Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов




Растение – целостный организм.

1. Целостность растительного организма обусловлена взаимодействием и взаимосвязью клеток, тканей и органов.

2. Растение как целостный организм обладает следующими свойствами живого:

а) обмен в-в и энергии;

б) рост;

в) развитие и размножение;

г) раздражимость;

д) наследственность и изменчивость и т.д.

3. Фазы онтогенеза (жизненного цикла) растительного организма:

а) этап зародыша семени (от оплодотворения до прорастания зародыша);

б) этап проростка (растение питается за счет запасных питательных в-в семени);

в) этап молодого растения (от начала минерального питания до цветения);

г) этап взрослого растения (цветение и плодоношение);

д) этап старения (отсутствие цветения);

е) смерть.

4. Раздражимость:

а) тропизмы (ростовые движения) – вызываются односторонне действующим раздражителем: фототропизмы – свет; геотропизмы – сила тяжести (отрицательный – у побегов, положительный – у корней); хемотропизмы – хим. в-ва (положительный - гифы некоторых грибов, пыльцевые трубки); аэротропизмы – распределение о2 (отрицательный – у пыльцевых трубок); гидротропизм – вода (положительный – у корней и пыльцевых трубок); гаптотропизм или тигмотропизм – прикосновение (положительный – усики вьющихся растений, чувствительные волоски росянки).

б) настии (обусловлены изменением тургора клеток) – вызываются раздражителем, который не имеет определенного направления: цветки крокуса или тюльпана закрываются ночью потому, что лепестки снизу растут быстрее (гипонастии), а открываются в результате того, что начинает быстрее расти верхняя часть лепестков (эпинастии),термонастии (t), фотонастии – свет, гаптонастии – прикосновение (мимоза, насекомоядные растения) – как полагают, раздражение передает гормон, переносимый по ксилеме.

5. Рост растения (неопределенный):

а) эмбриональная фаза (за счет образовательной ткани);

б) фаза растяжения клеток;

в) фаза дифференцировки клеток и формирования тканей (подвержены фотопериодизму).

6. Все свойства и ф-ции растительного организма зависят от условий внешней среды (абиотических, биотических, антропогенных факторов). И только во взаимодействии со средой растение выступает как целостный организм.

 

1. В растительном организме (цветковые растения) взаимосвязь структурных компонентов достигается тем, что клетки соединяются при помощи каналов Э.П.С.

2. Качественные морфологические и физиологические изменения клеток происходят в процессе дифференцировки тканей и вегетативных органов, клетки образовательной ткани превращаются:

а) в клетки механической ткани (утолщаются оболочки);

б) в клетки проводящей ткани (утолщение их в виде колец, спиралей);

в) в клетки покровной ткани (откладывается в них суберин, кутин)

3. Взаимодействие между тканями и органами растения обеспечивают фитогормоны (стимуляторы, которые вырабатывают сами растения):

а) ауксины образуются в точке роста стебля и в молодых листьях– вызывают растяжение клеток, активируют корнеобразование; в низких концентрациях стимулируют, в высоких - ингибируют рост корня; стимулируют рост плодов; ингибируют опадение листьев и плодов.

б) гиббереллины – стимулируют удлинение стебля, прорастание семян, почек, клубней; стимулируют рост листьев и плодов, усиливают действие ауксинов.

в) цитокинины ( больше всего там, где происходит быстрое деление клеток, особенно в незрелых плодах м семенах) – активируют деление клеток в присутствии ауксинов; способствуют замедлению нормального процесса старения листьев. Структурное сходство цитокининов с аденином наводит на мысль, что они играют роль в метаболизме нуклеиновых кислот.

г) этилен (связан со старением) – оказывает влияние на созревание плодов и связанное с ним ускорение дыхания (этот газ выделяют спелые плоды и другие органы растений, особенно поврежденные), Действует как ингибитор роста, нарушает покой почек, вызывает зацветание ананасов, стимулирует созревание томатов и цитрусовых.

д) абсцизовая кислота подобно гиббереллинам относится к терпеноидам. АБК образуется в листьях, стеблях, плодах и семенах – ингибитор роста. Стимулирует покой семян, зимний покой почек, опадение листьев; каким-то образом участвует в увядании, цветении, старении листьев. АБК используют для опрыскивания плодовых деревьев в конце сезона, чтобы вызвать одновременное опадение плодов.

4. Существует и функциональная взаимосвязь между органами растения, например:

а) корень поглощает из почвы воду, минеральные соли;

б) стебель проводит их к листьям;

в) в листьях они используются для ф.с.;

г) образовавшиеся органические вещества из листьев по структурам стебля оттекают к различным органам, где используются клетками для обменных процессов и т.д.

5. Взаимосвязь между клетками, тканями и органами растения особенно четко прослеживается при сезонных изменениях их жизни:

а) осенью происходит листопад, корни прекращают всасывать холодную воду, в клетках накапливаются жиры и сахара, возрастает вязкость цитоплазмы клеток, замедляются обменные процессы;

б) весной – запасные питательные вещества передвигаются по структурам стебля, корни всасывают воду и минеральные соли из почвы, набухают почки, появляются листья, идет ф.с., образуются цветки и т.д.

 

 

& 2. Функции корня. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня.

Корень - подземный вегетативный орган высших растений, имеющий радиальную симметрию, неограниченный верхушечный рост и выполняющий следующие функции:

· механическая - укрепление растения в почве;

· всасывательная - поглощение воды и солей из почвы;

· проводящая - проведение воды и солей в стебель;

· синтезирующая - синтез некоторых органических кислот;

· выделительная - выделение синтезируемых веществ в почву (угольная, яблочная, уксусная кислоты);

· запасающая - отложение запасных питательных веществ (сахара, крахмал);

· симбиоз с грибами и бактериями (клубеньковые).

· орган вегетативного размножения;

Внешнее строение корня - это:

а) его вид (главный, боковой, придаточный):

¨ главный - развивается из зародышевого корешка семени;

¨ боковые - отходят от главного корня и могут ветвиться;

¨ придаточные - растут от нижней части стебля (кукуруза, томаты, картофель, тополь и др.) или листьев (бегония), от придаточных могут отрастать боковые.

 

В совокупности корни образуют корневую систему:

¨ стержневая - хорошо выражен главный корень, от него отходят мелкие боковые (двудольные растения – редька дикая, полынь,клевер, одуванчик, петрушка); длина главного корня: до 1,5 м (капуста), до 10м (люцерна), до 30м (верблюжья колючка).У многих растений со стержневой корневой системой образуются и придаточные корни (укоренение усов земляники, веток ивы, тополей, черенков комнатных растений; для роста придаточных корней у картофеля, капусты, томатов – и окучивают).

¨ мочковатая - главный корень не выражен и не отличается от придаточных, (однодольные растения – пшеница,рожь, ячмень, кукуруза).

Внешнее строение корня.

б) его размеры - от мм до нескольких 10-ков м;

в) его форма - шаровидная, конусовидная (одуванчик), цилиндрическая (хрен), нитевидная (рожь, пшеница, лук, подорожник);

г) его видоизменения:

- дыхательные корни - у растений, обитающих в сильно увлажненных, бедных кислородом почвах;

- воздушные корни растений, обитающих во влажном тропическом климате; всасывают воду из воздуха;

- корни-подпорки повышают устойчивость растений в зыбком грунте мангровых лесов и болот;

- цепкие корни - удерживают стебли лазающих растений на субстрате;

- корни-присоски растений-паразитов выделяют вещества, переваривающие ткани хозяина;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 3668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.