Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические и правовые идеи нового времени




ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Общая характеристика политических и правовых учений средних веков. Средневековая картина мира. Принцип вывод­ного знания из аксиом (догм). Метод схоластики. Противо­стояние церкви и светской власти как основная политическая тема средних веков. Средневековые юридические метафоры — религиозные учения, ставшие принципами права: двуострого меча, двух тел церкви (двух тел короля), страшного суда и чис­тилища, покаяния, договора.

Политико-правовые идеи Аврелия Августина. Общая характеристика его работы «О граде Божьем». Противопоставление мирского порядка и божественного. Цель государства, права и других политико-правовых институтов в представлении Авре­лия Августина.

Политические взгляды Иоанна Солсберийского. Общая ха­рактеристика его труда «Поликратикус». Схоластический ме­тод разрешения противоречивых канонов. Обоснование госу­дарственной власти. Тираноборческие идеи Иоанна Солсбе­рийского. Значение его работы для формирования политологи­ческих идей.

Политические и правовые взгляды Фомы Аквинского. Зна­чение этого мыслителя. Характеристика его работ «Сумма тео­логии» и «О правлении князей». Продолжение Фомой Аквинским идей Аристотеля о государстве. Концепция права как ие­рархии четырех типов законов. Проблема теодицеи и обосно­вание необходимости человеческих законов. Оправдание права народа на восстание против монарха, узурпировавшего власть.

Правовые взгляды средневековых юристов. Возникновение школы глоссаторов. Разработка ими метода схоластики. Выра­ботка глоссаторами первых правовых понятий. «Право универ­ситетов» как предпосылка рецепции римского права.

Раздел 5.

Общая характеристика политических и правовых учений но­вого времени. Атомистическая картина мира, основанная на механистическом детерминизме. Выделение обособленного, персонифицированного субъекта. Индуктивный принцип по­знания. Этапы Нового времени: эпоха Возрождения, эпоха Ре­формации и эпоха Просвещения, их политико-правовое значе­ние.

Теория естественного права нового времени. Гуго Гроций и его учение о праве и государстве. Надпозитивность, врожденность и неотчуждаемость субъективных прав человека. Природа человека как источник естественного права нового времени. Естественное право в учении Самуила Пуфендорфа. Право на жизнь, свободу и частную собствен­ность — основа правопорядка по Д. Локку. Гуманистическое значение теории естественного права.

Договорная теория государства. Характеристика естествен­ного (догосударственного) состояния общества. Договор об объединении и о передаче части естественных прав надындиви­дуальному органу (государству) как суть договорной теории. Особенности договорной теории государства у Т. Гоббса, Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Значение этой теории сегодня.

«Классическая» теория демократии. Личная свобода, фор­мальное равенство, народный суверенитет, договорная природа государства, которое выступает арбитром над обществом — принципы «классической» теории демократии. Непосредствен­ная (плебисцитарная) форма демократии. Достоинства и недос­татки референдума. Представительная форма демократии. Им­перативный и свободный мандаты как механизмы связи парла­ментария и электората.

Политические идеи либерализма. Свобода личности как главная ценность для либералов. Отношение к государству как к «необходимому злу» (метафора «ночного сторожа»), Либералы — атомисты и либералы — рыночники. Функции государст­ва по А. Смиту.

Диалектические концепции государства и права. Диалекти­ческий метод восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип тождества бытия и мышления и его применение к по­литическим и правовым феноменам Гегелем. Идеи Канта в сфе­ре политико-правовых явлений.

Раздел 6.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ МОДЕРНА (ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА)

Общая характеристика политико-правовых учений эпохи модерна. Модернизация как распространение Европой экспан­сии по всему миру. Унификация, стирание национальных раз­личий в политико-правовых учениях. Позитивистский метод познания, его применение в политических и правовых исследо­ваниях.

Политические идеи консерватизма. Характеристика работы Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Естествен­ная структурированность общества. Культура (обычаи и тра­диции) как связующее звено между структурными элементами общества. Отношение консерваторов к государству. Современ­ный неоконсерватизм.

Историческая школа права. Источник права — «дух» нации, по мнению Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухты. Спонтанность разви­тия права. Невозможность его кодификации. Значение истори­ческой школы права для современного правопонимания.

Политические идеи коллективизма. Коллективизм как соби­рательное понятие, основывающееся на идеях равенства и спра­ведливости. Марксизм как первое научное коллективистское учение. Политические выводы из теории прибавочной стоимо­сти и материалистического понимания истории. Значение идей К. Маркса для сегодняшнего дня. Тоталитаризм как тип идео­логии. Социал-демократия как ревизия марксизма «справа». Идеология современной социал-демократии. Франкфуртская школа и австромарксизм.

Юридический позитивизм. И. Бентам — родоначальник юридического позитивизма. Ординарные и трансцендентные законы, классификация правовых норм по Бентаму. Право как приказ суверена, снабженный санкцией, по Д. Остину. Логиче­ский позитивизм. «Чистая» теория права Г. Кельзена. Нормати­визм Г. Харта.

Социология права. Р. Иеринг — родоначальник социологии права. Школа «свободного» права Е. Эрлиха. Противопостав­ление им «живого» права и права «в книгах». «Правовой реа­лизм» в США.

Теория «возрожденного» естественного права. Естественное право с изменяющимся содержанием. Характеристика книги Д. Роулса «Теория справедливости». Субстанциональная и процессуальная справедливость как критерий права по Д. Роулсу. Содержание работы Р. Дворкина «Империя права». Моральность права Л. Фуллера.

Элитарные теории демократии. Переход от «классической» к элитарным теориям демократии в начале XX в. Критерии выде­ления элиты и принципы демократии Г. Моски и В. Парето. Невозможность демократии как власти народа по Р. Михельсу. Рациональная бюрократия и демократия М. Вебера. Теория Д. Шумпетера. Неоэлитарная теория демократии Ч. Р. Миллса.

Теория правового государства. Принцип верховенства зако­на как суть правового государства у Т. Вилькера и Р. фон Мо­ля. Изменение концепции правового государства в конце XIX в. Гражданское общество — предпосылка правового государства. Верховенство права, разделение властей, взаимная ответствен­ность индивида и государства — современные принципы пра­вового государства.

Раздел 7. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

Общая характеристика российской политико-правовой мыс­ли. Россия как локальная цивилизация. Особенности россий­ского правопонимания и отношения к государству. Периоды развития российской политико-правовой мысли.

Политико-правовые идеи русского средневековья. Общая характеристика киевского периода русской политико-правовой мысли. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Политические идеи Феодосия Печерского и Нестора. Общая характеристика московского периода российской политико-правовой мысли. Политические идеи Иосифа Волоцкого и Филофея Псковского.

Политико-правовые учения нового времени (XVII— XVIII вв.). Просветительские идеи Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича и Н. Татищева. Политическое значение церковного раскола. Зарождение российской правовой науки. Теория есте­ственного права в трудах С. Десницкого, В. Золотницкого, Я. Козельского.

Политико-правовые идеи славянофилов. Предпосылки за­рождения славянофильской идеологии. Поиск самобытности российского пути А. Хомяковым, Н. Данилевским, К. Леонтьевым. Политические идеи К. Победоносцева. Общая характеристика работы Л. Тихомирова «Монархическая государствен­ность».

Политико-правовые учения западников. Предпосылки фор­мирования западнической идеологии в России XIX в. Полити­ко-правовые идеи декабристов, М. Сперанского, П. Чаадаева. Юридический позитивизм в России XIX в. Российская социоло­гия права в трудах М. Ковалевского и С. Муромцева. Филосо­фия права Б. Чичерина. Политические взгляды П. Милюкова.

Теория естественного права в России XIX в. Право как ми­нимум нравственности у В. Соловьева. Теория естественного права Е. Трубецкого и П. Новгородцева. Отрицание позитив­ного права Ф. Достоевским и Л. Толстым.

Психологическая школа права. Предпосылки формирования психологической трактовки права в России XIX в. Идеи Н. Коркунова о легитимности как сущности власти. Правовые эмоции и их отличие от нравственных эмоций по Л. Петражицкому. Диффузия правовых систем. Интуитивное право и его отличие от позитивного права. Продолжение идей Л. Петражицкого Г. Гурвичем, Н. Тимашевым и П. Сорокиным.

Политические идеи евразийцев. Предпосылки формирова­ния евразийской идеологии в начале XX в. Географический детерминизм и геополитическая проблематика в трудах евра­зийцев. Надклассовость и идеократичность государства в пред­ставлениях Н. Трубецкого, П. Савицкого и Л. Карсавина.

Политико-правовые идеи советского периода. Политические идеи Ленина. Обоснование советской демократии как само­управления. Трактовка правящей и направляющей роли пар­тии. Трактовка права А. Вышинским. Дискуссия о «широком» правопонимании.

Раздел 8.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА (ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА)

Общая характеристика политических и правовых учений эпохи постмодерна. Смена системы ценностей в конце XX в. Отказ от европоцентристской картины мира. Разочарование в претензиях научного разума. Дискурсивная теория демократии, феноменология и герменевтика права — основные политико-правовые темы эпохи постмодерна.

Дискурсивная теория демократии. Понятие дискурса, его применение к политическим процессам. Дискурсивная концеп­ция демократии в работах Ю. Хабермаса. Теория со-общественной демократии А. Лейпхарта, ее достоинства и недостатки;

Кризис классического правопонимания. Постклассическая юриспруденция. Школа критических правовых исследований, экономический анализ права (Р. Познер), постмодернистское ученик о праве П. Шлага. Интегративная теория правопонимания. Феноменология и герменевтика права. Формирование фе­номенологии права на основе применения к юридическим явле­ниям идей Э. Гуссерля. Право как «природа вещей». Социоло­гическая феноменология права в конце XX в. Герменевтика как метод интерпретации текста. Право как «вторая реальность» в трактовке современной герменевтики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.