КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатика и теория принятия решений 2 страница
Для интеллектуальных систем характерно наличие базы знании с такими чертами, как внутренняя интерпретируемость, структурированность, связанность, активность. Всякая социальная информация имеет интеллектуальный характер. В информатике появились понятия "интеллектуализация", интеллектуальная система", "интеллектуальная технология", "интеллектуальный интерфейс" и другие средства "гуманизации" ЭВМ и создания интеллектуальных машин пятого поколения. Интеллектуальную природу имеют и автоматизированные информационные системы в области права. Материал в правовой сфере столь велик по объему и столь сложен по содержанию, что создание интеллектуальных, в частности экспертных, систем не только возможно, но и необходимо. Интеллектуальные системы и технологии проникают и в сферу законодательства. Указ Президента РФ "Концепция правовой информатизации России" ориентирует работу по информатизации правовой сферы на применение новейших технологий. Указ прямо говорит о необходимости использования в правовой сфере элементов искусственного интеллекта. Однако в целом в концепции и программе информатизации правовой сферы России задачи применения интеллектуальных систем и технологий отражены недостаточно.* * Система искусственного интеллекта и, прежде всего, экспертные системы отнесены к основным компонентам информационной инфраструктуры Генеральной прокуратуры РФ.
Большую роль системы играют в правоприменительной практике США. Руководством ФБР утверждена стратегия компьютеризации своих служб. Исследовались возможность и эффективность применения статистических систем распознавания при создании четырех информационных систем и получены практические результаты. В ряде стран приняты специальные программы внедрения интеллектуальных технологий и систем в государственно-правовую сферу. Так, в Главном полицейском управлении Японии разрабатываются: система помощи консультативным пунктам по проблемам преступности несовершеннолетних; система расследования крупных экономических преступлений и др. В настоящее время сложились следующие основные направления применения интеллектуальных технологий в правовой сфере. Создание экспертных систем. В середине 70-х годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось перспективное направление, получившее название "экспертные системы". Экспертная система — это человеко-машинный комплекс, основанный на профессиональных данных специалистов соответствующей сферы, имеющий внутреннюю логику (совокупность, как правило, математически выраженных правил умственной деятельности), способный генерировать решения по существу рассматриваемой проблемы. Простые экспертные системы, рассчитанные на широкий круг пользователей, создаются в период до 4 лет, стоимость их разработки составляет до 300 тыс. долл. (сложные экспертные системы — до 10 млн. долл.). В США рынок экспертных систем составил в 1986 г. 130 млн. долл., в 1995 г. — 8—10 млрд. долл.* * По имеющимся прогнозам мировой рынок экспертных систем в 2000 г. составит 60 млрд. долл. Исследования и разработка экспертных систем составляют основу программ развитых стран по искусственному интеллекту.
Различают следующие типы экспертных систем: 1) интеграционные, цель которых — извлечение описаний ситуации из данных; 2) диагностические, цель — установление диагноза; 3) проектирующие, цель — проектировать какой-либо объект; 4) планирующие, цель — распределение действий по различным сценариям; 5) мониторинговые — служащие для сравнения различных ситуаций; 6) образовательные, цель — создание систем автоматизированного обучения; 7) контрольные, цель — осуществление контроля за протеканием изучаемого процесса. Особенность интеллектуальных ЭВМ заключается в том, что они используют не базы данных, а базы знаний. Знанием является проверенный практикой результат познания действительности. Применительно к правовой сфере знание — это накопленные человечеством инстинкты, факты, принципы и прочие объекты правового познания. Поэтому в отличие от базы данных в базе знаний располагаются познаваемые сведения, содержащиеся в документах, книгах, статьях, отчетах. В работе "Экспертные системы в праве" английский юрист Р. Сасскинд отмечает, что искусственный интеллект в приложении к праву — это интеллектуальные системы, которые представляют собой программы, составленные таким образом, чтобы они могли действовать как эксперты в определенных областях. Подобные системы настолько удобны в работе, что у специалистов появился оценочный эпитет "интеллектуальный помощник". Согласно точке зрения Сасскинда только тогда, когда широта и глубина знаний в определенной области позволяют системе выступать в качестве эксперта, можно говорить об экспертной системе. Экспертные системы объясняют, аргументируют и делают выводы. Экспертная система составляется юристами — обычно узкими специалистами в какой-либо области права — и предназначена функционировать в качестве помощника в процессе решения юридических задач исключительно в одной области (а также в учебных целях). Пользователями таких систем обычно являются юристы-практики, сталкивающиеся с задачами, находящимися вне области их компетенции.* * Экспертиза специалиста-юриста требуется, в частности, при составлении юридических документов, допросе, интервьюировании (опросе) клиентов, разработке судебных процедур.
Создание высокоэффективных экспертных систем требует использования разнообразных знаний. Важное место в их системе занимает язык фреймов. Понятие "фрейм" было введено в науку американским ученым Марвином Минским (1979). Язык фреймов является идеальным средством моделирования юридических конструкций различного уровня. Фрейм — ячейка, куда попадает информация. Во фреймах происходит процесс восприятия и переработки информации. Обобщая имеющиеся данные с языка фреймов, можно утверждать следующее. Фрейм — это структура данных, предназначенных для представления стереотипной ситуации. Когда человек сталкивается с новой ситуацией, он извлекает из памяти структуру, называемую фреймом. Фрейм можно представить в виде сети из узлов и отношений. Имеется несколько конструкций фреймов и различных точек зрения на разновидности фреймов и приемы их использования в процессе создания экспертных систем. Фрейм имеет имя (название) и состоит из частей, называемых слотами. Изображается фрейм в виде цепочки: Фрейм = (слот 1) (слот 2)... (слот n). Итак, фрейм — это типическая конструкция, которая выражает в формализованной форме устойчивые связи и отношения объективной действительности. Из изложенного следует большое генетическое сходство языка фреймов и языка права. Праву также присущи определенные формальные конструкции. Они пронизывают всю "ткань" права. Их позитивную роль трудно переоценить. Наличие таких конструкций повышает уровень правоприменительной деятельности, существенно облегчая правотворческий процесс. В форме фрейма могут быть представлены некоторые иные структурные элементы правового текста, такие как "юридическая обязанность", "юридический запрет", "субъект права", "динамика права" и др. (см. рис. 9). Q — наименование фрейма q1 и q2 — атрибутивная характеристика права (политические, экономические и иные права) q3 — общий объект права (право на что?) q4 и q5 — право на действие и право на вещь Рис. 9 Семантическая сеть фрейма "иметь право" В процессе формирования базы данных и разработки экспертной системы язык фреймов может эффективно использоваться для семантического представления: структуры правовых понятий; структуры правовых ситуаций; юридических конструкций. Начиная с 1970 г. в Великобритании и США создан и внедрен в юридическую практику целый ряд экспертных систем. Это системы "Таксоман", "Миг-проект", "Юдит", "Лирс" и другие, всего более 25. Они используются при составлении юридических документов и договоров, интервьюировании клиентов, допросах, разработке тактики и стратегии судебных процедур. Системы объясняют сложные правовые ситуации и цитируют используемые источники, а также находят юридические аргументы в процессе логической аргументации. Они задают вопросы пользователю, направляя ход его мыслей. Большинство этих систем использует ту или иную теорию или философию права. Многие системы исходят из постулатов позитивной нормативной теории права, разработанной Г. Кельзеном. Первые простейшие интеллектуальные системы были созданы в СССР в 60-е и 70-е гг.* Такие системы позволяли при помощи ЭВМ выполнять квалификацию сложных фактических составов. В 60-е гг. вопросы моделирования правоприменительной деятельности оказались в центре внимания академика В. Н. Кудрявцева. В. Н. Кудрявцев отмечает, что различные. юридические правила, институты, отдельные нормы в совокупности и порознь содержат множество различных алгоритмов (например, ст. 303 УПК РСФСР о последовательности вопросов, разрешаемых при вынесении приговоров), имеющих, однако, слишком общий характер. Тем не менее могут быть построены программы, упорядочивающие процесс квалификации юридически значимых действий. В 1970 г. В. Н. Кудрявцев провел психологический эксперимент, в задачи которого входило изучение эвристических свойств процесса применения норм права при квалификации преступлений. В результате эксперимента установлено, что фактически решение задачи у большинства испытуемых складывается из двух частей: построение и использование алгоритма опознания типа задачи и использования алгоритма в собственном смысле слова. Опознание типа задачи имеет своей целью приблизительное определение области, в которой следует искать решение. Вместе с ним перестраивается и основной алгоритм квалификации. * Это оригинальные работы в области трудового, пенсионного, хозяйственного права. Их авторы: Л. Б. Гальперин, А. Ф. Деев, А. Г. Ольшанецкий, С. С. Москвин, Б. Я. Ковалерчук и др.
В 90-е гг. серия содержательных работ по созданию программ и алгоритмов квалификации различных преступлений. выполнена в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ (руководитель работ — Б. В. Андреев). Ряд программ внедрен в практику работы органов прокуратуры. Создание интеллектуальных информационно-поисковых систем. Существующие информационно-поисковые системы недостаточно эффективны. Интеллектуальная ИПС обрабатывает запросы, сформулированные на обычном "разговорном" языке, что особенно привлекательно для рядового пользователя, не желающего обременять себя различными лингвистическими тонкостями типа падежных окончаний или знанием командных языков и булевой алгебры для правильной комбинации ключевых слов при формулировке запроса. Система DIANA опирается на новые интеллектуальные средства обработки пользовательских запросов на естественном языке. Автоматизированный анализ нормативных правовых текстов. Существующие методы обработки НПА не в состоянии полностью удовлетворить потребности правотворческой деятельности. Необходимы существенно новые методы, основанные на результатах исследования механизмов мышления юриста и на базах знаний и опыта, накопленного при разработке нормативных правовых актов. Одной из форм автоматизированного анализа НПА является их классификация. Автоматизированный анализ нормативных текстов основан на использовании современной компьютерной техники для обработки и обобщения информационных потоков.* * Компьютерной фирмой Redlab разработана программа, позволяющая обрабатывать поток политической информации, поступающей с телетайпной ленты. Используемые при этом методы представляют интерес и для правовой информатики.
Методология разработки автоматизированного рубрицирования основывается на системе выделения унитермов. Идея выделения унитермов была предложена в 1952 г. немецким ученым М. Таубом. Он предположил, что содержание и смысл любого документа могут быть выражены набором некоторых слов (унитермов), встречающихся в тексте документов. Если один и тот же термин применяется много раз, то это свидетельствует о его типичности (характерности) для данного документа (отрасли законодательства, рубрики НПА). Однако нельзя ограничиваться выделением одного какого-либо слова или небольшой группы слов, ибо они могут встречаться и в других отраслях законодательства. Удобным приемом, используемым в процессе создания семантического образа НПА, является использование заголовков нормативных правовых актов и входящих в них разделов. Такие заголовки семантически коррелируют с содержанием текста закона, выражая его концентрическое содержание. Заголовки могут содержать: 1) упоминание о субъекте данной отрасли законодательства;* 2) указание на регулирование какого-либо социально-экономического процесса; 3) указание на предмет правового регулирования. * Например, заголовок содержит такой термин, как "суд".
Необходимо использовать и статистический подход. Термин, который встречается в данном НПА наиболее часто, может быть с уверенностью включен в число идентифицирующих. В процессе работы компьютера происходит сравнение двух образов: "образа" отрасли законодательства (рубрики) и "образа" НПА. При их совпадении компьютер относит поступивший НПА к определенной рубрике. Требования, которые содержатся в вышестоящих законодательных актах, а также сформулированы в науке и практике, могут быть формализованы. Но "лобовая" атака на проблему автоматизированного анализа правовых норм не сулит особого успеха. Автоматизированное сравнение всех правовых текстов практически невозможно в силу значительной сложности нормативных актов и их большой политематичности. Для выявления противоречий в НПА необходимо разработать критерии создания баз нормативных требований, которые фактически предъявляются к актам и нормам в различных сферах правового регулирования. Модель НПА должна быть автоматически сравнена с данными, которые хранятся в базе проблемной информации. Это позволяет выявить и получить на экран компьютера именно ту информацию, с которой в режиме активного диалога должна сравниваться проектируемая правовая информация (акт, часть акта и т. д.). Чтобы проанализировать содержание законодательного акта НПА на непротиворечивость, необходимо в первую очередь обладать информацией о том, как акты взаимосвязаны. Те из них, которые значительно удалены друг от друга в семантическом пространстве, не подлежат проверке на непротиворечивость, ибо они относятся к совершенно разным предметным областям и сферам регулирования. В заключение следует сказать, что применение компьютера и интеллектуальных технологий в правотворчестве позволяет вывести этот процесс на более высокий уровень. Вместе с тем следует учитывать, что создание законодательных актов является творческим процессом высокой степени сложности. Полной алгоритмизации этот процесс не поддается. Компьютер не в состоянии "создать" законопроект. Создание законопроектов — сложнейшая задача, при решении которой реализуются высшие творческие функции человеческого мышления. Невозможность эффективно применять ЭВМ для создания приемлемых законопроектов обусловлена рядом факторов. Среди них и такие, как невозможность компьютерного моделирования процессов постоянного познания и обобщения социальной и правовой реальности на уровне законопроекта в целом, отдельного института, отдельной правовой нормы. Следует иметь в виду и то, что каждая правовая норма требует своего алгоритма создания и моделирования. § 2. Информатика и кибернетика Развитие информатики тесно связано с развитием другой, близкой к ней, науки — кибернетики (общей теории управления). Применительно к праву речь должна идти о такой отрасли знания, как правовая кибернетика. В 60-е и 70-е гг. кибернетика бурно прогрессировала. Кибернетические и информационные идеи рассматривались нераздельно. При этом идеи информатики занимали подчиненную роль по отношению к идеям и методам кибернетики. В конце 70-х гг. началось формирование информатики как самостоятельной науки, что привело к определенному принижению роли и значения кибернетики. В настоящее время наметилась другая крайность: некоторые специалисты стали рассматривать кибернетику в качестве части информатики, что принципиально неверно. Огромная заслуга американского ученого Норберта Винера и его последователей состоит в том, что установлена общность принципов управления в сложных системах живой и неживой природы. Винер дал обширную логико-функциональную трактовку регулирования (управления), назвав его кибернетикой. Базой послужила классическая теория регулирования с обратной связью, основы которой были заложены трудами Платона, Ампера, Максвелла, Вышнеградского, Ляпунова и других ученых.* * Вместе с тем Н. Винер не дал систематического изложения идей кибернетики.
Тем самым проблема управления в технических, биологических и социальных системах была поставлена во всей полноте, чем положено начало глубокому и всестороннему ее изучению.* * В последнее время развиваются экономическая, техническая, биологическая кибернетика, нейрокибернетика, однако пока нет "полного и убедительного изложения общей кибернетики как самостоятельной науки.
Академику А. И. Бергу принадлежит известное определение кибернетики как науки об оптимальном управлении любыми сложными динамическими системами, основанной на теоретическом фундаменте логики и математики и применении средств автоматизации, информационно-логических машин. Великий русский ученый А. Н. Колмогоров создал математическую теорию об интерполировании и экстраполяции случайных последовательностей, обосновал ряд фундаментальных положений об интеллектуальных системах. В. М. Глушков рассматривал кибернетику как науку "об общих законах преобразования информации в сложных управляющих системах".* * Одновременно появилась неправильная тенденция расширения предмета кибернетики: в число кибернетических стали включать любые исследования с применением ЭВМ и математических методов.
При этом исследовалась зависимость между управлением и информацией. Любой системе управления объективно присущи информационные связи. Информационная модель социального управления отражает совокупность информационных потоков, которые обусловлены решением поставленных (управленческих) задач. Закрепление в нормативном порядке информационных параметров — важное свойство крупных законодательных и иных правовых актов. Например, в международно-правовых актах — это контроль за поведением и деятельностью субъектов международного права, меры инспектирования и взаимной проверки. С учетом определения кибернетики, данного академиком А. И. Бергом, можно утверждать, что правовая кибернетика — это научная дисциплина, изучающая особенности процессов управления и регулирования в сфере государства и права на фундаменте математики, логики и моделирования. Можно сделать следующие выводы: информатика и кибернетика — это разные науки. Соответственно разными являются такие науки, как правовая информатика и правовая кибернетика (отрасль общей теории управления). Таким образом, общая и правовая кибернетика полностью сохраняет "свое лицо". Статус правовой кибернетики как самостоятельной отрасли научно-практического знания должен быть восстановлен. В структуре правовой кибернетики можно будет выделить следующие проблемы: 1) правовые аспекты понятий "управление" и "регулирование"; 2) эффективность и оптимальность правового регулирования; 3) устойчивость систем регулирования; 4) системы управления в правовой сфере; 5) адаптивные процессы; 6) системный анализ и математическое моделирование; 7) ситуационное управление. Все это должно учитываться при подготовке юридических кадров и становлении правовой кибернетики как особого средства управления. В 70-е гг. процесс разработки автоматизированных систем в юридической сфере находился под сильным влиянием концепций, связанных с созданием АСУ (автоматизированных систем управления) — формы организации социального управления, сущность которой заключается в активном использовании ЭВМ с целью повышения эффективности сбора и обработки информации для принятия на ее основе управленческих решений. Концепция АСУ оказала влияние на юридическую сферу. Стали создаваться АСУ — МВД, АСУ — Прокуратура, АСУ — Юстиция, АСУ — Верховный Суд.* * Идеологом работ по созданию АСУ был выдающийся ученый академик В. М. Глушков. Под его руководством выполнялись работы по созданию Объединенной государственной автоматизированной системы (ОГАС).
Однако автоматизированные системы в том виде, как они конструировались в прошлом, да и в настоящее время, не являются, строго говоря, системами управления. По существу, они имеют информационный характер. Ведь за этапами сбора первичной обработки, хранения и поиска информации следуют стадии ее анализа, синтеза и самое главное — принятия решения. А именно эти стадии не охвачены концепцией АСУ. Таким образом, широкая трактовка категории "АСУ" стала демонстрировать свои глубокие недостатки. В настоящее время наблюдается тенденция к разграничению АСУ и некоторых близких систем. АСУ в подлинном смысле слова рассчитана на выработку управленческих решений или на формирование в результате анализа — синтеза существенных черт подобного рода решений; при этом широко используются экономико-математические и социально-математические методы. Системы новых поколений, близкие к АСУ, но не эквивалентные ей, следует называть автоматизированными системами информационного обеспечения (АСИО). На большее они не рассчитаны, хотя и это немало. На рубеже 70—80-х гг. концепция информатизации пра-воприменительньгх органов значительно изменилась. Из практических разработок стал исчезать термин "АСУ". На смену пришли другие понятия: АСИО-Прокуратура, АСИО-Юстиция, Информационно-вычислительные сети МВД РФ, что является значительно более точным.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |