КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная парадигма управления
Конец 20 века был ознаменован отходом от технократического рационального типа управления, утверждением новой парадигмы управления [4]. Если для первых лет второй половины 20 в. было характерно стремление к увеличению управленческого контроля за всеми переменными производства, что обусловило необходимость использования количественных подходов к принятию управленческих решений, системного и ситуационного подходов разработки стратегического планирования, то сегодня актуальными становятся новые подходы в управлении, новые принципы управления организацией. Опыт зарубежного управления дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления, основными принципами которой являются: · отказ от управленческого рационализма классических школ, в основе которого представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени; · инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца; · признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. · новой парадигме соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе; · главное внимание стало, поэтому, уделяться организационной культуре, обеспечивающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций; · соучастие или партнерство, т.е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации в процессе постановки цели, выработки миссии, контроле за результатом. Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям: 1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования. 2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций. 3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды. 4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации. 5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды. 6. Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией. 7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы. 8. Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций. 9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации. 10. Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ. 11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.). 12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.
Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию организации к быстро меняющимся условиям, что выступает важнейшим факторам ее выживания в современных условиях. Контрольные вопросы
1. Кто является родоначальником современного менеджмента? 2. Перечислите основные тезисы научного управления. 3. В чем суть теории мотивации Тейлора? 4. Перечислите основные организационные принципы для крупных промышленных комплексов, сформулированных Г. Фордом. 5. Перечислите основные нововведения Г. Форда. 6. Перечислите принципы производительности Г. Эмерсона. 7. В чем вклад В. Ещенко в теорию научного управления? 8. Какими вопросами занимались А. Гастев и П. Керженцев? 9. Перечислите 5 основных элементов, определяющие функции управления. 10. Кто автор и в чем суть «принципов администрирования»? 11. Перечислите структурные принципы А. Файоля 12. Перечислите принципы процесса А. Файоля. 13. Перечислите принципы конечного результата А. Файлоя. 14. Назовите основные характеристики рациональной бюрократии. 15. В чем суть Хоуторнских экспериментов? 16. Чем объяснял разный подход к управлению различными людьми Д. Макгрегор? 17. Перечислите основные принципы управленческой деятельности Р. Фэлка. 18. В чем суть количественной школы управления? Каковы перспективы ее развития? 19. Особенности новой парадигмы управления.
Задание
Дайте сравнительную характеристику двум научным теориям управления (на ваш выбор), выявив их достоинства, недостатки и возможности применения в современных условиях.
Рекомендуемая литература
1. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560с.: 2. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления: Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М.: Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование). 3. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М.: Приор-издат, 2006. - 224с. - ISBN 5-9512-0627-8: 80-00. / 1 экз./ 1-К.х. 4. Лавров Александр Юрьевич. Основы менеджмента: Учеб.пособие / Лавров Александр Юрьевич, Рыбакова Ольга Иннокентьевна. - Чита: ЧитГТУ, 2003. - 368с. Леонов Г.А. 5. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005.- 558 с. 6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с. 7. Лавров А.Ю. Теория организации: учебное пособие. – Чита: Поиск, 2002.- 232 с. 8. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 800с. 9. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222 с. 10. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Контролинг, 1991. 11. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения: пер. с англ. / Г. Форд. – М.: Финансы и Стстистика, 1990. – 473 с. 12. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О.С. Вихансикй, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2000. – 528 с. 13. Кравченко А.И. История менеджмента.- М.: Академический проект, 2000.- 352 с. 14. Файоль А., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство.- М.: Республика, 1992.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |