Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции управления. Фасетная классификация управления




Фасетная классификация управления

 

Фасета является классообразующим понятием, которое отражает одну из обязательных особенностей управления.

В работе Мухина приводится следующая классификация организационного управления:

1-я фасета: классообразующий признак - степень сосредото­чения власти Раз­личают: централизованное, частично централизованное и децентрализованное управление.

· Централизованное управление предполагает сосредоточение всех полномочий, необходимых для управления, в одном органе управления и, более того, в руках одного человека. Главные проблемы в централизованном управлении это борьба с непредна­меренным искажением и запаздыванием информации при дви­жении данных снизу вверх и команд (директив, распоряжений, указов и т. п.) сверху вниз, с медленным освоением методов управления в новых проблемных ситуациях.

· Частичная централизация предусматривает выделение части вопросов управления в компетенцию нескольких лиц, ответст­венных за решение по ним, при прямом подчинении их же одно­му лицу - первому по другим (главным) вопросам управления системой в целом. При частичной централизации доминирующей становится коллегиальная форма принятия решения.

· Децентратизация означает разделение полномочий между не­сколькими органами управления без прямого подчинения их од­ному или нескольким лицам. Интересы системы в целом при возникновении конфликтов внутри системы обеспечиваются равной ответственностью, координацией совместных действий и т.п. Децентрализация управления требует организации группо­вых решений при равноправии многих должностных лиц.

2-я фасета: классообразующий признак - характер взаимодействия системы с окружающей средой. Различают: управление в конфликтной ситуации и некон­фликтное.

В конфликтной ситуации приходится учитывать возможные действия враждебных внешних систем. В этом случае необходи­мые данные для принятия решения скрываются и искажаются противодействующими системами.

3-я фасета: классообразующий признак - характер проблем­ной ситуации.

Различают хорошо формализуемые, слабоформализуемые и неформализуемые проблемы.

· Формализуемые проблемы поддаются структуризации. Формализация имеет место, если для решения проблемы можно предложить алгоритм с конечным числом возможных от­ветвлений операций и однозначными условиями перехода на ка­ждую ветвь действий.

· Неформализуемые - проблемы, не допускающие никакой структуризации, сулящей решение хотя бы по частям.

· Слабоформализуемые - проблемы промежуточные между нсформализусмыми и хорошо формализуемыми, т.е. какие-то вопросы поддаются аналитической оценке, но есть и не допус­кающие формализации.

В организационном управлении главным образом приходится иметь дело со слабоформализуемыми проблемами.

4-я фасета, классообразующие признаки - значимость для системы возмущающих воздействий или последствий решения возникшей проблемы. Различают оперативное (тактическое) и стратегическое управление.

Оперативное управление - это организация действий исполнителей по ликвидации (предотвращению) возникших возмуще­ний в окружающей среде и в данной системе. Сюда же относится управление на относительно коротком отрезке времени (от одно­го до очередного контрольного срока) при выполнении решений с большим директивным сроком действий.

Оперативное управление - прерогатива средне­го и нижнего звена в иерархии органа управления, но и в нем мо­гут быть задействованы высшие должностные лица, так что смысл деления определяется не этим.

Если решение является реакцией на возмущающее воздейст­вие, способное существенно повлиять на судьбу системы или даже привести ее к катастрофе и уничтожению, то такое решение называется стратегическим. Стратегическое управление основано на долговременной перспективе, на прогнозном предвидении.

5-я фасета, классообразующий признак - объект управле­ния. Различают внутреннее и внешнее управление. Объектом внутреннего управления являются сотрудники системы управления. Иногда внутреннее управление называют учрежденческим управлением. Особенности внешнего управления зависят от структуры объекта управления.

6 -я фасета: классообразующие признаки - запаздывание или упреждение в решениях по отношению к появлению внеш­них воздействий на систему. Различают постсобытийное и упре­ждающее управление.

· Постсобытийное - управление, при котором решение при­нимается после реализации внешнего возмущения.

· Упреждаю­щее - управление, в котором решение начинает вырабатываться на основе прогноза возможных возмущающих воздействий со стороны окружающей среды.


 

Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации.


 

Функции управления это та работа, которую должен выполнять руководитель любого уровня и ранга, будь то президент страны или бригадир участка. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.