Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КЕМЕРОВО-20__г

ПО БОТАНИКЕ

ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ДНЕВНИК-ОТЧЕТ

Итоги практики

Отчет о работе

По организации летней педагогической практики

Г.

Администрации лагеря о работе вожатого

Отзыв-характеристика

Индивидуальные педагогические находки

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за педпрактику ____________________________________

Директор лагеря __________________________________________

(подпись)

Предложения студента

1. Администрации лагеря:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Кафедре, деканату, университету:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерная схема отчета о работе

1. Характеристика отряда: возраст, психологические особенности.

2. Умения и навыки детей в общественной деятельности, проявившиеся в начале смены.

3. Умения, приобретенные в ДОЛ за смену.

4. Уровень реализации поставленных целей и задач.

5. Пути выполнения задач:

n работа с активом отряда;

n общественно-полезные дела отряда;

n система постоянных и временных поручений;

n формы индивидуальной работы;

n КТД, методика общения, методика дискуссий;

n реализация педагогики сотрудничества, новых форм работы.

6. Творческий педагогический поиск: анализ педагогической программы, найденные оригинальные приемы воспитания, формы организации летнего отдыха детей и труда подростков в современных условиях.

7. Трудности в организации работы с детьми.

8. Какими знаниями, умениями обогатился студент в процессе подготовки и проведения практики.

9. Что дала практика для становления студента как педагога и психолога?

10. Что из программы университета особенно успешно было использовано в работе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Наличие дневника. Отчет и характеристика с оценкой.

2. Методическая разработка воспитательного (зачетного) дела.

 

 

Общая итоговая оценка _______________________________

Руководитель практики ______________________________

Дата ________________________________________________

для студентов 3 курса заочного отделения

фармацевтического факультета

Фамилия, имя, отчество студента ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Место прохождения практики ______________________________________

Время прохождения практики:

с «___» ______________ 20___г.

по «___» _____________20___г.

Морфология растений Гербарии Дневник-отчет ЗАЧЕТ
       

Руководитель практики от кафедры _______________________(подпись)

 

I. Знакомство с программой учебной практики по ботанике, календарным планом, базой практики и заданием.

II. Знакомство с дикорастущими лекарственными растениями.

Проводится на экскурсиях или во время слайдовых презентациях студентов, обращается внимание на их местообитание и особенности произрастания. По мере возможности собираются сведения о применении растений в народной медицине. Примеры растений приводятся в таблицах 1-5.

Таблица 1

«Лекарственные растения, произрастающие в лесу»

№ п/п Семейство Название вида (русс.) Название вида (латин.) Жизненная форма Лекарствен-ное сырье Основные действую-щие вещ-ва Применение
1. Rosaceae Земляника лесная Fragaria vesca Многолетнее травянистое Молодые листья, спелые плоды Витамины, органичес-кие кислоты Витаминное, мочегонное, антидиабетическое
2. Rosaceae Черемуха обыкновенная Padus racemosa Многолетний кустарник, реже дерево Плоды Дубильные вещества Вяжущее средство
3. Urticaceae Крапива двудомная Urtica dioica Многолетнее травянистое Листья Витамины К1 и С Кровоостанав-ливающее
4. Betulaceae Береза белая Betula alba Многолетнее лиственное дерево Почки, листья Эфирные масла Мочегонное, желчегонное
5. Polygonaceae Щавель конский Rumex confertus Многолетнее травянистое Корни Антрацен-производ-ные Вяжущее в малых дозах, слабительное- в больших.

Таблица 2

«Лекарственные растения, произрастающие на лугу»

№ п/п Семейство Название вида (русс.) Название вида (латин.) Жизненная форма Лекарствен-ное сырье Основные действую-щие вещ-ва Применение
1. Asteraceae Одуванчик лекарствен-ный Taraxacum officinale Многолетнее травянистое корни горечи Возбуждает аппетит, желудочное, желчегонное
2. Lamiaceae Мята перечная Mentha piperita Многолетнее травянистое листья Эфирные масла спазмолитическое
3. Voilaceae Фиалка трехцветная Viola tricolor Двулетнее травянистое трава антоцианы Отхаркивающее Мочегонное
4. Polygonaceae Горец птичий Polygonum Многолетнее травянистое трава Флавонои-ды Мочегонное
5. Asteraceae Пижма обыкновен-ная Tanacetum vulgare Многолетнее травянистое цветки Флавонои-ды Желчегонное и глистогонное средство

Таблица 3

«Лекарственные растения, произрастающие на болоте»

№ п/п Семейство Название вида (русс.) Название вида (латин.) Жизненная форма Лекарствен-ное сырье Основные действую-щие вещ-ва Применение
1. Ericaceae Клюква болотная Vaccinium oxycoccus Многолетнее травянистое плоды Фенольные соединения мочегонное
2. Ericaceae Брусника Vaccinium vitis idaea Многолетнее травянистое Побеги, листья Фенольные соединения мочегонное
3. Menyanthaceae Вахта трехлистная Menyanthes trifoliata Многолетнее травянистое листья горечи Возбуждение аппетита и улучшение пищеварения

 

Таблица 4

«Лекарственные растения, произрастающие как сорные (рудеральные)»

№ п/п Семейство Название вида (русс.) Название вида (латин.) Жизненная форма Лекарствен-ное сырье Основные действую-щие вещ-ва Применение
1. Urticaceae Крапива двудомная Urtica dioica Многолет-нее травянистое листья Витамины К 1 и С Кровоостанавливаю-щее
2. Polygonaceae Горец птичий Polygonum Многолет-нее травянистое трава Флавонои-ды Мочегонное
3. Asteraceae Одуванчик лекарствен-ный Taraxacum officinale Многолет-нее травянистое корни горечи Желудочное Желчегонное
4. Asteraceae Полынь обыкновен-ная Artemisia vulgaris Многолет-нее травянистое - - -
5. Papaveraceae Чистотел обыкновен-ный Chelidonium majus Многолет-нее травянистое трава алколоиды Наружное противовоспалитель-ное средство

Таблица 5

«Лекарственные растения, культивируемые человеком»

№ п/п Семейство Название вида (русс.) Название вида (латин.) Жизненная форма Лекарствен-ное сырье Основные действую-щие вещ-ва Применение
1. Malvaceae Алтей лекарственный Althaea officinalis Многолетнее травянистое корни слизи Обволакиващее, противо-воспалитель-ное, отхаркиваю-щее
2. Asteraceae Ноготки лекарствен-ные Calendula officinalis травянистое цветки каротиноиды Противовоспалитель-ное, ранозаживляю-щее, антисептичес-кое ср-во
3. Fabaceae Солодка голая Glycyrrhiza glabra Многолетнее травянистое корни сапонины отхаркивающее

III. Определение и морфологическое описание лекарственных растений (приложение 3 «Перечень материалов, полученных студентами перед практикой»).

Таблица 6

Семейство Зонтичные Укроп огородный Anethum graveolens Стебель одиночный, прямой, ветвистый или почти простой, высотой 40—150 см, тонко бороздчатый, неопушённый, тёмно-зелёный, в верхней части ветвистый, между ветвями изогнутый. Листья трижды-, четыреждыперисторассечённые, яйцевидные, дольки последнего порядка линейно-нитевидные или щетиновидные. Нижние листья на черешках, расширенных в продолговатое влагалище длиной 1,5—2 см; верхние листья сидячие, влагалищные. Двойные зонтики крупные, диаметром до 15 см, 20—50-лучевые. Цветкисобраны в небольшие зонтики диаметром 2—9 см. Зубцы чашечкикороткие; лепестки жёлтые; подстолбие светло-жёлтое, подушковидное;столбики очень короткие, во время цветения прямые, позже отогнутые;рыльце булавовидно головчатое. Плод — вислоплодник. Семена яйцевидные или широкоэллиптические, 3—5 мм в длину и 1,5—3,5 мм в толщину. Цветёт в июне — июле. Плоды созревают в июле — сентябре. Укроп широко используют в медицине. Настой из листьев и стеблей применяют при гипертонической болезни I и II степени и как мочегонное. Семена и эфирное масло укропа действует как ветрогонное, седативное и спазмолитическое средство, а также оказывают успокоительное действие.
Asteraceae - сложноцветные Календула лекарственная Calendula officinalis L. Однолетнее растение. Родина календулы - Южная Европа. В России ее выращивают в качестве декоративного растения. Полукустарники, многолетние или однолетние травы с ветвистыми стеблями и цельными листьями. Соцветия - корзинки на длинных цветоносах, одиночные; язычковые цветки многочисленные - жёлтые, пестичные и плодущие; трубчатые - обоеполые, но бесплодные; семянки изогнутые (до кольцевидных), наружные по форме отличаются от средних и внутренних. Свыше 20 видов, главным образом в Средиземноморье на восток до Ирана, а также в Центральной Европе; в России - 4 вида. Растут по морским побережьям, в зарослях кустарников, на скалах; некоторые виды - календула полевая (С. arvensis) и другие встречаются как сорные. Издавна культивируется декоративный однолетник - календула лекарственная, или ноготки (С. officinalis); известно много сортов, главным образом махровых жёлтых и оранжевых всех оттенков. Календула используется как лекарственное средство. Ее применяют в виде настойки для полосканий при воспалит, заболеваниях полости рта и зева и мази при лечении фурункулов, ран, язв. Растение обладает сильно выраженными бактерицидными свойствами в отношении некоторых возбудителей, особенно стафилококков и стрептококков. Из календулы готовят настойки и мази. Препараты из цветочных корзинок применяют наружно для лечения ожогов, длительно не заживающих ран и свищей, для полоскания полости рта и горла при стоматите и ангине.
Asteraceae - сложноцветные Ромашка ободранная (аптечная) Matricaria recutita (L.) Rauschert Однолетнее травянистое растение высотой от 10 до 50 см с некрупным корнем, из которого выходит прямостоячий, ветвистый, голый, олиственный, с сильным ароматом стебель. Листья сидячие, очередные, дважды и триждыперисторассеченные, с линейными остроконечными листочками. Соцветия в корзинках на верхушке каждой веточки. Корзинки длинночерешчатые, диаметром 20—25 мм. Обертка почти однорядная, зеленая. Середина (в диаметре 6—8 мм) желтая, язычковые цветки белые, в конечной доле с пятью зубчиками, в период цветения поникающие. Цветоложе полое, остроконечно-конусовидное. Цветет с середины мая до конца сентября. Евросибирский вид, предпочитающий оби­тание в условиях субконтинентального климата. Растение сорное, любит селиться на запущенных подворьях, пустырях, на деревенских площадях, вдоль дорог и пр. С точки зрения участия в растительных сообществах относится к индифферентным. Ромашка ободранная широко применяется при различных заболеваниях.
Asteraceae — сложноцветные Одуванчик лекарственный Taraxacum officinale Web. subsp. officinale Многолетнее растение высотой 5-20 см, с млечным соком, с толстым мясистым корнем. Стебель прямостоячий, хрупкий, полый, паутинисто-шерстистый или голый, с верхушечной корзинкой. Листья образуют прикорневую розетку, обратнояйцевидные или ланцетные, постепенно сужающиеся в черешок, перистолопастные или перистораздельные. Корзинки одиночные, длиной 20—25 мм: наружные листочки обертки линейные или узко­ланцетные, чуть короче внутренних, во время цветения отогнутые наружу. Цветки золотисто-желтые, все язычковые. Плод — короткозаостренная семянка с носиком, который в 2—3 раза длиннее ее самой. Цветет с апреля по июль. Гемикриптофит, распространен в Европе и Азии от средиземноморской до арктической климатической зоны. Растет на светлых, свежих или умеренно сухих почвах: на лугах, травянистых склонах, межах и парах - от низин до горного пояса. Научное название растения образовано от греческих слов „taraxis" — воспаление глаз и „akeomai" — лечить, так как млечный сок одуванчика применяли при подобных заболеваниях. Весной собирают молодые листья, а осенью корни одуванчика. Одуванчик содержит прежде всего инулин (очень важное калорийное вещество для диабетиков), сапонин, много минеральных веществ, витамины, фитонциды и др. Лекарственное сырье оказывает желче- и мочегонное действие, влияет на выделение слюны, желудочного сока и в совокупности с остальными веществами оказывает воздействие на обмен веществ. Одуванчик в некоторых странах (Франция, Италия, Германия) является распространенным видом весенней зелени, из которой приготовляют салаты.
Liliaceae — лилейные Ландыш майский Convallaria majalis L. Многолетнее, невысокое - 10-20 см, травя­нистое растение с ползучим, ветвящимся тонким корнем. Растение голое, листья обычно в числе двух. Листья черешчатые, копьевид­ные, у основания одеты влагалищными чешуями. Стебель прямой. Цветки собраны в рых­лую кисть с мелкими прицветниками. Цветки черешчатые, повислые, молочно-белые, реже чуть розоватые, пахучие, шаровидно-колокольчатые, с короткими отогнутыми зубчика­ми. Плод - красная ягода. Цветет с мая по июнь. Геофит. Полутенелюбивое лесное растение. Встречается на подсыхающих, свежих, слабо и сильнокислых, богатых, гумусных, рыхлых, глубоких, щебнистых и глинистых почвах. Распространение от низин до предгорий в свет­лых лиственных и хвойных лесах, в кустарниках и на лугах. Растение лекарственное, ис­пользуются зеленые части и корень. Издает интенсивный аромат, применяется в изготовлении нюхательного табака и парфюмерии (духи „Ландыш"). Растение ядовито (яд содержится даже в вазе с водой, в которой стояли цветы), но очень красиво, в некоторых странах охраняется.

 

IV. Ознакомление с приемами культивирования лекарственных растений.

Таблица 7

Дата Выполненные работы
  30.06.14 Организационное собрание. Знакомство с целями и задачами практики. Получение студентами индивидуальных заданий по сбору лекарственных растений, гербарного и морфологического материала. Правила оформления дневника по летней учебной практике по ботанике.
  01.07.14 Сбор растений и их гербаризация.
  02.07.14 Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями на питомнике. Сбор растений для гербаризации. Закладывание растений в гербарные сетки.
  03.07.14 Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями на питомнике. Сбор растений для гербаризации. Закладывание растений в гербарные сетки.
  04.07.14 Получение навыков работы с определителями растений. Оформление этикеток для гербариев.
  05.07.14 Отработка навыков работы с определителями растений. Оформление этикеток для гербариев.
  07.07.14 Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями. Выполнение индивидуальных заданий.
  08.07.14 Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями. Выполнение индивидуальных заданий.
  09.07.14 Наблюдение, посев и уход за лекарственными растениями. Выполнение индивидуальных заданий.
  10.07.14 Экологические группы растений. Знакомство с особенностями лесной, луговой растительности. Заполнение таблиц №1-3 в Дневнике по практике.
  11.07.14 Экологические группы растений. Знакомство с особенностями болотной, горной растительности. Заполнение таблиц №4-5 в Дневнике по практике.
  12.07.14 Оформление гербариев и Дневника по практике для сдачи на кафедру фармакогнозии и ботаники КемГМА.

 

IV-VI. Ознакомление с организацией заготовки лекарственного сырья (приложение 2 «Образец заполнения этикетки на гербарий»). Освоение приемов заготовки и сушки сырья. Освоение приемов гербаризации растений.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ПОЛУЧЕННЫХ СТУДЕНТОМ ПЕРЕД ПРАКТИКОЙ

 

Виды растений для гербаризации (Перечень материалов, полученных студентами перед практикой):

 

1. Укроп огородный Anethum graveolens ____ ____________________________

2. Ноготки лекарственные Calendulaofficinalis __________________________

3. Одуванчик лекарственный Taraxacum officinalis _______________________

4. Ромашка аптечная Matricaria chamomilla _____________________________

5. Ландыш майский Convallaria majalis ________________________________

 

Таблица 8

 

трава одуванчика лекарственного (заготовка сырья)

 

Приложение 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План-сетка на смену | Задачи педагогической практики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.