КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические аспекты развития правовой службы предприятия
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, 1.1 Исторические аспекты развития правовой службы предприятия 1.2 Понятие правовой службы предприятия 1.3 Структура правовой службы предприятия 1.4 Компетенция правовой службы предприятия В начале XX в. известный российский цивилист Г. Ф. Шершеневич обращал внимание на торговых служащих, деятельность которых имеет юридический характер, — приказчиков. Приказчик должен был вступать в юридические сделки с третьими лицами как представитель своего хозяина, при этом основной его обязанностью являлось исполнение в точности поручения, на него возложенного. Действуя по доверенности, приказчик должен был сообразовывать все свои действия со сложившимися в торговле порядками или, говоря современным языком, в строгом соответствии с законодательством. Важно подчеркнуть, что эти слова были не просто словами, они многое значили для приказчика. Ведь в обязанности приказчика входило возмещение хозяину вреда, причиненного ему, в частности, по небрежности. Например, он нес ответственность при отпуске товара в кредит без письменного разрешения хозяина, при разглашении коммерческой тайны и т. п. Помимо гражданской ответственности за некоторые действия приказчику грозила и уголовная ответственность. Об этом невольно приходится вспоминать, когда сталкиваешься с неверно составленными договорами, не учитывающими интересы сторон; пропуском сроков исковой давности; игнорированием судебной практики, в которой содержатся рекомендации по применению законодательных и иных нормативных актов; пренебрежением нормами процессуального права, когда не используются возможности обжалования неправильного судебного решения, и иными упущениями, в результате которых предприятия терпят убытки, в том числе из-за отсутствия или недостаточной квалификации правовой службы. Юрист должен был активно защищать законные интересы предпринимателей в судебных органах и, в частности, в коммерческих судах, образованных в соответствии с Указом российского императора Николая I от 14 мая 1832 г. «Об учреждении коммерческих судов». На протяжении многих последующих лет происходили неоднократные реорганизации коммерческих судов; был период, когда их вообще ликвидировали. Однако функция защиты прав предприятий в тех или иных судебных и административных органах существовала всегда. Попытка упорядочить функции, выполняемые юрисконсультами, была предпринята Советом Народных Комиссаров РСФСР, который 30 марта 1927 г. принял постановление № 238 (СУ РСФСР, 1927 г., № 36, ст. 238), регулировавшее правовое положение юристов государственных учреждений, предприятий и кооперативных организаций. Однако, как отмечалось в журнале «Советская юстиция» (1957 г., № 1), в послевоенные годы роль юрисконсультов на предприятиях и в учреждениях значительно понизилась, зачастую им поручалась не соответствующая их квалификации работа (проверка грамотности писем, составление протоколов совещаний и т. п.). В то же время многие серьезные правовые вопросы, решение которых требовало юридических познаний, рассматривались без участия юристов. В 50—60 гг. не было единого нормативного акта, определяющего правовое положение правовой службы на предприятиях. На многих предприятиях юрисконсультских должностей вообще не было, а там, где они были, их нередко включали в состав отделов снабжения, сбыта и др. Между тем объем юрисконсультской работы на предприятиях был большой: визирование приказов и распоряжений, претензионно-исковая работа, обеспечение соблюдения законодательства о труде и т. п. Неопределенность правового положения правовой службы снижала эффективность ее работы. Ситуация стала меняться, когда в июне 1972 г. Совет Министров СССР утвердил Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения. Значение этого документа состояло, прежде всего, в том, что были нормативно определены организационные основы деятельности правовой службы, ее подчиненность непосредственно руководителю предприятия, а назначение на должность и освобождение от должности осуществлялось вышестоящей организацией. Последнее обстоятельство имело для юристов весьма важное значение в условиях административно-командной системы, поскольку способствовало их относительной самостоятельности. Было установлено, что упразднение правовой службы и сокращение юридических работников также проводится лишь с согласия вышестоящей организации. Вместе с тем в обязанности правовой службы вменялось осуществление контроля за законностью издаваемых руководителем предприятия проектов приказов, инструкций и иных правовых актов. При подготовке противоречащих законодательству документов юрист был обязан отказать в визировании таких документов и внести руководителю предложения о законном порядке разрешения соответствующих вопросов, а если вопреки заключению правовой службы незаконный документ все-таки будет подписан, то юрист обязан был сообщить об этом вышестоящей организации. Было установлено, что руководитель правовой службы, не принявший в соответствии с данным положением мер к устранению нарушения законности, несет ответственность наряду с руководителем предприятия. Разумеется, помимо проверки соответствия требованиям законодательства локальных актов предприятия, правовая служба должна была осуществлять ряд других функций, многие из которых реализуются ею в настоящее время. Сам по себе факт принятия Общего положения имел большое значение для правильной организации правовой службы, были конкретизированы ее функции во всех звеньях управления экономикой. Дело, однако, не ограничилось принятием данного положения. В стране была сформирована система методического руководства правовой работой. В Министерстве юстиции СССР было создано соответствующее управление, а в отраслевых министерствах и ведомствах на юридические подразделения (отделы, управления) были возложены функции по методическому руководству правовой работой на предприятиях и в организациях. Организовывались проверки состояния правовой работы с последующим обсуждением их результатов на производственных совещаниях, коллегиях министерств и ведомств. Практически во всех отраслевых институтах повышения квалификации проходили переподготовку юристы предприятий и организаций, а в середине 80-х гг. начала активно проводиться работа по пересмотру устаревших нормативных актов министерств и ведомств. Эти меры оказали положительное влияние на более эффективное использование правовых рычагов хозяйственной деятельности. В начале 90-х гг. начался процесс перехода к многообразию форм собственности, созданию условий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, большей свободе экономической деятельности. Одновременно были изменены принципы организации государственной власти, основанные на разделении и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ее ветвей. В настоящее время порядок организации правовой работы на предприятии урегулирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070 «О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юридических служб», а также иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |