КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 6. Спенсер
Герберт Спенсер (1820—1903) принадлежит к числу талантливых самоучек, которые не получили в свое время систематического образования и тем не менее сумели приобрести обширные познания в самых различных областях. Спенсер основательно интересовался биологией, психологией, этнографией, историей. За несколько лет до выхода «Происхождения видов» Чарлза Дарвина он самостоятельно сформулировал «закон вы- живания наиболее приспособленных» в борьбе за существова- ние. В историю обществознания он вошел как один из основа- телей социологии, которому довелось осуществить дальнейшее совершенствование социологической методологии на новом материале и в новой традиции эмпиризма, столь сильной имен- но в Англии во второй половине XIX в. Спенсер не принял контовского закона «трех стадий» и ка- тегорически отверг утопические ожидания нового обществен- ного строя, изложенные французским мыслителем в «Позитив- ной политике». Приверженность либеральному радикализму и критика социализма сочетались у него с верой в объяснитель- 12. Спенсер 717 ные возможности социологии как отрасли подлинно научного знания об обществе, государстве, о закономерностях их эволю- ции. В историю социальной науки XIX в. им вписаны несколь- ко памятных страниц, и связано это с его мастерским истолко- ванием и применением древней метафоры, уподобляющей об- щество и государство живому организму. Это означало заметный разрыв с декартовской и бэконовской традицией рассмотрения общества и государства некими механизмами с причинно-след- ственными особенностями их организации и деятельности. Эта перемена стала настолько важным этапом в развитии методоло- гии социальных и политических исследований, что влияние ее ощутимо во многих областях современной общей социологии, политологии и государствоведения. Английский исследователь первым из социологов наиболее полно использовал аналогии и термины из области науки о жи- вых существах (биологии), уподобляя и сопоставляя общество с биологическим организмом, тщательно анализируя черты сходств и различий в принципах их построения (структуры) и развития (эволюции). Результатом такого уподобления и со- поставительного анализа стало обнаружение некоторых законо- мерностей и стадиальности органической жизни, например пе- реход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), с последующим перенесени- ем обнаруженных закономерностей в истолкование стадий эво- люции и функционирования различных обществ и государств. Наблюдаемые в жизни общества процессы роста и усложне- ния их структуры и функций или связанности его отдельных частей (элементов), их дифференциации Спенсер представил как процесс постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные, которым он дал название «агрегаты». Этим названием охватывались такие общественные группы и объединения, как племя, союз племен, города-госу- дарства, империи. Было принято во внимание также, что, раз возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают воздейст- вие иных факторов перемен — социально-классовой диффе- ренциации, специализации в виде разделения труда, образова- ния органов политической власти (регулятивная система), а также возникновения земледелия, ремесел (система органов «питания»), возникновения специализированной «распредели- тельной системы» (торговли, транспорта и иных средств сооб- щения). 718 Глава 18. Западная Европа в XIX в. Исходным положением для оценки общественных структур и остальных частей политических агрегатов у Спенсера стало положение о том, что общество существует для блага всех чле- нов, а не члены его существуют для блага общества. Другими словами, благосостояние общественного агрегата не может счи- таться само по себе целью общественных стремлений без учета благосостояния составляющих его единиц. В этом смысле все усилия и притязания политического агрегата (политического, института, в частности) сами по себе мало что значат, если они не воплощают в себе притязания составляющих данный агрегат единиц. Эта характерная особенность позиции английского мыслителя дает основание для отнесения ее к разряду либе- ральных социально-политических установок. Объясняя свой подход к рассмотрению структуры и деятель- ности социально-политических агрегатов, Спенсер говорил, что между политическим телом и живым телом не существует ни- каких других аналогий, кроме тех, которые являются необходи- мым следствием взаимной зависимости между частями, обна- руживаемой одинаково в том и другом. К сказанному следует добавить, что в те времена в европейском политическом слова- ре не было еще термина «политическое учреждение» и этот структурный элемент политической жизни именовался полити- ческим телом (отсюда же ведет свое происхождение и слово «корпорация», употреблявшееся вначале для обозначения неко- торых сословий, например горожан, купцов и др.). О достоин- ствах метода аналогий и его оправданности сам исследователь заметил, что «аппараты и функции человеческого тела достав- ляют нам наиболее знакомые иллюстрации аппаратов вообще». У Спенсера можно найти и довольно существенные оговор- ки относительно пределов аналитических возможностей метода аналогий, поскольку опасность завышенной биологизации со- циальных и политических структур была очевидной. «Общест- венный организм, будучи раздельным (дискретным), а не кон- кретным, будучи асимметричным, а не симметричным, чувстви- тельным во всех своих единицах, а не в одном чувствительном центре, не может быть сравниваемым ни с одним, особо взятым типом индивидуального организма, растительного или живот- ного... Единственная общность между двумя сравниваемыми нами родами организмов есть общность основных принципов организации» (Принципы социологии, 1898). 12. Спенсер 719 Обращаясь к истории возникновения государства и полити- ческих институтов, Спенсер утверждал, что первоначальная по- литическая дифференциация возникает из семейной диффе- ренциации — когда мужчины становятся властвующим классом по отношению к женщинам. Одновременно происходит диф- ференциация и в классе мужчин (домашнее рабство), которая приводит к политической дифференциации по мере возраста- ния числа обращенных в рабство и зависимых лиц в результате военных захватов и увода в плен. С образованием класса рабов- военнопленных и начинается «политическое разделение (диф- ференциация) между правящими структурами и структурами подвластными, которое продолжает идти через все более высо- кие формы социальной эволюции». Вместе с расширением практики завоеваний усложняется классовая структура — возникают различные сословия, выделя- ется особый правящий слой и тем самым усложняется полити- ческая структура. В ходе объединения усилий во имя военных целей возрастает роль «принудительной кооперации», что ведет к утрате индивидуальности у ее участников (так, в военном ти- пе социальной организации индивид оказывается собственно- стью государства). В это время сохранение общественных усто- ев становится самой главной целью, тогда как сохранение каж- дого члена общества — целью второстепенной. Военизированное общество достигает «полного кооператив- ного действия» (работа всей невоюющей части населения на нужды воюющей, сплочение всего агрегата с подчинением ему жизни, свободы и собственности составляющих его единиц). Это единение и сплочение невозможны без посредничества власти, без особой, иерархизированной системы централизации управления, распространяемой на все сферы общественной деятельности. Статус иерархизированной подчиненности — са- мая примечательная черта военного правления: начиная от дес- пота и кончая рабом, все являются господами стоящих ниже и подчиненными тех, кто стоит выше в данной иерархии. При этом регламентация поведения в таком обществе и при таком правлении носит не только запрещающий характер, но также и поощряющий. Она не только сдерживает, но и поощряет, не только запрещает, но и предписывает определенное поведение. Другим, противоположным строем организации и управле- ния Спенсер считает промышленный (индустриальный) тип ор- ганизации общества. Для него характерны добровольная, а не 720 Глава 18. Западная Европа в XIX в. принудительная кооперация, свобода ремесел и торговли, не- прикосновенность частной собственности и личной свободы, представительный характер политических институтов, децен- трализация власти и обеспечение способов согласований и удовлетворения различных социальных интересов. Всему за- дает тон промышленная конкуренция («мирная борьба за суще- ствование»), происходящая в обстановке упразднения сослов- ных барьеров, отказа от принципа наследования при замещении государственных должностей. Для правосознания и нравов про- мышленного общества характерна распространенность чувства личной свободы и инициативы, уважение к праву собственно- сти и личной свободе других, меньшая мера подчиненности ав- торитету властей, в том числе религиозным авторитетам, исчез- новение раболепия, слепого патриотизма и шовинизма и т. д. В движении от военного к промышленному типу общества Спенсер видел закономерность общей социально-политической эволюции, что отчасти совпадало по времени с процессом ис- торического движения от сильно иерархизированного и воен- но-сплоченного феодального строя к обществу, основанному на товарном обмене, разделении труда и высоко ценимых лич- ных правах и свободах индивидов. Главной закономерностью в общественных изменениях, от- носящихся к обществу и государству, он считал закон эволю- ции и прогресса, причем главным изменением здесь следует считать переход от социума, целиком подчиняющего индивида, к обществу, которое заботится о составляющих его индивидах. В каждом достаточно развитом обществе можно обнаружить сосуществование трех регулятивных систем — производитель- ной, распределительной и регулятивной. Регулятивная система, олицетворяемая государством, обеспечивает подчинение со- ставных частей целому. Наилучшим образом эта деятельность организована в государстве с представительным парламентским правлением, ибо здесь наилучшим образом обеспечены соци- альная справедливость и индивидуальная свобода. Характерно, что свобода, согласно Спенсеру, является естественным пер- вичным правом человека, она существует задолго до появления государства и именно из нее вырастает весь набор основных гражданских свобод в государстве. Справедливость и право Спенсер трактует в духе традиции утилитаризма, для которого они являются мерой индивидуальной и общественной пользы. Польза в данном случае сопряжена с его органическим толко- 12. Спенсер 721 ванием социальных и политических организмов, т. е. в смысле их потребностей в приспособлении к внешним условиям своего существования и обретения некоего биологического равнове- сия со средой и другими организмами. В правопонимании Спенсера наиболее отчетливо заявляют о себе вольные или невольные притязания утилитаристской юриспруденции вывести естественные права человека не из ра- циональных начал, как это было еще у Т. Гоббса, которого они вынуждены были взять в свои родоначальники в качестве изо- бретателя «командной теории права», а из своеобразных естест- венно-социологических начал, где тон задают биологические (как у Спенсера) либо психологические (как у Бентама) исход- ные естественнонаучные начала и конструкции. В этом смысле весьма примечательным выглядит суждение Спенсера о том, что «мнение, приписывающее правительству создание прав, на- столько далеко от истины, что мы можем утверждать обратное: права, более или менее ясно установленные раньше появления правительства, становятся менее очевидными по мере того, как правительство развивается...». В социальном воздействии права он различает две ориента- ции — позитивную, включающую право любого индивида на свободное развитие личности, свободную активность и сво- бодное пользование ее результатами, и негативную, нацелен- ную на ограничение этих прав вследствие необходимости ува- жать свободу других. В итоге право становится похожим на совокупность этических норм, которые принудительно ис- пользуются обществом и государством во имя защиты свободы индивидов. Впоследствии, уже в XX столетии, многие эволюционные построения и характеристики Спенсера были использованы и вмонтированы в социальные концепции перехода к «индустри- альному» (Арон) и «постиндустриальному обществу» (Белл и др.). Определенный импульс к интегрированию различных от- раслей и областей обществознания, в том числе в русле возник- шей в начале XX в. так называемой синтезированной (инте- гральной) юриспруденции, дала одна из последних фундамен- тальных работ Спенсера под названием «Синтетическая философия». В русской теоретической мысли это более всего заметно на концепциях «синтетической теории права» (Ящен- ко, Виноградов) и «синтетической философии анархо-комму- низма» (Кропоткин). Сам Спенсер обосновывал интегративный 722 Глава 18. Западная Европа в XIX в. подход не только соображениями удобства метафоры организ- ма, но также трудностями обособления истинных понятий от ложных. В работе «Опыты научные,1 философские, политиче- ские» он писал: «Слова порою значительно утрачивают наше доверие по причине злоупотребления ими. Истинные представ- ления, ими обозначаемые, так тесно сочетаются с ложными идеями, что в значительной мере утрачивают свои признаки. Это очевидно произошло со словом «право». В последнем, третьем томе «Принципов социологии» Спен- сер предложил своеобразный социологический прогноз относи- тельно возможных результатов социалистических преобразова- ний современного общества. Признавая тяготы и ущербность общественного бытия в условиях капиталистической конкурен- ции и отдавая должное привлекательности идеи всеобщего братства, Спенсер в то же время полагал, что социализм созда- ет еще больше трудностей, чем в состоянии разрешить. Подчи- нение личных интересов общественным и общественная орга- низация труда потребуют, утверждал он, расширения принуди- тельной активности государства, роста бюрократии и ее обширных властных полномочий. Бюрократия затем консоли- дируется, закрепит свою власть и превратится в новую аристо- кратию, которую и вынуждены будут содержать трудящиеся массы. Вместо отрицания или отмирания государства произой- дет сплочение правящей иерархии, живущей за счет эксплуата- ции трудящихся. Классы не исчезнут, а лишь обновятся. Со- циализм, если он появится, станет только государственным бю- рократическим социализмом и никаким другим. В современном ему опыте организации и деятельности со- циал-демократических партий Спенсер обращал внимание на преобладание автократических и бюрократических тенденций. Так, наличие этих тенденций в германской социал-демократии он связывал с тем, что партии оказались там неспособными мыслить и действовать вне традиционных для прусского воен- но-бюрократического строя стереотипов. В социально-политической историографии Спенсер причис- лен к основоположникам и предтечам теории единого индуст- риального общества, а также к течению социал-дарвинизма в социальной философии XIX—XX вв. В области методологии его идеи унаследовали школы структурно-функционального анализа (Парсонс) и культур-антропологии.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |