КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 10. Фихте
Во взглядах выдающегося философа и общественного дея- теля Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргер- ства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта. Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право, которые резюмированы им в трудах «Учение о праве» (1812) и «Учение о государстве» (1813), развивались в русле естествен- но-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологи- ческая, философская основа этих взглядов. Фихте — убежден- ный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной дейст- вительности. И, по Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Не- обходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя вы- явило. Однако право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимного признания индиви- дами личной свободы каждого из них. «Понятие права, — разъ- 516 Глава 16. Германия в конце XVIII — начале XIX в. ясняет Фихте, — есть понятие отношения между разумными существами. Оно существует лишь при том условии, когда та- кие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...» Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совмес- тить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных су- ществ, а не из нравственного закона. Право функционирует не- зависимо от морали, регулируя исключительно область дейст- вий и поступков человека. Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, сво- боду надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государ- стве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благо- даря ему и устанавливается государственность. Общая воля на- рода составляет стержень законодательства и определяет грани- цы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пре- сечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности. Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что от- личительной чертой всякого разумного, согласованного с требо- ваниями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед об- ществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось за- кону, Фихте предлагает учредить эфорат — постоянную кон- трольную, надзирающую власть, представители которой — эфо- ры — избираются самим народом. Эфоры могут приостанавли- вать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной. З.Фихте 517 Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа: «...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве на- рода на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию. Правда, примерно с 1800 г. Фихте отходит от столь ради- кальных позиций и начинает все больше уповать на реформы сверху. Тем не менее убежденность в острой необходимости ли- берализации политического режима, отмены сословных приви- легий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразо- ваний. В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написан- ной под впечатлением теорий французских социалистов-утопи- стов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантиру- ет благоденствие каждого индивида. Мечтая о таком государст- ве, построенном в интересах обездоленных масс на основе ор- ганизованного труда, Фихте резко критикует общественные от- ношения в Германии и выставляет свои известные тезисы о правах человека на обеспечение существования и на труд. «Замкнутое торговое государство» зиждется на частной собст- венности, создаваемой личным трудом. Государство дает мак- симум возможного для развития и подъема производительных сил. Оно детально регулирует производство и распределение, сохраняя при этом старую цеховую структуру ремесел и делая главный упор на сельское хозяйство. Население разбито на три сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме того, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и поли- тики. Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Же- стко регламентируется быт. С точки зрения экономической го- сударство стремится превратить страну в «самодостаточный», «самообеспечивающийся» организм. Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие до- стижения идеального строя, в котором люди, вооруженные нау- кой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и 518 Глава 16. Германия в конце XVIII — начале XIX в. сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном. По поводу назначения человека и судеб государства Фихте писал: «Жизнь в государстве не относится к абсолютной цели человека... при определенных обстоятельствах она есть лишь наличное средство для основания совершенного общества. Государство, как и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремится к своему собственно- му уничтожению: цель всякого правительства — сделать прави- тельство излишним». Фихте, правда, полагал, что такое состоя- ние наступит через мириады лет. Когда в Германию вторглись войска Наполеона, Фихте стал призывать широкие массы к решительной борьбе против чуже- земных захватчиков. Он старается в первую очередь разбудить национальное самосознание немцев, оскорбленное завоевате- лем; он апеллирует к их национальной гордости. В пылу пат- риотической агитации Фихте подчас высказывал мысли, кото- рые вне их исторического контекста могут быть истолкованы как признание духовного и нравственного превосходства гер- манской нации над остальными народами. Самому же Фихте — приверженцу идеи вечного мира — претил шовинизм и была ненавистна сумасбродная идея господства Германии над иными государствами, захвата и порабощения Германией других стран. Не случайно он, как и Кант, ратует за мир и справедливость в отношениях между государствами, за создание международной организации, которая бы поддерживала такие отношения. Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созда- нием единого централизованного германского государства, ко- торое должно наконец стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуаз- но-демократической основе. Главную роль в достижении этой цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе любви к отчизне и свободе. Вот почему он чрезвычайно высоко оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставни- ков нации, способных двинуть ее по пути прогресса.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |