Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Классификация источников формирования имущества (пассивов) организации




Классификация источников формирования имущества (пассивов) организации

Классификация имущества (активов) организации

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя:

· основные средства;

· доходные вложения в материальные ценности;

· нематериальные активы;

· оборудование к установке;

· вложения во внеоборотные активы;

Оборотные активы включают:

· запасы и затраты;

· налоги по приобретенным товарам, работам, услугам;

· дебиторская задолженность;

· расчеты с учредителями;

· денежные средства;

· финансовые вложения.

Рассмотрим более подробно имущество организаций.

Основные средства — это средства труда. Они создают необходимые условия для нормального производственного процесса организации. Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время функционируют в процессе производства (более года), изнашиваются постепенно, что и позволяет организации включать их стоимость в себестоимость услуг частями, путем начисления амортизации по установленным нормам.

К основным средствам относятся:

- здания и сооружения;

-машины и оборудование;

-транспортные средства;

-инструмент, инвентарь и принадлежности;

-прочие основные средства.

Лимит стоимости имущества, относящегося к основным средствам, свыше 30 базовых величин за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым устанавливается в пределах 10 базовых величин) и срок службы свыше 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.

Доходные вложения в материальные ценности – это материальные ценности, сдаваемые в аренду, приобретаемые для передачи в лизинг, а также предметы проката.

Данные материальные ценности учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» по первоначальной стоимости.

Нематериальные активы это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход организации.

К ним относятся права (исключительные и неисключительные на использование объектов интеллектуальной собственности).

Например, в организациях культуры используются имущественные права на произведения литературы и искусства, на объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из лицензионных и авторских договоров:

- права на литературные, драматические и музыкально-драматические произведения;

- произведения хореографии и пантомимы, музыкальные произведения;

- аудиовизуальные произведения, диафильмы и другие кино- и телепроизведения;

- произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения прикладного искусства.

К нематериальным активам относятся также лицензии.

Лицензия – это разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями различных видов деятельности.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости.

Нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере начисления амортизации.

Оборудование к установке – это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся (реконструируемых) объектах.

Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету на счете 07 «Оборудование к установке» по фактической стоимостиприобретения, которая складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке их на склад организации.

Вложения во внеоборотные активы – это затраты по созданию объектов длительного пользования путем нового строительства, реконструкции и расширения действующих объектов.

Фактические затраты организации, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Оборотные активы завершают свой оборот в течение одного производственного цикла и возмещаются за счёт выручки от реализации произведенных организацией услуг.

К ним относятся:

Запасы и затраты, в том числе:

материалы – это материалы, топливо, запасные части, инвентарь, хозяйственные принадлежности и др. материальные ценности организации, которые учитываются в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам.

Затраты в незавершенном производстве (НЗП) – это расходы организации, связанные с основными видами деятельности организации. Учет общей суммы затрат на производство услуг следует вести по экономическим элементам, а калькулирование себестоимости отдельных видов услуг – по статьям затрат.

Дляучета затрат используются счета:

- 20 «Основное производство»;

- 23 «Вспомогательное производство»;

- 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Расходы на реализацию– это расходы, связанные с реализацией услуг:

- комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые посредническим организациям;

- реклама (объявления в печати и по телевидению, каталоги, буклеты);

- представительские и другие расходы.

Учет расходов на реализацию ведется на счете 44 «Расходы на реализацию».

Готовая продукция (услуги) — это услуги, оказанные за отчетный период.

Суммы фактической себестоимости оказанных услуг могут отражаться в бухгалтерском учете на счетах 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».

Расходы будущих периодов – это расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам:

- расходы, связанные с освоением новых видов услуг, когда они не финансируются за счет специальных источников;

- расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств;

- суммы арендной платы, уплаченные за последующий период;

- суммы подписки на специальную литературу и другие расходы.

Расходы – уменьшение активов или увеличение обязательств, ведущие к уменьшению капитала.

Для учета расходов будущих периодов в бухгалтерском учете используется счет 97 «Расходы будущих периодов».

Налоги по приобретенным товарам, работам, услугам — это налог на добавленную стоимость, который учитывается на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», причитающийся к оплате и оплаченный организацией.

Дебиторская задолженность — это долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность содержит:

- задолженность заказчиков за полученные (купленные) у данной организации услуги;

- задолженность подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы на командировочные или хозяйственные расходы;

- прочая дебиторская задолженность.

Учитывается дебиторская задолженность на различных счетах:

счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.

Расчеты с учредителями, – это задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный фонд. В бухгалтерском учете при создании организации на счете 75 «Расчеты с учредителями» отражаются суммы задолженности учредителей.

Денежные средства — это оборотные средства в сфере обращения, обслуживающие процесс реализации: денежные средства в официальной денежной единице Республики Беларусь и иностранных валютах, находящихся:

- в кассе организации;

- на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

- ценные бумаги;

- платежные и денежные документы.

Для учета наличия и движения денежных средств в бухгалтерском учете используются счета:

- 50 «Касса»;

- 51 «Расчетный счет»;

- 52 «Валютный счет»;

- 55 «Специальные счета в банках»;

- 57 «Переводы в пути».

Финансовые вложения – это инвестиции организации:

- в ценные бумаги (акции, облигации);

- в уставные фонды других организаций;

- предоставленные займы другим организациям.

Осуществленные организацией финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете на счете 58 «Финансовые вложения».

Источники образования имущества организации делятся на:

- источники собственных средств (собственный капитал);

- заемные (обязательства).

Капитал – активы организации за вычетом всех ее обязательств.

Обязательства – задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала.

Источники собственных средств (собственный капитал) образуют материальную базу организации в денежном выражении. Они подразделяются следующим образом:

Уставный фонд (капитал) — представляет собой первоначальный собственный капитал организации, который формируется в соответствии с учредительными документами в момент регистрации организации за счет средств, полученных от учредителей (собственников, инвесторов) в виде их вкладов. Формирование уставного капитала зависит от организационно-правовой базы организации и вида собственности.

Для обобщения информации о состоянии и движении средств уставного фонда в бухгалтерском учете используется счет 80 «Уставный фонд».

Резервный фонд образуется за счет чистой прибыли организации на различные цели (покрытие незапланированных убытков, расходов, начисление дивидендов и др.)

Резервные фонды могут образовываться:

- в соответствии с законодательством;

- в соответствии с учредительными документами организации.

Для обобщения информации о состоянии и движении средств резервного фонда в бухгалтерском учете используется счет 82 «Резервный фонд».

Добавочный фонд – увеличивает стоимость источников собственных средств. Он образуется за счет:

- прироста стоимости внеоборотных и оборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, проведенной в соответствии с законодательством РБ;

- суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций;

- направления чистой прибыли на пополнение собственных оборотных средств;

- безвозмездного поступления различных активов в пределах одного собственника.

Для обобщения информации о состоянии и движении средств добавочного фонда в бухгалтерском учете используется счет 83 «Добавочный фонд

Прибыль (убыток) — финансовый результат деятельности организации с начала года до отчетного периода. Он определяется как сумма финансового результата:

- от видов деятельности организации;

- от операционных доходов за вычетом расходов;

- от внереализационных доходов за вычетом расходов.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном периоде (месяц, квартал, год) в бухгалтерском учете используется счет 99 «Прибыли и убытки».

Нераспределенная (неиспользованная) прибыль (непокрытый убыток) — это разница между конечным финансовым результатом (прибылью), выявленным на основании бухгалтерского учета всех операций организации и оценки статей баланса в соответствии с законодательством РБ, и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

Сумма чистой прибыли или чистого убытка списывается заключительной записью отчетного периода (месяца, квартала, года). Чистая прибыль может использоваться организацией в соответствии с законодательством и учредительными документами на различные цели:

- на выплату доходов учредителям (участникам);

- на пополнение фондов (уставный, резервный, накопления, потребления, пополнение собственных оборотных средств);

- расходы на потребление.

Для обобщения информации о наличии и движении сумм распределенной чистой прибыли, нераспределенной прибыли или непокрытого убытка в бухгалтерском учете используется счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Целевое финансирование – является источником, из которого организация получает дополнительные средства для осуществления хозяйственной деятельности. Таким источником является бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, другие организации и лица. Это средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения:

- дотации (субсидии) на возмещение расходов;

- дотации на покрытие убытков и др. цели.

Целевое финансирование используется в государственных театрально-зрелищных организациях, финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов и получающих субсидии.

Для обобщения информации о движении средств целевого финансирования в бухгалтерском учете используется счет 86 «Целевое финансирование».

Доходы будущих периодов — доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. К таким доходам относятся:

- арендная (квартирная) плата;

- плата за коммунальные услуги и др.

Доход – увеличение активов или уменьшение обязательств, ведущие к увеличению капитала.

Для учета движения средств и обобщения информации о доходах, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в бухгалтерском учете используется счет 98 «Доходы будущих периодов».

Заемные (привлеченные) источники поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого возвращаются их собственнику с процентом или без процента.

К ним относятся обязательства, которые делятся на:

- долгосрочные;

- краткосрочные.

Обязательства – это задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, т.е. это своеобразный источник, возникающий из расчетных отношений с другими организациями и лицами (кредиторами). К ним относятся:

кредиты банков — денежные средства (краткосрочные и долгосрочные), полученные у банков на различные цели (приобретение оборудования, товаров и т.п.) с обязательным возвратом за определенную плату (процентную ставку);

займы — денежные средства, полученные в долг от юридических и физических лиц на различные цели с обязательным возвратом.

Кредиты и займы делятся на два вида:

- краткосрочные (срок погашения до 12 месяцев), которые в бухгалтерском учете учитываются на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

- долгосрочные (срок погашения выше 12 месяцев), которые в бухгалтерском учете учитываются на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

К заемным источникам о, кроме того, относятся обязательства по расчетам (кредиторская задолженность), вытекающие из расчетных отношений организации с другими юридическими и физическими лицами, которые называются кредиторами.

- кредиторская задолженностьдолги данной организации перед другими организациями и лицами, в том числе:

- перед поставщиками и подрядчиками, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- перед покупателями и заказчиками, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- по расчетам с персоналом по оплате труда, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

- по прочим расчетам с персоналом, которая в бухгалтерском учете учитывается на счетах 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

- по налогам и сборам которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

- по социальному страхованию и обеспечению, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

- перед прочими кредиторами, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

К краткосрочным обязательствам относятся также:

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате им доходов, дивидендов, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 75 «Расчеты с учредителями».

Резервы предстоящих расходов, которые могут создаваться организациями в целях равномерного включения расходов в себестоимость оказываемых услуг в течение отчетного года. Организация может резервировать средства на следующие цели:

- на ремонт основных средств;

- на выплату работникам отпускных;

- на выплату работникам ежегодных вознаграждений за выслугу лет и др.

Решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике организации. Создание и использование резервов отражается в бухгалтерском учете на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, имущество и источники его формирования представляют собой объекты бухгалтерского учета, обеспечивающие деятельность организации.

Данные объекты бухгалтерского учета находятся во взаимосвязи в процессе совершения хозяйственных операций, которые образуют основу хозяйственной деятельности организации.

Хозяйственная деятельность – совокупность хозяйственных операций, совершаемых организацией.

 

4. Характеристика метода бухгалтерского учета,
его основные элементы

Метод бухгалтерского учетасовокупность способов и приемов, с помощью которых отражают в учете его объекты. Основными его элементами являются:

- документация и инвентаризация;

- бухгалтерские счета и двойная запись;

- оценка и калькуляция;

- баланс и отчетность.

Документация — представляет собой способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета. Документация позволяет осуществлять текущий контроль за хозяйственными операциями, совершающимися в организации.

Первичный учетный документ – документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества организации, ее обязательств, проводимая путем подсчета, взвешивания, взаимной сверки и сравнения полученных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в установленные сроки, по приказу руководителя, при смене материально-ответственного лица, ликвидации или реорганизации организации, перед составлением годового отчета, установлении фактов хищений или по иным причинам (пожар, наводнение и т.п.), по требованию аудиторов, следственных органов и в других случаях. Данные инвентаризации служат основанием для приведения показателей бухгалтерского учета в соответствие с действительностью.

Документация и инвентаризация применяются, таким образом, для получения первичных данных об объектах бухгалтерского учета. Материалы документации и инвентаризации дают возможность наблюдать за действиями материально-ответственных лиц, законностью совершаемых операций, правильностью хранения и использования материальных ценностей, денежных средств и т.д.

Оценка и калькуляция используются для выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе.

При помощи оценки осуществляется перевод натуральных и трудовых показателей в денежные. Перевод натуральных и трудовых показателей в денежный осуществляется через цены, тарифные ставки, сдельные расценки, должностные оклады.

Калькуляция — это исчисление в денежном выражении себестоимости единицы услуг по установленной номенклатуре затрат.

Бухгалтерский счет – это способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета с целью получения необходимых показателей, необходимых для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью организации. Потребность в счетах вызвана тем, что сведения, содержащиеся в документах, дают разрозненную характеристику учетных объектов, которые необходимо сгруппировать и суммировать. Для этой цели используется система счетов, называемая планом счетов.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета осуществляется с помощью двойной записи.

Двойная запись — это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции отражается на двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение операций с объектами учета.

Баланс и другие формы отчетности — это способ обобщения и представления бухгалтерской информации об объектах учета. Составление бухгалтерского баланса и отчетности является средством получения сведений о наличии и размещении имущества организации, источниках его формирования, а также об их использовании в денежном выражении.

 

ТЕМА 2. Бухгалтерский баланс как элемент метода
бухгалтерского учета




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.