Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10. Фихте




Во взглядах выдающегося философа и общественного дея-

теля Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814) двойственность и

противоречивость политических тенденций немецкого бюргер-

ства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у

Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право,

которые резюмированы им в трудах «Учение о праве» (1812) и

«Учение о государстве» (1813), развивались в русле естествен-

но-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологи-

ческая, философская основа этих взглядов. Фихте — убежден-

ный субъективный идеалист, для которого материальный мир

во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера

проявления свободы человеческого духа; вне человеческого

сознания и человеческой деятельности нет объективной дейст-

вительности.

И, по Фихте, право выводится из «чистых форм разума».

Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Не-

обходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие

права создает условия для того, чтобы самосознание себя вы-

явило. Однако право базируется не на индивидуальной воле.

Конституируется оно на основе взаимного признания индиви-

дами личной свободы каждого из них. «Понятие права, — разъ-

516 Глава 16. Германия в конце XVIII — начале XIX в.

ясняет Фихте, — есть понятие отношения между разумными

существами. Оно существует лишь при том условии, когда та-

кие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совмес-

тить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей.

Стержнем такой правовой общности должен стать юридический

закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных су-

ществ, а не из нравственного закона. Право функционирует не-

зависимо от морали, регулируя исключительно область дейст-

вий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно

свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство

закона не наступает автоматически. Правовые отношения, сво-

боду надлежит защищать принуждением. Других средств нет.

Потребность обеспечить личные права людей обусловливает

необходимость государства. Принудительной силой в государ-

стве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть

лишь единая коллективная воля, для образования которой надо

согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди

заключают такой гражданско-государственный договор. Благо-

даря ему и устанавливается государственность. Общая воля на-

рода составляет стержень законодательства и определяет грани-

цы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пре-

сечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими

подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину,

утвердить политические права и свободы личности.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что от-

личительной чертой всякого разумного, согласованного с требо-

ваниями права государства (независимо от его формы) должна

быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед об-

ществом. Если такой ответственности нет, государственный

строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не

остался пустой фразой и правительство строго подчинялось за-

кону, Фихте предлагает учредить эфорат — постоянную кон-

трольную, надзирающую власть, представители которой — эфо-

ры — избираются самим народом. Эфоры могут приостанавли-

вать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в

них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям

правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал

идею создания эфората нереалистичной.

З.Фихте 517

Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа:

«...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть,

над которой нет никакой иной и которая является источником

всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед

Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве на-

рода на любое изменение неугодного ему государственного

строя, о праве народа в целом на революцию.

Правда, примерно с 1800 г. Фихте отходит от столь ради-

кальных позиций и начинает все больше уповать на реформы

сверху. Тем не менее убежденность в острой необходимости ли-

берализации политического режима, отмены сословных приви-

легий, установления твердой законности, горячее сочувствие

народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних

дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения,

оставался сторонником буржуазно-демократических преобразо-

ваний.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написан-

ной под впечатлением теорий французских социалистов-утопи-

стов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе

которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантиру-

ет благоденствие каждого индивида. Мечтая о таком государст-

ве, построенном в интересах обездоленных масс на основе ор-

ганизованного труда, Фихте резко критикует общественные от-

ношения в Германии и выставляет свои известные тезисы о

правах человека на обеспечение существования и на труд.

«Замкнутое торговое государство» зиждется на частной собст-

венности, создаваемой личным трудом. Государство дает мак-

симум возможного для развития и подъема производительных

сил. Оно детально регулирует производство и распределение,

сохраняя при этом старую цеховую структуру ремесел и делая

главный упор на сельское хозяйство. Население разбито на три

сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме

того, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и поли-

тики. Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Же-

стко регламентируется быт. С точки зрения экономической го-

сударство стремится превратить страну в «самодостаточный»,

«самообеспечивающийся» организм.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие до-

стижения идеального строя, в котором люди, вооруженные нау-

кой и максимально использующие машинную технику, решают

практические, земные задачи без большой затраты времени и

518 Глава 16. Германия в конце XVIII — начале XIX в.

сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем

духе и о сверхземном. По поводу назначения человека и судеб

государства Фихте писал: «Жизнь в государстве не относится к

абсолютной цели человека... при определенных обстоятельствах

она есть лишь наличное средство для основания совершенного

общества. Государство, как и все человеческие установления,

являющиеся голым средством, стремится к своему собственно-

му уничтожению: цель всякого правительства — сделать прави-

тельство излишним». Фихте, правда, полагал, что такое состоя-

ние наступит через мириады лет.

Когда в Германию вторглись войска Наполеона, Фихте стал

призывать широкие массы к решительной борьбе против чуже-

земных захватчиков. Он старается в первую очередь разбудить

национальное самосознание немцев, оскорбленное завоевате-

лем; он апеллирует к их национальной гордости. В пылу пат-

риотической агитации Фихте подчас высказывал мысли, кото-

рые вне их исторического контекста могут быть истолкованы

как признание духовного и нравственного превосходства гер-

манской нации над остальными народами. Самому же Фихте —

приверженцу идеи вечного мира — претил шовинизм и была

ненавистна сумасбродная идея господства Германии над иными

государствами, захвата и порабощения Германией других стран.

Не случайно он, как и Кант, ратует за мир и справедливость в

отношениях между государствами, за создание международной

организации, которая бы поддерживала такие отношения.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей

страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созда-

нием единого централизованного германского государства, ко-

торое должно наконец стать «национальным государством», с

проведением серьезных внутренних преобразований на буржуаз-

но-демократической основе. Главную роль в достижении этой

цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе

любви к отчизне и свободе. Вот почему он чрезвычайно высоко

оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставни-

ков нации, способных двинуть ее по пути прогресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.