Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические аспекты развития правовой службы предприятия




ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ,

1.1 Исторические аспекты развития правовой службы предприятия

1.2 Понятие правовой службы предприятия

1.3 Структура правовой службы предприятия

1.4 Компетенция правовой службы предприятия

В начале XX в. известный российский цивилист Г. Ф. Шершеневич обращал внимание на торговых служащих, деятельность ко­торых имеет юридический характер, — приказчиков. Приказчик должен был вступать в юридические сделки с третьими лицами как представитель своего хозяина, при этом основной его обязанно­стью являлось исполнение в точности поручения, на него возло­женного. Действуя по доверенности, приказчик должен был сооб­разовывать все свои действия со сложившимися в торговле поряд­ками или, говоря современным языком, в строгом соответствии с законодательством.

Важно подчеркнуть, что эти слова были не просто словами, они многое значили для приказчика. Ведь в обязанности приказчика вхо­дило возмещение хозяину вреда, причиненного ему, в частности, по небрежности. Например, он нес ответственность при отпуске товара в кредит без письменного разрешения хозяина, при разглашении ком­мерческой тайны и т. п. Помимо гражданской ответственности за не­которые действия приказчику грозила и уголовная ответственность.

Об этом невольно приходится вспоминать, когда сталкиваешься с неверно составленными договорами, не учитывающими интересы сторон; пропуском сроков исковой давности; игнорированием судеб­ной практики, в которой содержатся рекомендации по применению законодательных и иных нормативных актов; пренебрежением нор­мами процессуального права, когда не используются возможности обжалования неправильного судебного решения, и иными упущениями, в результате которых предприятия терпят убытки, в том числе из-за отсутствия или недостаточной квалификации правовой службы.

Юрист должен был активно защищать законные интересы предпринимателей в судебных органах и, в частности, в коммерче­ских судах, образованных в соответствии с Указом российского императора Николая I от 14 мая 1832 г. «Об учреждении коммерче­ских судов». На протяжении многих последующих лет происходи­ли неоднократные реорганизации коммерческих судов; был пери­од, когда их вообще ликвидировали. Однако функция защиты прав предприятий в тех или иных судебных и административных орга­нах существовала всегда.

Попытка упорядочить функции, выполняемые юрисконсультами, была предпринята Советом Народных Комиссаров РСФСР, который 30 марта 1927 г. принял постановление № 238 (СУ РСФСР, 1927 г., № 36, ст. 238), регулировавшее правовое положение юристов госу­дарственных учреждений, предприятий и кооперативных организа­ций. Однако, как отмечалось в журнале «Советская юстиция» (1957 г., № 1), в послевоенные годы роль юрисконсультов на предприятиях и в учреждениях значительно понизилась, зачастую им поручалась не соответствующая их квалификации работа (проверка грамотности писем, составление протоколов совещаний и т. п.). В то же время мно­гие серьезные правовые вопросы, решение которых требовало юри­дических познаний, рассматривались без участия юристов.

В 50—60 гг. не было единого нормативного акта, определяю­щего правовое положение правовой службы на предприятиях. На многих предприятиях юрисконсультских должностей вообще не было, а там, где они были, их нередко включали в состав отделов снабжения, сбыта и др. Между тем объем юрисконсультской рабо­ты на предприятиях был большой: визирование приказов и распо­ряжений, претензионно-исковая работа, обеспечение соблюдения законодательства о труде и т. п. Неопределенность правового по­ложения правовой службы снижала эффективность ее работы.

Ситуация стала меняться, когда в июне 1972 г. Совет Минист­ров СССР утвердил Общее положение о юридическом отделе (бю­ро), главном (старшем) юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, пред­приятия, организации, учреждения. Значение этого документа со­стояло, прежде всего, в том, что были нормативно определены организационные основы деятельности правовой службы, ее подчи­ненность непосредственно руководителю предприятия, а назначе­ние на должность и освобождение от должности осуществлялось вышестоящей организацией. Последнее обстоятельство имело для юристов весьма важное значение в условиях административно-командной системы, поскольку способствовало их относительной самостоятельности.

Было установлено, что упразднение правовой службы и сокра­щение юридических работников также проводится лишь с согласия вышестоящей организации. Вместе с тем в обязанности правовой службы вменялось осуществление контроля за законностью изда­ваемых руководителем предприятия проектов приказов, инструк­ций и иных правовых актов. При подготовке противоречащих за­конодательству документов юрист был обязан отказать в визирова­нии таких документов и внести руководителю предложения о за­конном порядке разрешения соответствующих вопросов, а если вопреки заключению правовой службы незаконный документ все-таки будет подписан, то юрист обязан был сообщить об этом вы­шестоящей организации. Было установлено, что руководитель пра­вовой службы, не принявший в соответствии с данным положением мер к устранению нарушения законности, несет ответственность наряду с руководителем предприятия.

Разумеется, помимо проверки соответствия требованиям зако­нодательства локальных актов предприятия, правовая служба должна была осуществлять ряд других функций, многие из кото­рых реализуются ею в настоящее время.

Сам по себе факт принятия Общего положения имел большое значение для правильной организации правовой службы, были кон­кретизированы ее функции во всех звеньях управления экономикой.

Дело, однако, не ограничилось принятием данного положения. В стране была сформирована система методического руководства пра­вовой работой. В Министерстве юстиции СССР было создано соот­ветствующее управление, а в отраслевых министерствах и ведомствах на юридические подразделения (отделы, управления) были возложе­ны функции по методическому руководству правовой работой на предприятиях и в организациях. Организовывались проверки состоя­ния правовой работы с последующим обсуждением их результатов на производственных совещаниях, коллегиях министерств и ведомств.

Практически во всех отраслевых институтах повышения квалифика­ции проходили переподготовку юристы предприятий и организаций, а в середине 80-х гг. начала активно проводиться работа по пересмотру устаревших нормативных актов министерств и ведомств. Эти меры оказали положительное влияние на более эффективное использование правовых рычагов хозяйственной деятельности.

В начале 90-х гг. начался процесс перехода к многообразию форм собственности, созданию условий для свободного перемеще­ния товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, большей свободе экономической деятельности. Одновременно бы­ли изменены принципы организации государственной власти, ос­нованные на разделении и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ее ветвей.

В настоящее время порядок организации правовой работы на предприятии урегулирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070 «О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юри­дических служб», а также иными нормативными правовыми акта­ми Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.