КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения концепции TQM. 1. В чем различие и сходство понятий «сертификация» и «соответствие»?
Контрольные вопросы 1. В чем различие и сходство понятий «сертификация» и «соответствие»? 2. Какие виды сертификатов вы знаете? 3. Перечислите основные виды документации по качеству, применяемые предприятиями/ компаниями. 4. Назовите основные элементы качества по ИСО. 5. Что представляет собой сертификация продукции и услуг? 6. Какие органы входят в организационную структуру сертификации? 7. Каков порядок проведения сертификации продукции? Глава 4 Современная концепция менеджмента качества 4.1. Сущность системы менеджмента качества Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин — «системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.). Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям. Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием/компанией — аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества: – качество — неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления); – качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель; – ответственность за качество должна быть адресной; – для реального повышения качества нужны новые технологии; – повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия; – контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат; – политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия. Менеджмент качества в рамках управления проектом — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции. Управление качеством включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций. 4.1.1. Планирование качества Планирование качества — выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения. Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества. В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий: – анализ затрат и выгод; – установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов; – диаграммы: – «причин-следствий», также называемые диаграммы Ишикавы, иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами. – блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом; – эксперименты. В результате планирования качества появляется план качества (план организационно-технических мероприятий по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета. В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий. В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов. 4.1.2. Обеспечение качества Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству. Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний. Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой решения об улучшении качества проекта или его продукции. 4.1.3. Контроль качества Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству. Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов: – проверки; – контрольные карты, которые представляет собой графическое изображение результатов процесса; – диаграммы Парето, которые представляют собой гистограммы появления различных причин несоответствий, упорядоченные по частоте; – статистические выборки, анализ динамических рядов, корреляционно-регрессионный анализ и другие статистические методы; – диаграммы. Контроль качества может завершиться следующими решениями: – улучшение качества; – принятие продукции; – идентификация брака и реализация действий по управлению несоответствующей продукцией; – переработка продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний; – исправление процессов. – TQM представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще. Принципиальные отличия этой новой модели от традиционной представлены в табл. 4.1. Новая компания имеет в своей основе ряд нижеследующих основополагающих тезисов: 1.Роль руководства. В мероприятиях по реформированию/ реструктуризации предприятий на основе принципов TQM огромная роль не открывая дверей, организация не сможет войти в эти двери. Хотя улучшит свою деятельность.
Таблица 4.1 Сравнение традиционной модели управления с моделью, развиваемой подходом TQM
Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности фирмы, и не только формально, для административного «веса». Оно должно быть искренне привержено новой системе, верить в ценности новой модели, но в то же время знать и понимать цели и ценности существующей системы. Руководство должно интегрировать систему управления качеством в общую модель управления фирмой. Свои воздействия следует осуществлять не столько в виде организационно-распорядительной документации, сколько в виде конкретных решений, однозначно и выразительно передающих позицию руководства. Стиль руководства должен быть не авторитарный, административный, а корпоративный, либеральный. Руководители организации устанавливают цели, основные направления деятельности, а также способы их реализации. Они создают обстановку, в которой сотрудники оказываются не просто исполнителями воли руководства, а заинтересованными участниками решения производственных задач (как сейчас принято говорить — вовлеченными сотрудниками). Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |