Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения концепции TQM. 1. В чем различие и сходство понятий «сертификация» и «соответствие»?




Контрольные вопросы

1. В чем различие и сходство понятий «сертификация» и «соответствие»?

2. Какие виды сертификатов вы знаете?

3. Перечислите основные виды документации по качеству, применяемые предприятиями/ компаниями.

4. Назовите основные элементы качества по ИСО.

5. Что представляет собой сертификация продукции и услуг?

6. Какие органы входят в организационную структуру сертификации?

7. Каков порядок проведения сертификации продукции?

Глава 4 Современная концепция менеджмента качества

4.1. Сущность системы менеджмента качества

Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин — «системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).

Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям.

Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием/компанией — аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества:

– качество — неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);

– качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

– ответственность за качество должна быть адресной;

– для реального повышения качества нужны новые технологии;

– повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

– контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;

– политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Менеджмент качества в рамках управления проектом — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции.

Управление качеством включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций.

4.1.1. Планирование качества

Планирование качества — выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий:

– анализ затрат и выгод;

– установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов;

– диаграммы:

– «причин-следствий», также называемые диаграммы Ишикавы, иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами.

– блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом;

– эксперименты.

В результате планирования качества появляется план качества (план организационно-технических мероприятий по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, крите­риев оценки, бюджета.

В план качества должны входить описания процедур проведе­ния контрольных и испытательных мероприятий.

В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписыва­ющие выполнение конкретных шагов процедур или процессов.

4.1.2. Обеспечение качества

Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определен­ным ранее требованиям к качеству.

Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержден­ного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полу­ченных в результате контроля и испытаний.

Обеспечение качества осуществляется путем плановых и вне­плановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытатель­ных мероприятий с последующими оценкой качества и идентифи­кацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испыта­ний является основой решения об улучшении качества проекта или его продукции.

4.1.3. Контроль качества

Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.

Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.

Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:

– проверки;

– контрольные карты, которые представляет собой графическое изображение результатов процесса;

– диаграммы Парето, которые представляют собой гистограммы появления различных причин несоответствий, упорядоченные по частоте;

– статистические выборки, анализ динамических рядов, корреляционно-регрессионный анализ и другие статистичес­кие методы;

– диаграммы.

Контроль качества может завершиться следующими решениями:

– улучшение качества;

– принятие продукции;

– идентификация брака и реализация действий по управлению несоответствующей продукцией;

– переработка продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний;

– исправление процессов.

TQM представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще. Принципиальные отличия этой новой модели от традиционной представлены в табл. 4.1.

Новая компания имеет в своей основе ряд нижеследующих основополагающих тезисов:

1.Роль руководства. В мероприятиях по реформированию/

реструктуризации предприятий на основе принципов TQM огромная роль
отводится руководству. Образно говоря, руководители имеют ключи
к совершенствованию организации. И если они держат их в кармане,

не открывая дверей, организация не сможет войти в эти двери. Хотя
открытые двери это еще не гарантия того, что фирма обязательно

улучшит свою деятельность.

 

Таблица 4.1

Сравнение традиционной модели управления с моделью, развиваемой подходом TQM

Традиционная модель управления Элементы Новая модель управления
Вертикальная Организационная структура Горизонтальная
Автократический Стиль руководства Кооперативный
Прибыль Центр внимания деятельности фирмы Клиенты
Самообслуживание Мотивация Разумный эгоизм (реалистический альтруизм)
Внутренние Рынки Глобальные
Капитал Ресурсы Информация
Однородная Рабочая сила Разнородная
Безопасность Ожидания сотрудников Профессиональный рост
Персональная Организация работы Командная

 

Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности фирмы, и не только формально, для администра­тивного «веса». Оно должно быть искренне привержено новой систе­ме, верить в ценности новой модели, но в то же время знать и пони­мать цели и ценности существующей системы. Руководство должно интегрировать систему управления качеством в общую модель управ­ления фирмой. Свои воздействия следует осуществлять не столько в виде организационно-распорядительной документации, сколько в виде конкретных решений, однозначно и выразительно передающих позицию руководства. Стиль руководства должен быть не авто­ритарный, административный, а корпоративный, либеральный.

Руководители организации устанавливают цели, основные направления деятельности, а также способы их реализации. Они создают обстановку, в которой сотрудники оказываются не просто исполнителями воли руководства, а заинтересованными участниками решения производственных задач (как сейчас принято говорить — вовлеченными сотрудниками).

Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.