Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И правовых учений




Вопрос 14. Периодизация истории политических

В учебной и научной литературе существовало и существует

несколько периодизаций истории политических и правовых учений.

Господствовавший долгие годы так называемый "формацион-

ный подход" к периодизации не дал связной картины истории политических

и правовых учений, искусственно разобщив ее по общественно-

экономическим формациям (рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая, коммунистическая). Противопоставляемый

формационному подходу цивилизационный подход по существу

определяет лишь последовательность возникновения и существования

различных доктрин (Древний мир, Средние века, Новое и

Новейшее время). Ни тот, ни другой подходы не дали содержательного

критерия и основания периодизации истории политических и

правовых учений.

Наиболее переспективной основой периодизации истории политических

и правовых учений является социокультурный подход,

т. е. системное рассмотрение и исследование социума (общественных

отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений)

и культуры (социальное мышление, духовный мир, ценностно-смысловая

сфера общественной жизни). Политические и правовые учения

более всего связаны с политико-правовой областью духовной и материальной

жизни общества, так как любое учение о государстве,

праве, политике разрабатывается с учетом современной ему политико-

правовой действительности, которая обязательно отражается

в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так

же как философия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в

мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе

понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.

В укрупненном виде типология истории политических и правовых

учений включает три больших эпохи, соответствующих главным

периодам государственно организованного общества:

Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 5

1) политике-правовая идеология сословно-кастового общества;

2) политические и правовые доктрины периода перехода к гражданскому

обществу;

3) политико-правовая идеология гражданского общества.

К первому относится период от возникновения права и государства

примерно до XV—XVI вв. По формационной схеме данный

период включает азиатский способ производства, рабовладельческое

и феодальное общества; по схеме общей истории — это Древний

мир и Средние века.

Особенность этого периода, который в исторической науке иногда

называется "большая феодальная формация", состоит в том, что

социальная структура общества определялась правом, не равным

для разных сословий, а государство (чаще монархическое, чем республиканское)

зависело от высшего, наиболее привилегированного

сословия и стояло на страже общественно-правового неравенства.

Политико-правовая идеология этого периода строго различала людей

свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных,

"своих" (граждан данного государства, членов касты или

сословия, лиц того же племени или расы, приверженцев определенной

религии и церкви, сотоварищей по цеху и т. п.) и "чужих". Даже

в наиболее развитых государствах, где имелись зародыши гражданского

общества, при определении государства как "дела народного"

под народом разумелась лишь малая часть общества (свободные,

имеющие гражданство), а крайне редкие рассуждения некоторых

философов V в. до н. э. о том, что все люди по природе равны,

до сих пор дают обильную пищу для предположений, что эти рассуждения

надо либо толковать ограничительно, в классовом смысле,

либо отнести за счет неверного прочтения или передачи античных

источников.

Втором период охватывает XVI—XVIII вв. Он вообще не вмещается

в формационную схему, а по общеисторической периодизации

к нему относятся позднее Средневековье и начало Нового времени.

Для истории политических и правовых учений этот период имеет

исключительно важное значение как эпоха грандиозных сдвигов,

поисков, открытий в области политико-правовой идеологии и вообще

духовного развития Европы. Великие потрясения и перестройки

тех веков обычно обозначаются именами собственными: Возрождение,

Реформация, Просвещение. Общая идея и исторический смысл

данного периода состояли в признании и утверждении всеобщего

равенства людей перед законом. В политико-правовой идеологии

этого периода была сформулирована теоретическая модель бессословного,

гражданского общества равноправных людей, свободно

проявляющих свою личность, предприимчивость и творческую

6 История политических и правовых учений

инициативу, обоснован идеал общества, освобожденного от сословных

границ, лишних запретов и дотошной правовой регламентации.

Результатом политических революций в ряде стран Европы

XVII—XVIII вв. стало становление и развитие гражданского (бессословного,

промышленного, капиталистического) общества (XIX—

XX вв.). Это — третий большой период развития политико-правовой

идеологии, проблематика которой пополняется рядом новых

тем, порожденных сложностями развития современного государства

и права гражданского общества.

В процессе развития мировой цивилизации одни страны позже

других вступали в названные выше эпохи, во второй или в третий

периоды развития, в некоторых странах намечался даже и попятный

процесс. Общая проблематика политико-правовых доктрин

по-разному преломлялась в идеологии различных стран, общественный

строй, политико-правовые учреждения и духовный мир которых

имели свои особенности. Поэтому в учебной программе и, следовательно,

в учебнике по истории политических и правовых учений

темы курса определены по хронологическо-региональному принципу

с учетом основных направлений политико-правовой идеологии,

существовавших в соответствующих странах и регионах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.