КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Классификация источников формирования имущества (пассивов) организации
Классификация источников формирования имущества (пассивов) организации Классификация имущества (активов) организации По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные и оборотные активы. Внеоборотные активы включают в себя: · основные средства; · доходные вложения в материальные ценности; · нематериальные активы; · оборудование к установке; · вложения во внеоборотные активы; Оборотные активы включают: · запасы и затраты; · налоги по приобретенным товарам, работам, услугам; · дебиторская задолженность; · расчеты с учредителями; · денежные средства; · финансовые вложения. Рассмотрим более подробно имущество организаций. Основные средства — это средства труда. Они создают необходимые условия для нормального производственного процесса организации. Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время функционируют в процессе производства (более года), изнашиваются постепенно, что и позволяет организации включать их стоимость в себестоимость услуг частями, путем начисления амортизации по установленным нормам. К основным средствам относятся: - здания и сооружения; -машины и оборудование; -транспортные средства; -инструмент, инвентарь и принадлежности; -прочие основные средства. Лимит стоимости имущества, относящегося к основным средствам, свыше 30 базовых величин за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым устанавливается в пределах 10 базовых величин) и срок службы свыше 12 месяцев. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Доходные вложения в материальные ценности – это материальные ценности, сдаваемые в аренду, приобретаемые для передачи в лизинг, а также предметы проката. Данные материальные ценности учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» по первоначальной стоимости. Нематериальные активы — это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход организации. К ним относятся права (исключительные и неисключительные на использование объектов интеллектуальной собственности). Например, в организациях культуры используются имущественные права на произведения литературы и искусства, на объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из лицензионных и авторских договоров: - права на литературные, драматические и музыкально-драматические произведения; - произведения хореографии и пантомимы, музыкальные произведения; - аудиовизуальные произведения, диафильмы и другие кино- и телепроизведения; - произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства; - произведения прикладного искусства. К нематериальным активам относятся также лицензии. Лицензия – это разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями различных видов деятельности. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости. Нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере начисления амортизации. Оборудование к установке – это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету на счете 07 «Оборудование к установке» по фактической стоимостиприобретения, которая складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке их на склад организации. Вложения во внеоборотные активы – это затраты по созданию объектов длительного пользования путем нового строительства, реконструкции и расширения действующих объектов. Фактические затраты организации, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Оборотные активы завершают свой оборот в течение одного производственного цикла и возмещаются за счёт выручки от реализации произведенных организацией услуг. К ним относятся: Запасы и затраты, в том числе: материалы – это материалы, топливо, запасные части, инвентарь, хозяйственные принадлежности и др. материальные ценности организации, которые учитываются в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Затраты в незавершенном производстве (НЗП) – это расходы организации, связанные с основными видами деятельности организации. Учет общей суммы затрат на производство услуг следует вести по экономическим элементам, а калькулирование себестоимости отдельных видов услуг – по статьям затрат. Дляучета затрат используются счета: - 20 «Основное производство»; - 23 «Вспомогательное производство»; - 26 «Общехозяйственные расходы» и др. Расходы на реализацию– это расходы, связанные с реализацией услуг: - комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые посредническим организациям; - реклама (объявления в печати и по телевидению, каталоги, буклеты); - представительские и другие расходы. Учет расходов на реализацию ведется на счете 44 «Расходы на реализацию». Готовая продукция (услуги) — это услуги, оказанные за отчетный период. Суммы фактической себестоимости оказанных услуг могут отражаться в бухгалтерском учете на счетах 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции, работ, услуг». Расходы будущих периодов – это расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам: - расходы, связанные с освоением новых видов услуг, когда они не финансируются за счет специальных источников; - расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств; - суммы арендной платы, уплаченные за последующий период; - суммы подписки на специальную литературу и другие расходы. Расходы – уменьшение активов или увеличение обязательств, ведущие к уменьшению капитала. Для учета расходов будущих периодов в бухгалтерском учете используется счет 97 «Расходы будущих периодов». Налоги по приобретенным товарам, работам, услугам — это налог на добавленную стоимость, который учитывается на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», причитающийся к оплате и оплаченный организацией. Дебиторская задолженность — это долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность содержит: - задолженность заказчиков за полученные (купленные) у данной организации услуги; - задолженность подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы на командировочные или хозяйственные расходы; - прочая дебиторская задолженность. Учитывается дебиторская задолженность на различных счетах: счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др. Расчеты с учредителями, – это задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный фонд. В бухгалтерском учете при создании организации на счете 75 «Расчеты с учредителями» отражаются суммы задолженности учредителей. Денежные средства — это оборотные средства в сфере обращения, обслуживающие процесс реализации: денежные средства в официальной денежной единице Республики Беларусь и иностранных валютах, находящихся: - в кассе организации; - на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории Республики Беларусь и за ее пределами; - ценные бумаги; - платежные и денежные документы. Для учета наличия и движения денежных средств в бухгалтерском учете используются счета: - 50 «Касса»; - 51 «Расчетный счет»; - 52 «Валютный счет»; - 55 «Специальные счета в банках»; - 57 «Переводы в пути». Финансовые вложения – это инвестиции организации: - в ценные бумаги (акции, облигации); - в уставные фонды других организаций; - предоставленные займы другим организациям. Осуществленные организацией финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете на счете 58 «Финансовые вложения». Источники образования имущества организации делятся на: - источники собственных средств (собственный капитал); - заемные (обязательства). Капитал – активы организации за вычетом всех ее обязательств. Обязательства – задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала. Источники собственных средств (собственный капитал) образуют материальную базу организации в денежном выражении. Они подразделяются следующим образом: Уставный фонд (капитал) — представляет собой первоначальный собственный капитал организации, который формируется в соответствии с учредительными документами в момент регистрации организации за счет средств, полученных от учредителей (собственников, инвесторов) в виде их вкладов. Формирование уставного капитала зависит от организационно-правовой базы организации и вида собственности. Для обобщения информации о состоянии и движении средств уставного фонда в бухгалтерском учете используется счет 80 «Уставный фонд». Резервный фонд образуется за счет чистой прибыли организации на различные цели (покрытие незапланированных убытков, расходов, начисление дивидендов и др.) Резервные фонды могут образовываться: - в соответствии с законодательством; - в соответствии с учредительными документами организации. Для обобщения информации о состоянии и движении средств резервного фонда в бухгалтерском учете используется счет 82 «Резервный фонд». Добавочный фонд – увеличивает стоимость источников собственных средств. Он образуется за счет: - прироста стоимости внеоборотных и оборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, проведенной в соответствии с законодательством РБ; - суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций; - направления чистой прибыли на пополнение собственных оборотных средств; - безвозмездного поступления различных активов в пределах одного собственника. Для обобщения информации о состоянии и движении средств добавочного фонда в бухгалтерском учете используется счет 83 «Добавочный фонд Прибыль (убыток) — финансовый результат деятельности организации с начала года до отчетного периода. Он определяется как сумма финансового результата: - от видов деятельности организации; - от операционных доходов за вычетом расходов; - от внереализационных доходов за вычетом расходов. Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном периоде (месяц, квартал, год) в бухгалтерском учете используется счет 99 «Прибыли и убытки». Нераспределенная (неиспользованная) прибыль (непокрытый убыток) — это разница между конечным финансовым результатом (прибылью), выявленным на основании бухгалтерского учета всех операций организации и оценки статей баланса в соответствии с законодательством РБ, и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет. Сумма чистой прибыли или чистого убытка списывается заключительной записью отчетного периода (месяца, квартала, года). Чистая прибыль может использоваться организацией в соответствии с законодательством и учредительными документами на различные цели: - на выплату доходов учредителям (участникам); - на пополнение фондов (уставный, резервный, накопления, потребления, пополнение собственных оборотных средств); - расходы на потребление. Для обобщения информации о наличии и движении сумм распределенной чистой прибыли, нераспределенной прибыли или непокрытого убытка в бухгалтерском учете используется счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Целевое финансирование – является источником, из которого организация получает дополнительные средства для осуществления хозяйственной деятельности. Таким источником является бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, другие организации и лица. Это средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения: - дотации (субсидии) на возмещение расходов; - дотации на покрытие убытков и др. цели. Целевое финансирование используется в государственных театрально-зрелищных организациях, финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов и получающих субсидии. Для обобщения информации о движении средств целевого финансирования в бухгалтерском учете используется счет 86 «Целевое финансирование». Доходы будущих периодов — доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. К таким доходам относятся: - арендная (квартирная) плата; - плата за коммунальные услуги и др. Доход – увеличение активов или уменьшение обязательств, ведущие к увеличению капитала. Для учета движения средств и обобщения информации о доходах, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в бухгалтерском учете используется счет 98 «Доходы будущих периодов». Заемные (привлеченные) источники поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого возвращаются их собственнику с процентом или без процента. К ним относятся обязательства, которые делятся на: - долгосрочные; - краткосрочные. Обязательства – это задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, т.е. это своеобразный источник, возникающий из расчетных отношений с другими организациями и лицами (кредиторами). К ним относятся: • кредиты банков — денежные средства (краткосрочные и долгосрочные), полученные у банков на различные цели (приобретение оборудования, товаров и т.п.) с обязательным возвратом за определенную плату (процентную ставку); • займы — денежные средства, полученные в долг от юридических и физических лиц на различные цели с обязательным возвратом. Кредиты и займы делятся на два вида: - краткосрочные (срок погашения до 12 месяцев), которые в бухгалтерском учете учитываются на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам - долгосрочные (срок погашения выше 12 месяцев), которые в бухгалтерском учете учитываются на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». К заемным источникам о, кроме того, относятся обязательства по расчетам (кредиторская задолженность), вытекающие из расчетных отношений организации с другими юридическими и физическими лицами, которые называются кредиторами. - кредиторская задолженность – долги данной организации перед другими организациями и лицами, в том числе: - перед поставщиками и подрядчиками, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; - перед покупателями и заказчиками, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; - по расчетам с персоналом по оплате труда, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; - по прочим расчетам с персоналом, которая в бухгалтерском учете учитывается на счетах 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; - по налогам и сборам которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам»; - по социальному страхованию и обеспечению, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; - перед прочими кредиторами, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К краткосрочным обязательствам относятся также: Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате им доходов, дивидендов, которая в бухгалтерском учете учитывается на счете 75 «Расчеты с учредителями». Резервы предстоящих расходов, которые могут создаваться организациями в целях равномерного включения расходов в себестоимость оказываемых услуг в течение отчетного года. Организация может резервировать средства на следующие цели: - на ремонт основных средств; - на выплату работникам отпускных; - на выплату работникам ежегодных вознаграждений за выслугу лет и др. Решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике организации. Создание и использование резервов отражается в бухгалтерском учете на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Таким образом, имущество и источники его формирования представляют собой объекты бухгалтерского учета, обеспечивающие деятельность организации. Данные объекты бухгалтерского учета находятся во взаимосвязи в процессе совершения хозяйственных операций, которые образуют основу хозяйственной деятельности организации. Хозяйственная деятельность – совокупность хозяйственных операций, совершаемых организацией.
4. Характеристика метода бухгалтерского учета, Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, с помощью которых отражают в учете его объекты. Основными его элементами являются: - документация и инвентаризация; - бухгалтерские счета и двойная запись; - оценка и калькуляция; - баланс и отчетность. Документация — представляет собой способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета. Документация позволяет осуществлять текущий контроль за хозяйственными операциями, совершающимися в организации. Первичный учетный документ – документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества организации, ее обязательств, проводимая путем подсчета, взвешивания, взаимной сверки и сравнения полученных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится в установленные сроки, по приказу руководителя, при смене материально-ответственного лица, ликвидации или реорганизации организации, перед составлением годового отчета, установлении фактов хищений или по иным причинам (пожар, наводнение и т.п.), по требованию аудиторов, следственных органов и в других случаях. Данные инвентаризации служат основанием для приведения показателей бухгалтерского учета в соответствие с действительностью. Документация и инвентаризация применяются, таким образом, для получения первичных данных об объектах бухгалтерского учета. Материалы документации и инвентаризации дают возможность наблюдать за действиями материально-ответственных лиц, законностью совершаемых операций, правильностью хранения и использования материальных ценностей, денежных средств и т.д. Оценка и калькуляция используются для выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе. При помощи оценки осуществляется перевод натуральных и трудовых показателей в денежные. Перевод натуральных и трудовых показателей в денежный осуществляется через цены, тарифные ставки, сдельные расценки, должностные оклады. Калькуляция — это исчисление в денежном выражении себестоимости единицы услуг по установленной номенклатуре затрат. Бухгалтерский счет – это способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета с целью получения необходимых показателей, необходимых для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью организации. Потребность в счетах вызвана тем, что сведения, содержащиеся в документах, дают разрозненную характеристику учетных объектов, которые необходимо сгруппировать и суммировать. Для этой цели используется система счетов, называемая планом счетов. Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета осуществляется с помощью двойной записи. Двойная запись — это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции отражается на двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение операций с объектами учета. Баланс и другие формы отчетности — это способ обобщения и представления бухгалтерской информации об объектах учета. Составление бухгалтерского баланса и отчетности является средством получения сведений о наличии и размещении имущества организации, источниках его формирования, а также об их использовании в денежном выражении.
ТЕМА 2. Бухгалтерский баланс как элемент метода
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |