Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ботаника – наука о растениях




Экзаменационные вопросы.

Требования к оформлению лабораторных работ и практических занятий.

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

1. Название отдела (класса, семейства………)

2. Особенности морфологии (вегетативных органов, цветка(если есть)),местообитание и местонахождение представителей семейства.

3. Агротехника и размножение.

4. Применение (только ландшафтное строительство, озеленение интерьеров, оранжереи и зимние сады), но не лекарственное.

5. Литература.

Примечание: - работа, выполненная не

по своему варианту, не засчитываться;

- при оформлении работы могут быть

использованы рисунки, схемы,

таблицы, фотоматериалы.

 

Приложение 2.

Лабораторные работы и практические занятия оформляются в альбомах для рисования (20листов).

Записи производятся темными чернилами (черными, фиолетовыми, синими), а рисунки и схемы простым карандашом. Альбом подписывается и сдается преподавателю на последнем практическом занятии. Рисунки оформляются на одной стороне альбома.

К дню сдачи экзамене должна быть зачтена контрольная работа и практические занятия (отработаны и оформлены в альбоме).

 

Литература.

Основная:

1. Брем

2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс в 3-х томах, второй том. Ботаника.- М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век», 2002.

3. Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника. –М.: Академия, 2003.

4. Еленевский А.Г.. Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших, или наземных растений.- М.4Академия, 2001.

Дополнительная.

1. Жизнь растений. - М.:Просвещение. Тома 1,2,3,4,5(1),6,1974-82.

2. Журналы «Комнатные растения», «Ландшафтный дизайн».

3. Цветы мира. – М.: Аванта +, 2003.

1. «Ботанэ» - трава (греч.). Это наука, изучающая жизнь растений, их внешнее и внутреннее строение, жизнедеятельность, условия обитания, распространение на Земле, взаимодействие с окружающей средой, их происхождение эволюцию.

2. Основная задача ботаники – всестороннее изучение растений для получения новых высокопродуктивных с/х культур и сохранение экологического равновесия в природе.

3. Основные разделы ботаники:

- цитология (наука о строении растительной клетки)

- морфология (наука о внешнем строении органов растения)

- анатомия (наука о внутреннем строении)

- физиология (наука о процессах, протекающих в растениях, ф-циях)

- биохимия (наука о химических процессах в растениях)

- систематика (наука о классификации растений)

- фитоценология (наука о растительном покрове Земли, связи со средой обитания, развитии растительных сообществ) т.д.

4. Развивается ботаника в связи с практической потребностью человека.

5. Наиболее известные ученые-ботаники: Тимирязев (фотосинтез), Навашин (двойное оплодотворение), Вавилов (центры происхождения растений).

& 1. Цветковое растение и его строение.

Известно 250 000 видов цветковых (покрытосеменных) растений. Функционально-структурной единицей растений является клетка.Особенности растительной клетки:

1. наличие твердой толстой целлюлозной клеточной стенки,

2. наличие пластид и в них хлорофилла,

3. наличие вакуолей с клеточным соком,

4. накопление крахмала,

5. связь клеток между собой каналами ЭПС.

Особенности покрытосеменных:

- наличие цветка (здесь образуются и прорастают споры, образуются мужские и женские гаметофиты с гаметами, происходит опыление, оплодотворение и развитие семян;

- покрытосемянность (семена скрыты внутри плода и хорошо защищены от неблагоприятных условий среды;

- двойное оплодотворение;

- сложность внутреннего строения (в древесине, кроме трахеид, имеются более совершенные проводящие элементы – сосуды; прочность стеблю придает механическая ткань (волокна); отток сахаров, крахмала от листьев происходит не по ситовидным клеткам, а по ситовидным трубкам);

- формирование видоизмененных органов для перенесения неблагоприятных условий;

- наличие однолетних растений (как приспособление к суровым условиям обитания);

- наличие вегетативного размножения (способствует расселению растений);

- симподиальный тип ветвления стебля.

Клетки, сходные по строению и выполняющие одинаковые функции, собираются в группы, образуя растительные ткани. Ткани бывают: простые (состоят только из одного вида клеток) и сложные (из разных видов клеток)

1. образовательная (меристема – греч. меристос – делящийся) обеспечивает рост растений, клетки мелкие с тонкой оболочкой и содержат большое ядро, быстро делятся.

(первичные меристемы – появляются из клеток зародыша в начале развития, обеспечивают первичный рост органов в длину; вторичные меристемы – возникают позднее и обуславливают вторичный рост преимущественно в толщину).

­ Верхушечная -апикальная (конус нарастания на кончике корня и верхушке стебля) - рост в длину.

­ Боковая - латеральная (камбий) - рост в толщину;

­ зародышевая (корешок зародыша);

­ вставочная - интеркалярная (основания междоузлий стеблей злаковых)- рост в длину.

­ раневая – травматическая (возникает в любом участке тела растения, где нанесена травма из живых клеток различных паренхиматических тканей.

2. покровная выполняет защитную функцию:

­ кожица (эпидерма, эпидермис) – один слой живых клеток, покрывающий органы растений (стебли, листья), клетки плотно сомкнуты с извилистыми боковыми стенками, наружная оболочка часто утолщена и покрыта воском; клетки эпидермиса могут образовывать выросты – волоски, чешуйки (защита от перегрева, поедания животными);в эпидермисе расположены устьица (образованы замыкающими клетками и устьичной щелью, через которую происходит испарение воды и газообмен); Днем на свету замыкающие клетки заполняются водой, округляются и открывают устьичную щель, ночью вода отсасывается клетками эпидермиса, замыкающие клетки плотно смыкаются.

­ Пробка ( покрыты стебли и корни многолетних растений) - несколько рядов отмерших клеток (пропитанных суберином), хорошо выраженных на клубнях картофеля, газообмен и транспирация происходит через отверстия в пробке – чечевички (совокупность крупных паренхиматических округлых клеток с межклетниками, по которым проходят водяной пар и газы; чаще образуются в местах, где были расположены устьица. Пробка развивается из вторичной меристемы - феллогена, который образуется из одного ряда клеток паренхимы, расположенных под эпидермой или из клеток самой эпидермы. Эти клетки делятся с образованием перидермы (комплекс трех тканей: феллемы – собственно пробки, феллогена – пробкового камбия, феллодермы - пробковой паренхимы).

­ корка - мертвые клетки, формирующиеся из старых клеток пробки, паренхимы и других тканей; газообмен идет через трещины в корке.

­ Ризодермисособая покровная ткань, которой покрыт молодой корешок (ф-ции защитная и всасывающая).

3. основная ткань (паренхима), заполняет все промежутки между покровными, механическими и проводящими тканями. В основной ткани многих растений есть специальные вместилища для накопления ве-в: млечный сок – белая жидкость, содержащая сахар, крахмал, белки, смолу, каучук (одуванчик); смола в смоляных ходах (сосна).

­ Ассимиляционная -хлоренхима (хлорофиллоносная) расположена в мякоти листа, клетки живые с большим количеством хлоропластов (фотосинтез);

­ поглощающая - во всасывающей зоне корня;.

­ водоносная - у растений засушливых и влажных мест (кактусы, молодило, очитки, алоэ).

­ Воздухоносная (аэренхима) - крупные межклетники, заполненные воздухом (водные и болотные растения) – источник кислорода для дыхания и углекислого газа для ф.с.

­ запасающая - в клубнях, плодах, семенах (крахмал, жиры, белки).

4. механическая - обеспечивает прочность растений.

Живые клетки измененной формы за счёт неравномерно утолщенных оболочек (стебли ржи, пшеницы, черешков листьев свеклы, моркови, укропа, бегонии и др.) – Колленхима. Важную роль она играет в молодых растениях, у травянистых растений и в листьях, где отсутствует вторичный рост.Оставаясь живыми, клетки ее способны расти и растягиваться.

Склеренхима – зрелые клетки ее мертвы и не способны вытягиваться. Различают 2 типа клеток склеренхимы: волокна и склереиды (каменистые клетки). У клеток обоих типов клеточная стенка утолщена отложениями лигнина – сложного вещества, повышающего ее твердость и прочность на сжатие и на разрыв.

Прочность стебля на излом, изгиб обеспечивают волокна – длинные мертвые клетки с одревесневшими оболочкам, располагаются они вдоль оси (используют для изготовления текстильных тканей – лен, китайская крапива; веревок, канатов, парусов – джут, агава, новозеландский лен).

­ толстостенные трахеиды поздней древесины,

­ древесинные волокна,

­ лубяные волокна,

­ каменистые клетки (склереиды) – мертвые клетки с одревесневшими оболочками в плодах многих растений, придающие плодам прочность (груши),

­ в листьях водного растения кувшинки механическая ткань представлена одиночными разветвленными клетками.

 

5. проводящая:

­ сосуды (трахеи) - образованы мертвыми клетками, у которых разрушены поперечные перегородки (ток быстрый).

­ трахеиды – образованы мертвыми вытянутыми клетками, имеют поры, прикрытые пленками (ток медленный).

­ ситовидные трубки – образованы живыми клетками без ядра (поэтому свои ф-ции выполняют в течение одного сезона, затем разрушаются), их поперечные перегородки продырявлены в виде сита (ток очень медленный), рядом с ситовидными трубками располагаются сопровождающие клетки, или клетки-спутницы (в них обр. энергия, используемая в процессе передвижения ве-в).

Сосуды + трахеиды + основная ткань + механическая ткань = ксилема.

Ситовидные трубки с клетками-спутницами + основная ткань + механическая ткань = флоэма.

Ксилема + флоэма = сосудисто-волокнистый пучок. Ксилема и флоэма – сложные ткани.

е) выделительная:

­ смоляные ходы,

­ железистые волоски,

­ эфиромасляные ходы.

Ткани образуют вегетативные (корень, стебель, лист) и генеративные (цветок, плод, семя) органы. Все органы растения составляют целостный организм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.