КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовая концепция в индуизме
Восток. Легизм Шан Яна (400-338 до н.э.). Лекция 3. Прямая противоположность Конфуцию. Шан Ян практик. Родом из царства Цинь. Провёл эффективные реформы обеспечившие повышение уровня гос цивилизации, стабилизация ситуации. «Книга правителя области Шан». Шан Ян строит модель гос-ва исключительно на правовых нормах. Lex (китайское «фа») – закон. Отсюда Легизм. В китайском законе есть символ меча, но нет весов, то есть оно репрессивно-карательное. Китайское право не предполаг исправление осуждённых. Исходя из этого Шан Ян создал понимание гос-ва как репрессивной авторитарной милитаристской организации. Милитаризм проявляется в государственной власти. 2 вида гос власти: власть полученная законным путём(ван-дао), силой(ба-дао). Конфуцианская модель традиционна, статична. Шан Ян создал динамичную модель гос-ва. Право вана произвольно менять закон – авторитаризм. У Конфуция не разрабатывалась проблема экономического развития гос-ва. Шан Ян – «сельское хозяйство –ствол, торговля и ремесло - ветви» - гос-во должно заботиться главным образом об аграрном секторе экономики. В сельской местности – большая часть населения. Крестьянство не угрожает гос-ву. Торговля и ремесло – меньшая часть валового продукта, заботиться незачем. Торговцы и ремесленники – мобильны, уследить за ними сложно – их интересы гос-во соблюдать не должно – возможна конфискация. У Шан Яна никаких гарантий частной собственности нет. У Шан Яна армия – важнейший гос институт. Армия решает: 1) завоевание; 2) канал для вертикальной социальной мобильности. Награды предназначались для воинов отличившихся на поле боя, для доносчиков о врагах гос-ва. Легизм Шан Яна – крайность и легистское гос-во также утопично как и конфуцианское. Индуизм формируется как религия во 2-1 тысячелетиях до н.э. Связано с вторжением в Индию ариев(индо-европейская семья). Арии подчинили местное монголоидное дравидийное население. Принесли с собой книги – Веды. Они написаны на санскрите. С перевода – Знания. Веды – откровения. Кроме Писания в любой религии существует Предание (комменты к Писанию, написаны людьми). 2 разновидности – Упанишады и Дхармашастры – книги о законах. Религиозная доктрина индуизма. Мировой абсолют – Атман(Брахман). Атман человек не может воспринять органами чувств. Он воплощается в Аватарах(воплощение Атмана в материальном осязаемом виде). Аватары – боги, люди, животные, растения и т.д. Эта бесконечность объединяется в единое гармоничное целое – Дхарма. На уровне отдельной челов личности закон Дхармы – на законе кармы, закон морального воздаяния. Добродетельный человек в след жизни получит награду. Порочный – наказан. В совокупности это круговращение образуется колесо перерождения – Сансара. Социальная доктрина в индуизме. Варно-кастовая система. В ведах описаны Варны: сокральные образования. Они различаются по Дхармам. 4 вида. Статичны. Брахманы(священники, жрецы, их карма называется Саттва – стремление к абсолюту); кшатрии(воины, карма – Раджас – стремление к славе); вайшьи(земледельцы, торговцы и ремесленники, карма – Тамас – стремление к богатству) – арийские, высшие касты. 4 варна – дравидийское население – шудры – карма – Кама. Шудры неразумны поэтому они не могут освоить профессию. В силу своей неразумности они не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому и отвечать за их последствия. Не могут быть без опеки высших варн. Появляется понятие каст. Более менее образования варн. Касты не сакральные а сигулярные группы, поэтому могут изменяться по воле человека. Динамичный элемент. В конце 19 века – 14000 каст, сейчас – 6-7 тыс. Политическая доктрина гос-ва. Строится на космогоническом мифе Ригведа. Космогония – происхождение мира. Бог Индра(гром, молния) побеждает демона Вритра и победа эта означала победу Космоса над Хаосом, Порядка над Беспорядком. Земля отделяется от неба, воды и т.д. Индра становится первичным образцом для индийский правителей девараджей(царь богов с перевода). Сокральность раджи обусловливается его божественным происхождением. Эта полития авторитарна. Авторитаризм обусловливается кармой раджи – эффективное управл гос-вом, контроль соблюдения кармы другими подданными. Карма - государственный патернализм, заботу раджи о своих подданных, легитимность власти раджи. Если раджа управляет гос-вом эффективно, заботиться о своих подданных это означает в его природе преобладают божественные элементы. Но природа раджи двойственна – божеств и человеч элементы. Раджа может управлять гос-вом неэффективно – тогда преобладает человеческое и его власть становится нелегитимной – свержение раджи. Политико-правовая концепция в буддизме. Сиддхартха Гаутама (623-543 до н.э.). Родился на севере Индии в царстве Шакья. Иногда именуют Шакьямуня. Кшатрий. Стал бродячим отшельником – искал истины. Йога. Истину не нашёл. В своих странствиях под деревом бодхи становится просветлённым(Буддой; Бодхисаттвой). Просветление – 4 благородных истины: - жизнь есть страдание. человек непрерывно страдает в сансаре: с момента рождения, болезней, разлук, неполучения желаемого, смерть. возрождение – след круг. - причина страдания желание. желание как привязанность к материальному миру «маи» – стремление к богатству - причина желания незнания. невежество – стремление сохранить вечно мат блага котор вечными быть не могут, стремление к жизни, боязнь смерти. жизнь и смерть не противоположности, а взаимосвяз элементы. в сансаре – человек постоянно умирает - благородный срединный восьмеричный путь. путь должен протекать между 2 крайностями: аскетизм, роскошь. восьмеричный путь – путь совершенствования 8 элементов души и тела. Путь – ведёт буддиста из сансары в нирвану. Нирвана – в переводе успокоение. Достичь нирваны – отказаться от своих желаний и достичь гармонии со вселенной. В нирвану можно войти в своём земном обличье. Как достичь нирваны – 3 пути: 1) Южный буддизм (хинаяна). Малая колесница. Цейлон, Таиланд, Бирма. Считается, что из сансары в нирвану могут попасть только монахи, поэтому малая колесница. Накопление в этой жизни этических заслуг мирянином – в след жизни станешь монахом. 2) Северный буддизм(махаяна). Большая колесница. Китай, Япония. Все идут в нирвану. Способ аналогичен. Содержание добрых дел не конкретизируется. В индуизме карма – внешний регламент для соц группы. В буддизме – карма индивидуальна. Основа конфуцианско-буддийской этики. 3) Тибетский буддизм (ваджраяна). Алмазная колесница. Буддист проходит сотни жизней. Из сансары в нирвану можно попасть в течение 1 земной жизни. Политическая доктрина. Единой доктрины нет. Модель Хинаяны. Бирма. Глава гос-ва – дхаммараджа. Все буддийские гос-ва строятся по модели патрон-клиент. Патрон заботиться о своих клиентах. Клиенты о своем патроне тоже заботятся. Различия – повыш гибкость буддизма. Человек в теч своей жизни увеличив или уменьш свой перечь этич заслуг. Поэтому в буддизме патрон и клиент могут меняться местами в теч 1 человеч жизни. Модель своеобразной буддийской демократии. Сокральность обусловливается связью с будд канонами. В будд политии практически не выражен авторитаризм. Буддийская этика в принципе не допускает насилия по отношения к другому живому существу. В будд политии также как и в конфуц политии институты принуждения создать нельзя, поэтому в чистом виде конф и будд политии существовать не могут. Поэтому будд гос-ва возник и сущ-т как синкретичные гос-ва(сложносоставное). Элементы принуждения заимствуются Конфуц – легистские. Будд – индусские элементы принуждения. Отсюда название правителя. Раджа как носитель закона.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |