Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов




Г.

Новосибирск

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ В РФ

К.А. Ширшов

Курс лекций для студентов

специальности 030501 «Юриспруденция»

 

 


Оглавление

Раздел 1. Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов. Особые административно-правовые режимы. 3

Тема 1. Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов. 3

Тема 2. Режим военного положения. Чрезвычайное положение и чрезвычайная ситуация 9

2.1 Режим военного положения и его обеспечение. 9

2.2. Понятие режима чрезвычайного положения и его составляющие. 23

Тема 3. Административно-правовые режимы оборота опасных вещей. 32

3.1. Режим оборота оружия. 32

3.2. Режим оборота наркотиков. 43

3.3. Режим оборота радиационных материалов. 51

Тема 4. Режимы обеспечения безопасности государства. 56

4.1. Понятие режима защиты государственной тайны. 56

4.2. Понятие паспортной системы и характеристика ее элементов. 62

4.3. Режим нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. 69

4.4. Режимы выезда из РФ и въезда в Россию.. 78

4.5. Административно-правовой режим охраны государственной границы. 89

Тема 5. Административные режимы безопасности граждан. 97

5.1.Режим пожарной безопасности. 97

5.2 Понятие режима безопасности полетов пассажиров и экипажей воздушных судов. 113

5.3. Административно-правовой режим закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) 120

5.4. Режим обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ……………………………. 126

Раздел 2.Общегосударственные,экономические, административно-политические и административно-правовые режимы.. 130

Тема 6. Режимная организация противодействия коррупции в современной России. 130

Тема 7. Режимы публичного прогнозирования, планирования, программирования. Бюджетирование, ориентированное на результат. 142

Тема 8. Организация государственного управления в условиях действия особых правовых режимов. 148

Тема 9. Административные режимы в области социальной поддержки населения. 161

Тема 10. Таможенный режим.. 180

Список нормативно-правовых актов. 190

 


Раздел 1. Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов. Особые административно-правовые режимы.

Правовой режим – очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.).

Появление данной категории в правовой науке, обуславливается необходимостью более глубокого исследования и познания специфики юридического воздействия на общественные отношения. Изучение и основательная разработка этого вопроса тесно связаны с совершенствованием административно-правового регулирования общественных отношений в современных социально-экономических и политических условиях.

С термином «режим» мы довольно часто встречаемся в повседневной жизни, быту, в технических и экономических науках. Этот термин нашел применение и в философии, и в таких юридических науках, как теория государства и права, конституционное право, гражданское право, уголовно-исполнительное право, трудовое право, земельное право, административное право и других отраслях российского права.

Слово «режим», как уже отмечалось, часто употребляется в разговорной речи и в литературе. Термин «режим» толкуется в русском языке в нескольких значениях.

Так, по С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой, ему соответствуют три смысловых значения:

1. Распорядок дел, действий.

2. Условия деятельности, работы, существования чего-нибудь. Например, рабочий режим, режим работы машины.

3. Государственный строй. Например, реакционный режим, режим военной диктатуры.

Энциклопедический словарь раскрывает этимологию слова от французского «regime» и латинского «regimem» – управление. В нем приведены такие же, как и в предыдущем случае, значения данного слова:

1. Государственный строй, метод управления.

2. Установленный распорядок жизни.

3. Совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели.

Составляющей частью правового режима являются способы правового регулирования, то есть средства юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах и других элементах правовой системы. Теория права к основным способам правового регулирования относит дозволение, запрещение и позитивное обязывание.

Для административного, финансового и ряда других отраслей публичного права характерно преобладание централизованного управления (регулирования), и в комбинации трех выше указанных способов, как правило доминируют обязывание и запрещение. В гражданском и семейном праве преобладает диспозитивное начало и определяющим является дозволение.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод что, правовой режим это:

a) закрепленные в законодательстве права, обязанности и ответственность;

б) система мер, которая используется для достижения поставленных целей;

в) система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма.

Административно-правовой режим характеризуется административно-правовыми отношениями, которые кроме общих признаков правоотношений имеют следующие особенности:

– обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительно-распорядительной деятельностью государства;

– одной из сторон этих отношений, как правило, является субъект исполнительной власти.

Административно-правовому режиму присуще такое правовое действие, которое осуществляется на властно-императивных началах, создавая тем самым отношения подчинения.

Характерными признаками административно-правовых режимов являются:

– определенное специальными нормами права поведение физических, должностных и юридических лиц;

– вынужденная детальная регламентация деятельности государственных органов и общественных объединений;

– введение некоторых дополнительных правил или изъятий из общеобязательных правовых норм;

– установление особого контроля за надлежащим соблюдением правопорядка в сфере действия особого режима и установления некоторых ограничительных мер.

При рассмотрении вопроса о содержании административно-правовых режимов целесообразно использовать уже имеющиеся в юридической науке наработки по общим проблемам содержания правового режима, ибо содержание административно-правовых режимов соотносится с содержанием правового режима как особенное и общее.

Детальное содержание режимных мероприятий, входящих в различные виды правовых и административно-правовых режимов, определяется их целевым назначением, характером и особенностями той деятельности отдельных лиц, учреждений и организаций, которая является объектом режима. Однако при всем многообразии режимных мероприятий, обусловленных различием объектов, исходя из единства их целевого назначения, можно выделить некоторые типовые элементы, определяющие содержание всех административно-правовых режимов именно как мер режимных.

В содержании административно-правового режима следует выделить: его целевое назначение, правовые принципы, объект административно-правового регулирования, юридическое положение субъектов, административно-правовой инструментарий.

Нормативно-правовая основа режимного регулирования зависит от характера и вида правового режима. Режимы, предусматривающие ограничения правосубъектности граждан и организаций, могут устанавливаться только федеральными законами. Указы Президента РФ, правительственные акты, акты иных органов исполнительной власти применительно к таким режимам реализуют правоприменительную функцию, вводя предусмотренный законом режим на определенной территории, закрепляя конкретные режимные правила. Для региональных режимов, регулирующих состояние объектов, подведомственных субъектам РФ, нормативно-правовой основой выступают законы и иные акты субъектов РФ. Местные режимы, действующие на территории муниципальных образований, могут вводиться актами органов местного самоуправления.

Субъектами, или участниками, правовых режимов являются физические и юридические лица, связанные с носителем режима (проживающие на режимной территории, работающие с режимными документами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленные правила. В качестве специального субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил.

Характеризуя административно-правовые режимы следует отметить, что они:

– устанавливаются органами государственной власти;

– имеют гласный характер;

– реализуются органами исполнительной власти;

– область их применения ограничена во времени или в пространстве.

Важным средством обеспечения соблюдения административно-правовых режимов и отдельных режимных мероприятий является установление ответственности за их нарушение. В зависимости от характера и общественной опасности этих нарушений российское законодательство предусматривает ответственность в уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном порядке.

Таким образом, регулятивные свойства административно правового режима проявляются в использовании специального административного инструментария, образующего приемы регулирования. Исходя из этого, административно-правовые режимы, с одной стороны, предоставляют возможность органам власти эффективно действовать в различных социальных ситуациях, обеспечивая реальное выполнение ими своих функций, с другой – являются важнейшим правовым средством обеспечения правосубъектности граждан и организаций. Они делают «прозрачными» применяемые административные меры, заранее информируют участников о возможных санкциях, ограничивают административную «импровизацию» и расширяют свободное усмотрение должностных лиц при выборе средств принудительного воздействия.

Подводя итог сказанному можно отметить что, административно – правовой режим это совокупность правовых и организационных мероприятий, которые обеспечивают в конкретных сферах общественных отношений определенный, в наибольшей степени отвечающий интересам государства и его национальной и общественной безопасности, порядок деятельности государственных органов, их должностных лиц, а также поведение отдельных граждан.

Существующие административно-правовые режимы могут быть классифицированы по нескольким основаниям, среди которых наибольшую теоретическую и особенно практическую значимость имеет классификация административно-правовых режимов по степени их принадлежности к обеспечению национальной безопасности.

Используя данный критерий, в первую группу включаются режимы, специально нацеленные на обеспечение интересов национальной безопасности страны – безопасности государства, среди которых представляется возможным выделить следующие: административно-правовой режим защиты государственной тайны и иной ограниченной в доступе информации, пограничный режим, режим выезда из Российской Федерации и въезда в нее, режим проживания и передвижение иностранцев в России.

Вторая группа режимов устанавливается преимущественно в целях обеспечения общественной безопасности. Сюда входят режимы: режим закрытого административно-территориального образования, санитарный режим, таможенный режим, режимы оборота опасных вещей режим пожарной безопасности режим безопасности полетов пассажиров и экипажей гражданских воздушных судов.

Третью группу режимов составляют комплексные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности и безопасности граждан в условиях наступления чрезвычайных ситуаций.

При чрезвычайных ситуациях требуется иное нормативное воздействие, чем-то, которое действует в обычных условиях. Поэтому правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического инструментария, можно определить как чрезвычайные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.