КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы перевоспитания осужденных
Принципы, определяющие содержание и направленность процесса перевоспитания В своей основе принципы перевоспитания осужденных имеют ту же методологическую базу, что и общие принципы воспитания. В них отражаются объективные связи и отношения, присущие формированию личности в обществе, однако это не означает их полного тождества. Учитывая тот факт, что процесс перевоспитания осужденных протекает в условиях исполнения уголовного наказания, следует отметить, что ряд принципов воспитания не может быть реализован в полном объеме, а другие претерпевают определенную трансформацию. Под принципами перевоспитания в пенитенциарной педагогике понимаются руководящие идеи, исходные методологические положения, определяющие как содержание и направленность самого процесса, так и педагогическую деятельность сотрудников, воспитателей. Следует подчеркнуть, что они являются руководством к деятельности именно сотрудников, организующих процесс перевоспитания, а не осужденных, деятельность которых, о чем было сказано выше (см. § 17.2), определяется термином исправление. 1. Целенаправленность процесса перевоспитания осужденных заключается в том, что как специально организуемый (в отличие от стихийных, неуправляемых) процесс перевоспитания невозмэжен без четкого и конкретного определения его цели. Цель любой деятельности, в том числе и педагогической, определяется людьми в конкретных исторических условиях, и потому она — категория субъективная. Цель деятельности уголовно-исполнительной системы, а отсюда и процесса перевоспитания осужденных определена законз-дателем как исправление осужденных (ст. 1 УИК РФ), под которым он (законодатель) понимает уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сб-щежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1, ст. 9 УИК РФ). Даже в таком общем виде цель воспитательного процесса в исправительном учреждении выступает как категория нравственная, поскольку определяет направленность поступков и поведения осужденных с позиций общепринятых в обществе норм морали. Эту цель следует рассматривать как минимальную, достижение которой способно оградить личность от совершения повторных преступлений. Однако процесс перевоспитания ограничивать этим уроз-нем нецелесообразно, поэтому следует ввести и понятие цели максимальной, как определенный ориентир, позволяющий выстроить перед осужденными систему «перспективных линий» (А.С. Макаренко). В качестве дальней цели, например, может быть поставлена задача превращения бывшего преступника в сознательного члена общества, которая может быть реализована после выхода осужденного на свободу. Готовить к этой перспективе осужденного следует уже в период отбывания им наказания посредством перестройки его чувств, воли, черт характера, привычек, интересов, установок, т.е. в целом направленности личности. Верно понимаемая идея целенаправленности как в отношении системы в целом, так и каждой личности в отдельности предъявляет высокий уровень требований к руководству уголовно-исполнительной системы. 2. Соответствие средств, форм и методов исправления осужденных гуманистической, нравственной направленности процесса перевоспитания — принцип, вытекающий из предыдущего (в определенной степени является его продолжением), а также из ст. 8 УИК РФ, где принцип гуманизма назван в числе основополагающих как для законодательства, так и для деятельности уголовно-исполнительной системы. Цель всегда рассматривается во взаимоотношении со средствами. Законодатель в качестве средств исправления осужденных определил: режим, воспитательную работу, общественно полезный труд, общее образование, профессиональную подготовку и общественное воздействие (ч. 2, ст. 9 УИК РФ). Гуманистический, нравственный характер указанных средств обусловлен уже тем, что в них отражены основные виды жизнедеятельности, в которых формируется, развивается личность. Применяемая в процессе перевоспитания осужденных система методов, форм воспитательных взаимодействий, несмотря на определенную их специфику, соответствует таковым, применяемым в любых воспитательных системах нашего общества, и по своей направленности отвечает цели исправления осужденного, возвращения обществу социально полезного гражданина. Именно в этом заключается основная идея данного принципа. 3. Связь процесса перевоспитания осужденных с жизнью страны понимается как восстановление и налаживание их социально полезных связей и отношений, постоянное ознакомление с внутриполитическими и международными событиями, расширение круга общественно-политических интересов, формирование положительных социальных установок, приобщение к общественным мероприятиям в колонии. Практика показывает, что у определенной части осужденных в период отбывания наказания формируется своеобразный психолого-педагогический паразитизм. Они полагают, что уже сам факт лишения свободы перекладывает многие их личные обязанности на сотрудников, родственников, общественность, в то время как сами они являются лишь потребителями усилий других, например даже своих родственников (посылки, передачи, переписка и т.д.). Однако наиболее ценные в воспитательном отношении связи — это те, где осужденный сам занимает активную позицию, где не только общество «работает» на осужденного, но и он сам приносит реальную пользу своим близким, детям, обществу в целом. Возможность такой активности в новом законодательстве предоставлена осужденным, естественно, не в полном объеме, но в достаточной степени, чтобы последние не потеряли общественно полезные связи, не потеряли свое гражданское лицо. 4. Соблюдение законности в процессе перевоспитания осужденных. Этот принцип отражает объективно существующую зависимость организации воспитательного процесса от правовой регламентации жизни и деятельности осужденных в период отбывания уголовного наказания, поскольку регулируется не только само исполнение наказания, но также и взаимоотношения, возникающие между осужденными, между осужденными и сотрудниками, между осужденными и обществом. В правовых нормах определены цель и средства перевоспитания осужденных, формы и частично методы воздействия (поощрения и взыскания — ст. 113—117 УИК РФ), критерии и степени исправления личности и др. Требование же данного принципа заключается в том, что воздействия на осужденных следует осуществлять на основе и в полном соответствии не только с предписаниями действующего законодательства, но и с ведомственными нормативными актами и методическими рекомендациями, такими, например, как Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему», Положение «О порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», Положение «О порядке подготовки и рассмотрения документов при применении мер взыскания к осужденным, организации их исполнения, учета» и т.д. Эти документы широко охватывают и регламентируют жизнь и деятельность осужденных и профессиональную деятельность сотрудников. Сотрудники, руководители должны следовать тем нравственным потенциям, которые в законе заложены. Это, прежде всего, касается создания необходимых условий для реального обеспечения прав (ст. 12 УИК РФ) и обязанностей (ст. 11 УИК РФ) осужденных, охраны их законных интересов. На труд, жизнь и деятельность осужденных распространяются и требования других отраслей права, например трудового, административного и др., а также тех конституционных прав, которые не подвергались ограничению со стороны уголовного и уголовно-исполнительного права. Данный принцип предполагает также соблюдение сотрудниками исправительных учреждений международных законодательных актов в области прав человека, таких, например, как «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» и др. Принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудников исправительных учреждений 1. Включение осужденных в активную общественно полезную деятельность. Объективной основой,этого принципа является закономерность, которую в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Признается, во-первых, возможность изменения, исправления личности в период отбывания ею уголовного наказания, во-вторых, необходимым условием исправления является не подавление личности, а развитие ее активной общественно полезной деятельности, духовно-нравственной сферы, повышение интеллектуального, образовательного и профессионального уровней. Перевоспитание нельзя сводить только к одностороннему воздействию воспитателей на осужденных. Составной частью этого процесса является деятельность самих осужденных, проявление их духовных сил. Только при этом условии возможно изменение системы отношений осужденных, их жизненной позиции, смена которой происходит в результате возникновения и разрешения внутренних противоречий между старыми убеждениями и новыми ценностями, между старыми привычками поведения и новыми требованиями[337]. Реализация данного принципа предполагает также включение осужденных в познавательную деятельность, в культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, привлечение их к организации и проведению воспитательных мероприятий, к работе в самодеятельных организациях. Активная позиция осужденного важна в любом виде позитивной деятельности, а совокупная оценка отношений осужденных к вышеперечисленным видам деятельности является показателем их исправления, что учитывается в их поступательном движении по ступеням исправления[338]. 2. Сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В этом принципе наиболее полно отражена диалектичность процесса перевоспитания. Лишенный каких-либо из указанных признаков, он превращается в антипедагогический. Гуманность, рассматриваемая вне системы определенных требований к человеку, может привести к формированию слабовольной, разболтанной личности, не способной, с одной стороны, противостоять вредным влияниям окружающей среды, с другой — не умеющей обуздывать свои гипертрофированные потребности и желания. Подобная «гуманность» практически выливается в попустительство, снисходительность к порокам, всепрощенчество. Быть гуманным по отношению к осужденным — значит верить в возможность их позитивного изменения, передать эту веру им самим, для чего уметь предъявлять разумные и справедливые требования, создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к бездумному подчинению, а к сознательной дисциплине, к формированию готовности работать над собой. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания, если нет требования, что воспитание начинается с системы требований к личности. Не случайно его педагогическое кредо сводилось к простой формуле: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему. Лишенная элементов уважительности и заботы о человеке, требовательность, предъявляемая воспитателем к осужденному, подчас выливается в жестокость, в деспотизм, поэтому должна сочетаться с высокой требовательностью воспитателя по отношению к себе, своим моральным качествам, педагогическому мастерству. 3. Опора в процессе перевоспитания на положительные качества личности. Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Выявлять, проектировать, формировать и закреплять положительное в человеке педагогически намного выгоднее, чем строить процесс перевоспитания только на запретительных нормах. Реализация этого принципа сложна для воспитателя даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты личности осужденного, отрицательные черты характера, негативное отношение к основным социальным ценностям, к самим сотрудникам лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные скрывают от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других. Подчас эти качества не осознаются самими их носителями, поскольку нет условий, ситуаций для их проявления. Данный принцип не, означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захваливания и попустительства. Большой вред как самой личности, так и общности осужденных наносят те воспитатели, которые, используя коммуникабельность, общительность, организаторские способности некоторых осужденных, ставят их в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а иногда даже сами создают группы таких «активистов», которые в своих методах ничем не отличаются от «авторитетов» уголовного мира. Ничего общего такой подход с принципом опоры на положительное не имеет. 4. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Общность осужденных весьма разнообразна, поэтому общая система внешних воздействий, естественно, предполагает ее дифференцированное и индивидуальное преломление на уровне каждой группы, каждой личности. Основная идея данного принципа означает учет в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности на фоне общей программы воспитательных воздействий. А.С. Макаренко утверждал, что должна быть общая программа воспитания и индивидуальных корректив к ней. Дифференциация осужденных, т.е. разделение их на группы по самым различным основаниям (полу, возрасту, характеру совершенного преступления, социальной стратификации и т.д.), — это не самоцель, а лишь инструмент в руках воспитателя, благодаря которому индивидуальный подход к личности в процессе ее исправления становится более осознанным и обоснованным. 5. Системный подход в организации процесса перевоспитания осужденных. Идея системного подхода вытекает из понимания личности воспитуемого как некоей целостности, ее духовно-нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, физической сторон. Системный подход является основополагающим принципом в организации процесса перевоспитания осужденных в целом. Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; обусловливает соответствие средств и методов целям перевоспитания; предполагает всеохватывающее применение основных направлений воспитательного процесса; организацию формального и неформального общения личности; планирование воспитательного процесса; привлечение к непосредственной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности на всех этапах исполнения и отбывания наказания (от организации приема вновь прибывших до подготовки их к освобождению); и, наконец, реализацию в деятельности исправительных учреждений всех вышеназванных принципов исправления осужденных. 17.5. Методы воспитательной работы по перевоспитанию осужденных
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |