КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь клеток, тканей и органов
Растение – целостный организм. 1. Целостность растительного организма обусловлена взаимодействием и взаимосвязью клеток, тканей и органов. 2. Растение как целостный организм обладает следующими свойствами живого: а) обмен в-в и энергии; б) рост; в) развитие и размножение; г) раздражимость; д) наследственность и изменчивость и т.д. 3. Фазы онтогенеза (жизненного цикла) растительного организма: а) этап зародыша семени (от оплодотворения до прорастания зародыша); б) этап проростка (растение питается за счет запасных питательных в-в семени); в) этап молодого растения (от начала минерального питания до цветения); г) этап взрослого растения (цветение и плодоношение); д) этап старения (отсутствие цветения); е) смерть. 4. Раздражимость: а) тропизмы (ростовые движения) – вызываются односторонне действующим раздражителем: фототропизмы – свет; геотропизмы – сила тяжести (отрицательный – у побегов, положительный – у корней); хемотропизмы – хим. в-ва (положительный - гифы некоторых грибов, пыльцевые трубки); аэротропизмы – распределение о2 (отрицательный – у пыльцевых трубок); гидротропизм – вода (положительный – у корней и пыльцевых трубок); гаптотропизм или тигмотропизм – прикосновение (положительный – усики вьющихся растений, чувствительные волоски росянки). б) настии (обусловлены изменением тургора клеток) – вызываются раздражителем, который не имеет определенного направления: цветки крокуса или тюльпана закрываются ночью потому, что лепестки снизу растут быстрее (гипонастии), а открываются в результате того, что начинает быстрее расти верхняя часть лепестков (эпинастии),термонастии (t), фотонастии – свет, гаптонастии – прикосновение (мимоза, насекомоядные растения) – как полагают, раздражение передает гормон, переносимый по ксилеме. 5. Рост растения (неопределенный): а) эмбриональная фаза (за счет образовательной ткани); б) фаза растяжения клеток; в) фаза дифференцировки клеток и формирования тканей (подвержены фотопериодизму). 6. Все свойства и ф-ции растительного организма зависят от условий внешней среды (абиотических, биотических, антропогенных факторов). И только во взаимодействии со средой растение выступает как целостный организм.
1. В растительном организме (цветковые растения) взаимосвязь структурных компонентов достигается тем, что клетки соединяются при помощи каналов Э.П.С. 2. Качественные морфологические и физиологические изменения клеток происходят в процессе дифференцировки тканей и вегетативных органов, клетки образовательной ткани превращаются: а) в клетки механической ткани (утолщаются оболочки); б) в клетки проводящей ткани (утолщение их в виде колец, спиралей); в) в клетки покровной ткани (откладывается в них суберин, кутин) 3. Взаимодействие между тканями и органами растения обеспечивают фитогормоны (стимуляторы, которые вырабатывают сами растения): а) ауксины образуются в точке роста стебля и в молодых листьях– вызывают растяжение клеток, активируют корнеобразование; в низких концентрациях стимулируют, в высоких - ингибируют рост корня; стимулируют рост плодов; ингибируют опадение листьев и плодов. б) гиббереллины – стимулируют удлинение стебля, прорастание семян, почек, клубней; стимулируют рост листьев и плодов, усиливают действие ауксинов. в) цитокинины ( больше всего там, где происходит быстрое деление клеток, особенно в незрелых плодах м семенах) – активируют деление клеток в присутствии ауксинов; способствуют замедлению нормального процесса старения листьев. Структурное сходство цитокининов с аденином наводит на мысль, что они играют роль в метаболизме нуклеиновых кислот. г) этилен (связан со старением) – оказывает влияние на созревание плодов и связанное с ним ускорение дыхания (этот газ выделяют спелые плоды и другие органы растений, особенно поврежденные), Действует как ингибитор роста, нарушает покой почек, вызывает зацветание ананасов, стимулирует созревание томатов и цитрусовых. д) абсцизовая кислота подобно гиббереллинам относится к терпеноидам. АБК образуется в листьях, стеблях, плодах и семенах – ингибитор роста. Стимулирует покой семян, зимний покой почек, опадение листьев; каким-то образом участвует в увядании, цветении, старении листьев. АБК используют для опрыскивания плодовых деревьев в конце сезона, чтобы вызвать одновременное опадение плодов. 4. Существует и функциональная взаимосвязь между органами растения, например: а) корень поглощает из почвы воду, минеральные соли; б) стебель проводит их к листьям; в) в листьях они используются для ф.с.; г) образовавшиеся органические вещества из листьев по структурам стебля оттекают к различным органам, где используются клетками для обменных процессов и т.д. 5. Взаимосвязь между клетками, тканями и органами растения особенно четко прослеживается при сезонных изменениях их жизни: а) осенью происходит листопад, корни прекращают всасывать холодную воду, в клетках накапливаются жиры и сахара, возрастает вязкость цитоплазмы клеток, замедляются обменные процессы; б) весной – запасные питательные вещества передвигаются по структурам стебля, корни всасывают воду и минеральные соли из почвы, набухают почки, появляются листья, идет ф.с., образуются цветки и т.д.
& 2. Функции корня. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Корень - подземный вегетативный орган высших растений, имеющий радиальную симметрию, неограниченный верхушечный рост и выполняющий следующие функции: · механическая - укрепление растения в почве; · всасывательная - поглощение воды и солей из почвы; · проводящая - проведение воды и солей в стебель; · синтезирующая - синтез некоторых органических кислот; · выделительная - выделение синтезируемых веществ в почву (угольная, яблочная, уксусная кислоты); · запасающая - отложение запасных питательных веществ (сахара, крахмал); · симбиоз с грибами и бактериями (клубеньковые). · орган вегетативного размножения; Внешнее строение корня - это: а) его вид (главный, боковой, придаточный): ¨ главный - развивается из зародышевого корешка семени; ¨ боковые - отходят от главного корня и могут ветвиться; ¨ придаточные - растут от нижней части стебля (кукуруза, томаты, картофель, тополь и др.) или листьев (бегония), от придаточных могут отрастать боковые.
В совокупности корни образуют корневую систему: ¨ стержневая - хорошо выражен главный корень, от него отходят мелкие боковые (двудольные растения – редька дикая, полынь,клевер, одуванчик, петрушка); длина главного корня: до 1,5 м (капуста), до 10м (люцерна), до 30м (верблюжья колючка).У многих растений со стержневой корневой системой образуются и придаточные корни (укоренение усов земляники, веток ивы, тополей, черенков комнатных растений; для роста придаточных корней у картофеля, капусты, томатов – и окучивают). ¨ мочковатая - главный корень не выражен и не отличается от придаточных, (однодольные растения – пшеница,рожь, ячмень, кукуруза). Внешнее строение корня. б) его размеры - от мм до нескольких 10-ков м; в) его форма - шаровидная, конусовидная (одуванчик), цилиндрическая (хрен), нитевидная (рожь, пшеница, лук, подорожник); г) его видоизменения: - дыхательные корни - у растений, обитающих в сильно увлажненных, бедных кислородом почвах; - воздушные корни растений, обитающих во влажном тропическом климате; всасывают воду из воздуха; - корни-подпорки повышают устойчивость растений в зыбком грунте мангровых лесов и болот; - цепкие корни - удерживают стебли лазающих растений на субстрате; - корни-присоски растений-паразитов выделяют вещества, переваривающие ткани хозяина;
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 3720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |