных следует осуществлять на основе и в полном соответствии не только с пред­писаниями действующего законодательства, но и с ведомственными нормативными актами и методическими рекомендациями, такими, например, как Постановление Правительства Российской Федера­ции «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему», По­ложение «О порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-испол­нительной системы Министерства юстиции Российской Федера­ции», Положение «О порядке подготовки и рассмотрения докумен­тов при применении мер взыскания к осужденным, организации их исполнения, учета» и т.д. Эти документы широко охватывают и регламентируют жизнь и деятельность осужденных и профессио­нальную деятельность сотрудников.

Сотрудники, руководители должны следовать тем нравственным потенциям, которые в законе заложены. Это, прежде всего, касается создания необходимых условий для реального обеспечения прав (ст. 12 УИК РФ) и обязанностей (ст. 11 УИК РФ) осужденных, ох­раны их законных интересов. На труд, жизнь и деятельность осуж­денных распространяются и требования других отраслей права, на­пример трудового, административного и др., а также тех конститу­ционных прав, которые не подвергались ограничению со стороны уголовного и уголовно-исполнительного права.

Данный принцип предполагает также соблюдение сотрудниками исправительных учреждений международных законодательных актов в области прав человека, таких, например, как «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство видов обращения и наказания», «Кодекс поведения должност­ных лиц по поддержанию правопорядка», «Минимальные стандарт­ные правила обращения с заключенными» и др.

Принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудников исправительных учреждений

1. Включение осужденных в активную обществен­но полезную деятельность. Объективной основой,этого принципа является закономерность, кото­рую в общем виде можно определить как фор­мирование личности в деятельности. Признается, во-первых, возможность изменения, исправле­ния личности в период отбывания ею уголовного наказания, во-вторых, необходимым условием исправления является не подавление личности, а развитие ее активной общественно полезной деятельности, духовно-нравственной сферы, повышение интеллектуального, образовательного и профессионально­го уровней.

Перевоспитание нельзя сводить только к одностороннему воздей­ствию воспитателей на осужденных. Составной частью этого процес­са является деятельность самих осужденных, проявление их духовных сил. Только при этом условии возможно изменение системы отно­шений осужденных, их жизненной позиции, смена которой происхо­дит в результате возникновения и разрешения внутренних противо­речий между старыми убеждениями и новыми ценностями, между старыми привычками поведения и новыми требованиями[337].

Реализация данного принципа предполагает также включение осужденных в познавательную деятельность, в культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, привлечение их к организации и проведению воспитательных мероприятий, к работе в самодеятель­ных организациях.

Активная позиция осужденного важна в любом виде позитив­ной деятельности, а совокупная оценка отношений осужденных к вышеперечисленным видам деятельности является показателем их исправления, что учитывается в их поступательном движении по ступеням исправления[338].

2. Сочетание требовательности к осужденным с гуманным и спра­ведливым отношением к ним. В этом принципе наиболее полно отра­жена диалектичность процесса перевоспитания. Лишенный каких-либо из указанных признаков, он превращается в антипедагогиче­ский. Гуманность, рассматриваемая вне системы определенных тре­бований к человеку, может привести к формированию слабовольной, разболтанной личности, не способной, с одной стороны, про­тивостоять вредным влияниям окружающей среды, с другой — не умеющей обуздывать свои гипертрофированные потребности и же­лания. Подобная «гуманность» практически выливается в попусти­тельство, снисходительность к порокам, всепрощенчество. Быть гу­манным по отношению к осужденным — значит верить в возмож­ность их позитивного изменения, передать эту веру им самим, для чего уметь предъявлять разумные и справедливые требования, соз­давать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к бездумному подчинению, а к сознательной дисциплине, к форми­рованию готовности работать над собой. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания, если нет требования, что воспитание начинается с системы требований к личности. Не случайно его педа­гогическое кредо сводилось к простой формуле: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему.

Лишенная элементов уважительности и заботы о человеке, тре­бовательность, предъявляемая воспитателем к осужденному, подчас выливается в жестокость, в деспотизм, поэтому должна сочетаться с высокой требовательностью воспитателя по отношению к себе, сво­им моральным качествам, педагогическому мастерству.

3. Опора в процессе перевоспитания на положительные качества личности. Воспитательный процесс, ориентированный только на по­давление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Выявлять, проектировать, формировать и закреплять положительное в челове­ке педагогически намного выгоднее, чем строить процесс перевос­питания только на запретительных нормах.

Реализация этого принципа сложна для воспитателя даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты личности осу­жденного, отрицательные черты характера, негативное отношение к основным социальным ценностям, к самим сотрудникам лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты ха­рактера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные скрывают от окружающих, дабы не стать объек­том насмешек и издевательств со стороны других. Подчас эти каче­ства не осознаются самими их носителями, поскольку нет условий, ситуаций для их проявления.

Данный принцип не, означает снижения требовательности к осу­жденным, а тем более захваливания и попустительства. Большой вред как самой личности, так и общности осужденных наносят те воспитатели, которые, используя коммуникабельность, общительность, организаторские способности некоторых осужденных, ставят их в при­вилегированное положение, допускают по отношению к ним по­слабление требований режима, а иногда даже сами создают группы таких «активистов», которые в своих методах ничем не отличаются от «авторитетов» уголовного мира. Ничего общего такой подход с принципом опоры на положительное не имеет.

4. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Общ­ность осужденных весьма разнообразна, поэтому общая система внешних воздействий, естественно, предполагает ее дифференциро­ванное и индивидуальное преломление на уровне каждой группы, каждой личности. Основная идея данного принципа означает учет в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности на фоне общей программы воспитательных воздействий. А.С. Макаренко утверждал, что должна быть общая программа вос­питания и индивидуальных корректив к ней.

Дифференциация осужденных, т.е. разделение их на группы по самым различным основаниям (полу, возрасту, характеру совершен­ного преступления, социальной стратификации и т.д.), — это не самоцель, а лишь инструмент в руках воспитателя, благодаря кото­рому индивидуальный подход к личности в процессе ее исправле­ния становится более осознанным и обоснованным.

5. Системный подход в организации процесса перевоспитания осуж­денных. Идея системного подхода вытекает из понимания личности воспитуемого как некоей целостности, ее духовно-нравственной, ин­теллектуальной, эмоционально-волевой, физической сторон.

Системный подход является основополагающим принципом в ор­ганизации процесса перевоспитания осужденных в целом. Он распро­страняется на определение целей и задач перевоспитания; обусловли­вает соответствие средств и методов целям перевоспитания; предпола­гает всеохватывающее применение основных направлений воспита­тельного процесса; организацию формального и неформального об­щения личности; планирование воспитательного процесса; привлече­ние к непосредственной воспитательной работе всех сотрудников под­разделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности на всех этапах исполнения и отбывания наказания (от ор­ганизации приема вновь прибывших до подготовки их к освобож­дению); и, наконец, реализацию в деятельности исправительных уч­реждений всех вышеназванных принципов исправления осужденных.

17.5. Методы воспитательной работы по перевоспитанию осужденных




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.