КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цепции естественных прав человека и договорного происхождения
Вопрос 17. Я. П. Козельский Известным просветителем второй половины XVIII в. был Я. П. Козельский, обладавший энциклопедическими знаниями. Основным его трудом были «Философические произведения» (1768). Яков Павлович Козельский (1728—1794) происходил из среды служилого казачества Полтавского полка Киевской губернии. Он окончил Киевскую академию и Петербургскую академическую гимназию, в которой среди его учителей был и М. В. Ломоносов. В 1757 г. Козельский поступил в военно-инженерный корпус, по окончании которого был определен учителем в артиллерийскую школу, а затем перешел на службу в Сенат. Козельский принял активное участие в организованном Екатериной II просветительском мероприятии — «Собрании, старающемся о переводе иностранных книг». Благодаря его деятельности русское общество познакомилось с трудами ряда 464 Глава 14. Россия в XVIII в. французских просветителей. Переводы, сделанные Козельским, впервые в русской литературной традиции снабжались преди- словиями и обширными комментариями. В своих рассуждениях на социальные и политические темы Козельский подчеркивал необходимость соединения процесса просвещения с рядом социальных мероприятий, в числе кото- рых он называл введение всеобщей обязательности труда и соз- дание таких экономических условий, при которых одна часть народа не смогла бы угнетать другую. Я. П. Козельский в своих рассуждениях придерживался кон- государства. Целью договора об образовании государства, по мнению Козельского, является достижение всеобщего блага. В том случае, если правители не соблюдают условий договора и не выполняют возложенных на них задач, народ имеет право на его насильственное расторжение, поскольку угнетенные могут бороться со своими угнетателями по естественному праву. Рассматривая различные формы правления, он отдает пред- почтение республике, в которой видит «общую пользу... для всех человеческих добродетелей и законодательства». Однако и с про- свещенной абсолютной монархией он связывает надежды на справедливые преобразования и, почти дословно следуя Плато- ну, заявляет, что идеальная форма правления возникнет тогда, когда «правители станут философствовать или философы управ- лять». Я. П. Козельский мечтал об обществе, в котором не будет ни богатых, ни бедных, а все люди станут жить своим трудом, работая по восемь часов в сутки. Частная собственность не ли- квидируется, но существенно ограничивается таким образом, чтобы ее обладателями смогли стать все члены общества. В правопонимании Я. П. Козельского представляет интерес четко проводимое им различие права и закона. Он полагал, что право должна изучать такая наука, как юриспруденция, а зако- ны — легиспруденция. Право он классифицирует на четыре ви- да: Божественное, натуральное (естественное), всемирное (меж-
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |