Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скрытое управление между коллегами 1 страница




Манипулирование руководителем

Скрытое управление руководителем

Как мы увидим уже в следующем разделе, не только руководители управляют: подчиненными, но бывает и наоборот. Цели у них почти совпадают, поскольку черпаются из единого для всех нас списка, приведенного в начале этого раздела. Однако есть две существенные особенности:

1. Скрытое управление - это по существу единственный для подчиненных способ управлять руководителями (исключения - забастовка, но это крайняя степень, когда неповиновение принимает коллективный характер; к тому же управлением это явится лишь в случае победы над администрацией, что бывает далеко не всегда).

2. Управляя своим начальником, подчиненный должен действовать значительно более осторожно, поскольку осознание руководителем, что им управляют, может дорого обойтись подчиненному.

Скрытое управление начальником может иметь следующие направления.

  • Нейтрализация его недостатков как руководителя (недостаточный профессионализм, отрицательные черты характера, пробелы в образовании, недостаток культуры).
  • Достижение личных выгод инициатора воздействия не в ущерб работе и руководителю.
  • Получение личной выгоды в ущерб работе, коллегам, руководителю.

Последний случай будем называть манипуляцией.

 

В коллективах имеет место скрытое управление, в том числе и манипуляции между коллегами по работе.

Происходит это как в результате непосредственного общения, так и - особенно в случае манипулирования - опосредствованно, через воздействие на начальника. Соответствующие примеры читатель найдет в разделе 11.2.

 

69. Виды манипулирования

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют экономическое, политическое, идеологическое, бюрократическое и психологическое манипулирование.

Экономическое манипулирование - это преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение. При этом используются незначительные доплаты, компенсации при несопоставимо высоком уровне инфляции. Это может вызвать обратную манипуляцию со стороны работников - забастовки, локауты в тот момент, когда работодатель не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.

Необходимым условием формирования естественной рыночной цены является свободная конкуренция контрагентов сделки. Механизм такой конкуренции - конкурентный рынок. Манипулирование ценами как направленное воздействие на рынок нарушает стабильность рынка, ведет к его "раскачиванию", образованию искусственных цен и возникновению экономических диспропорций, а также к получению необоснованной прибыли (за счет введения в заблуждение других субъектов рынка), наносит ущерб его участникам и третьим лицам.

Манипулирование ценами в целом можно определить как действие любого участника или группы участников, направленное на установление искусственного контроля за ценами, включающее покупку и продажу ценной бумаги с целью создания фальшивой или вводящей в заблуждение видимости активной торговли или с целью поднять или понизить цену, с тем чтобы побудить других участников рынка к покупке или продаже данной ценной бумаги, ведущее к целенаправленному изменению курсовой цены фондового инструмента по отношению к нормальной ее величине.

Можно выделить два основных вида манипулирования на финансовых рынках:

1. Единичное (ситуационное) манипулирование ценами - те случаи манипулирования, которые облечены в форму обычных сделок. Такое манипулирование может производиться как одним участником, так и группой участников рынка в виде отдельной сделки или серии сделок с целью изменения естественной рыночной цены фондового актива, а также закрепления, фиксации или стабилизации курса этого актива.

2. Манипулирование рынком в целом. Такое манипулирование совершается путем воздействия на курсовую (расчетную) цену обращающихся на рынке фондовых активов за счет краткосрочного или долговременного проведения сделок большого объема.

Наиболее распространенные способы манипулирования ценами: заключение большого количества сделок по котировкам, отличным от средних по рынку; неоправданное повышение (понижение) цен с последующей продажей (скупкой) ценных бумаг; искусственное завышение объемов торгов путем покупки и моментальной продажи акций без перерегистрации прав собственности; сосредоточение большого количества акций одного эмитента у одной или группы компаний, в результате которого мелкие спекулянты вынуждены выкупать эти акции для закрытия позиций по завышенной цене.

Экономическое манипулирование - это также преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение. При этом используются незначительные доплаты, компенсации при несопоставимо высоком уровне инфляции. Это может вызвать обратную манипуляцию со стороны работников - забастовки, локауты в тот момент, когда работодатель не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.

Политические манипуляции осуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в сознательном искажении реальной расстановки политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления о политических лидерах, партиях и движениях.

Политические манипуляцииобезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в завуалированной форме навязывается большинству.

Технология политической манипуляции, по мнению В. Амелина, «предполагает следующие моменты:

а) внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определенных групп содержания;

б) воздействовать на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.;

в) реализацию неких замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции».

Идеологическая манипуляция - это формирование культурных штампов, стереотипов поведения, определенной, обычно аморальной системы ценностей в сфере общественных и личных идеалов. Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.

Бюрократические, или организационные манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц; неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью; раздувание численности организации.

Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех вышеперечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых. Это не исключает, однако, существования психологических манипуляций, целью которых являются психологические ценности. Человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. Чисто психологические манипуляции могут выступать в качестве прелюдии к другим манипуляциям, подготавливать почву, снимать подозрительность. К проявлениям таких манипуляций можно отнести: внешнюю внимательность и тактичность при внутреннем равнодушии к психологическим проблемам объекта; искусственную идентификацию себя с объектом; формирование симпатий; использование личностного доверия в собственных целях.

 

70. Способы защиты от манипулирования

Существует множество способов манипулирования людьми, но есть и защита от манипуляций. Из данной статьи вы узнаете, как уклонится от манипулятивного воздействия, как снизить ущерб, который может быть нанесен манипулятором, какие приемы защиты от манипулирования существуют и как правильно их использовать.

Первым и главным действием является понимание (осознание) того, что вы находитесь под психологическим воздействием. Пока вы не понимаете, что вами манипулируют, вы не принимаете ни каких защитных действий. Как только вы начинаете это осознавать, включаются защитные механизмы.

Способы защиты от манипулирования

  1. Необходимо знать основные способы манипулирования и помнить, на что они направлены (на получение некой выгоды, на то, чтобы сбить вас с толку и отвлечь от собственных интересов);
  2. Защита от манипулирования предполагает, постоянное, четкое и ясное сохранение в сознании ваших главных интересов;
  3. Так как манипулирование это игра на эмоциях и чувствах человека, следовательно, защитой от манипуляций может выступать эмоциональный самоконтроль. Важно правильно принимать решения, трезвым сознанием, не сердцем, а разумом (я не говорю о людях с хорошо развитой интуицией). Научитесь наблюдать за своими чувствами и эмоциями со стороны, и в моменты принятия важных решений гасите излишнею эмоциональность. Таким образом, вы лишите манипулятора его главного инструмента воздействия, ваших эмоций.
  4. Прежде чем соглашаться на предложение вам навязываемое, уделите больше времени его принятию. Ограниченность во времени является в руках манипулятора хорошим средством. Люди часто принимают неверные решения и идут на поводу, когда у них не достаточно времени на размышление. Не спешите. Наличие время на обдумывания позволит оценить ситуацию, отыскать пути выхода из критического положения. Возможно, оттягивание вызовет чувство сомнения, а это повод для уточняющих расспросов и поиска обходных путей.
  5. Часто люди, которые регулярно подвергаются манипуляциям, попросту не умеют отказывать, они понимают, что из них вьют веревки, но ничего поделать не могут, не могут в нужный момент сказать «нет». В итоги их все чаще и чаще используют. Научившись говорить «НЕТ», людям которые вас используют, вы будете говорить «ДА» своим желаниям и своим интересам;
  6. Активным способом защиты от манипуляций является их выявление. Ведь что такое манипуляция, это часто тайное, скрытое воздействие. В таком случае можно вскрыть намерения манипулятора. С недоверием в голосе уточните какой либо вопрос, или спросите о целях, которые он преследует.
  7. Критическое замечание, негативная оценка манипулятивного сигнала, его осуждение, насмешка по отношению к действиям манипулятора, все это ослабляет манипулятивное вторжение или сводит его на нет. Используйте этот способ только в случае, когда не боитесь испортить теплые отношения, либо делайте это с умом.
  8. Игнорирование, еще один способ, только в отличии от предыдущего более сдержанный (пассивный). Надо просто пропустить сказанное манипулятором мимо ушей. Можно при этом тактично намекнуть, что вы поняли, что он пытался сделать. Например, при помощи паузы в разговоре, или конструктивного предложения с вашей стороны, или фразы – «Может мы все-таки поговорим о чем-то другом, вы не против?».
  9. Ответьте манипуляцией на манипуляцию. Когда вы понимаете суть происходящего, видите, куда направлены скрытые посылы собеседника, вы позволяете манипулятору продолжить то, что он делает, но уже под своим контролем и в своих же интересах. Например, можно согласиться на то, что хочет манипулятор (если вам это не навредит), но поставить свое «маленькое» условие. Главное что бы эффект соответствовал его интересам и он не понял что он раскрыт.
  10. Одним из способов защиты от манипуляции, является непредсказуемость. Непредсказуемый человек неуязвим, о нем сложно составить мнение, к нему сложно подстроится. К непредсказуемости, чаще всего склонны люди обладающие уверенностью в себе, люди с высоким уровнем самооценки, их спонтанность естественна и адекватна ситуации, они изобретательны и находчивы, они самодостаточны и не теряются в сложных ситуациях.
  11. Так же не теряются в сложных ситуациях, коммуникабельные люди. Имея за плечами богатый опыт общения, они с легкостью определяют моменты, когда ими хотят воспользоваться и красиво уходят от манипулирования собой. Развивайте навыки коммуникативного общения, это защитит вас от манипулирования.

Мир, государство, общество, коллеги по работе, начальство, друзья и знакомые, все люди пытаются манипулировать всем, чем можно. Но не стоит их в этом винить, это способ жизни, а для кого то и выживания. И понять это можно, каждый имеет право вести себя так, как посчитает нужным и необходимым. Наше же дело, поддаваться, оправдывая их ожидания либо же нет. Пусть эта статья и не содержит исчерпывающий список способов защиты от манипуляций, но в ней описаны основные, наиболее действенные приемы, которые помогут вам преодолеть манипулятивное воздействие.

 

71. Понятие интереса. Личный и общественный интерес

1.1 ПОНЯТИЕ ИНТЕРЕСА. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Категория интереса в науке (лат.interest - иметь значение) является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему его миру. Одними из первых исследователей, обратившихся в свое время к анализу сущности понятия «интерес», стали французские просветители. Так, П.Гольбах рассматривал интерес в качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье»[1]. В свою очередь, Д.Дидро писал: «Когда говорят об интересе индивида, сословия, нации - «мой интерес», «интерес государства», «его интерес», «их интерес» - это слово означает нечто нужное или полезное для государства, для лица, для меня и т.п.»[2]. К.Гельвеций рассматривал интерес как основу деятельности людей, всех их нравов и представлений. «Если мир физический, - полагал он, - подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета»[3]. «Интерес, - говорил К.Гельвеций, - есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков». И далее: «для объяснения человека нет необходимости… прибегать к первородному греху»[4]. Следовательно, интерес у французских философов ХVIII века определяется как важнейшая пружина поведения человека. Они стремились соотнести интерес с конкретными его носителями и через него пытались более глубоко объяснить их действия и поступки. И.Кант проблему интереса рассматривал преимущественно в связи с практическим разумом. Обратившись к анализу нравственности, он решительно выступал против истолкования интереса посредством сведения его только к чувственному удовольствию. По мнению философа, истинно моральный поступок отрешен от всякой чувственности, при этом побуждением к моральному поступку является уважение к моральному закону. «Из понятия побуждения, - пишет И.Кант в своей «Критике практического разума», - возникает понятие интереса, которое никогда не приписывается ни одному существу, кроме того, которое имеет разум, и обозначает побуждение воли, поскольку оно представляется через разум. А так как сам закон должен быть побуждением к морально доброй воле, то моральный интерес есть чистый, свободный от чувственности интерес только практического разума. На понятии интереса основывается понятие максимы. Эта максима, следовательно, в моральном отношении истинна, когда основывается только на интересе, который принимают в исполнение закона. Все три понятия побуждения, интереса и максимы могут быть применены только к конечному существу»[5]. Продолжая работу над понятием интереса далее, И.Кант отмечает: «интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю. Поэтому только о разумном существе говорят, что он проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют только чувственные побуждения»[6]. Таким образом, Иммануил Кант в своих работах указывает на то, что человек как разумное существо в своих поступках, прежде всего, руководствуется нравственными интересами, интересами долга, которые свободны от чувственности. В философской системе Г.В.Ф.Гегеля проблеме интереса также отводится одно из видных мест. Критически относясь к кантовской необходимости, выражающейся в моральном законе, он отмечает ее абстрактный характер. По мнению Г.В.Ф.Гегеля, моральный закон И.Канта, с одной стороны, является абсолютным тождеством воли самой с собой, лишенным внутреннего противоречия. С другой стороны, он не отвечает «на вопрос о содержании воли или практического разума. Если же говорить, что человек должен сделать содержанием своей воли добро, то тотчас же снова возникает вопрос о содержании этого содержания, т.е. о его определенности; одним лишь принципом согласия воли с самой собой, равно как и с одним лишь требованием исполнить долг ради самого долга, мы не сдвинемся с места»[7]. С точки зрения философа, кантовская позиция не дает возможности ответить на вопрос о происхождении бесконечного многообразия того, «что люди признают правом и долгом»[8]. Сам Г.В.Ф.Гегель не связывает интерес с моральным законом. В его системе интерес представляет собой одну из важных категорий философии духа. Эта категория широко используется им для анализа человеческих поступков, выяснения сущности истории и движущих сил развития. По словам мыслителя, «ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов … и лишь они играют главную роль»[9]. Объективной основой интереса у Г.В.Ф.Гегеля выступает абсолютная идея, однако преимущественное внимание философ обращает на субъективную сторону данного явления. В содержании интереса находят свое выражение те влечения, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта. Деятельность есть главное, посредством чего определяется субъект и через что совершается переход из субъективного в объективное. Интерес завершается определенным объективным целым и воплощается в нем. Интерес есть «момент субъективной единичности и ее деятельности»[10] во всяком случае, получающем осуществление. «Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса»[11]. Многообразие интересов и противоречия между ними Г.В.Ф.Гегель объясняет многообразием форм и способов проявления абсолютной идеи. Интерес идеи не присутствует в сознании отдельных индивидуумов, он действует «через естественную необходимость … и произвол потребностей»[12]. Мы утверждаем, говорит философ, что «вообще ничто не осуществляется без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью…»[13]. Отводя большую роль интересу в движении истории, он обращает внимание на серьезность проблемы сочетания общих и частных интересов. Государство, по его мнению, «оказывается благоустроенным и само в себе сильным, если частный интерес граждан соединиться с его общей целью, если один находит свое удовлетворение в другом - и этот принцип сам по себе в высшей степени важен»[14]. Следующий шаг в разработке категории интереса был сделан в работах К.Маркса и Ф.Энгельса. Они подчеркивали исключительное значение интереса в сложной динамике человеческой деятельности. К.Маркс в «Дебатах о свободе печати» отмечал, что «все то, за что человек борется, связано с его интересом»[15]. В «Святом семействе» оба мыслителя указывают на интерес как на силу, которая «сцепляет друг с другом членов гражданского общества»[16]. Интерес определяется основоположниками марксизма как нечто отличное от идеи, существующее объективно, независимо от нее, как то, что определяет силу и характер воздействия идеи на ход истории. Содержание интереса выражается прежде всего во взаимосвязи индивидов, которые включены в систему общественного разделения труда. Однако это связь особого рода, она вместе с тем является свойством человека, порождающим его действия и поступки. Интересы не могут быть поняты как вечные и неизменные свойства, они меняются в зависимости от типа производственных взаимоотношений и положения субъекта в производстве. В работе «К жилищному вопросу» Ф.Энгельс писал, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы»[17]. Таким образом, основой интереса, по мнению философов, служат уровень разделения труда, обусловленного развития производительных сил, и производственные отношения. Продолжая разрабатывать понятие интереса, В.И.Ленин призывал «отыскивать корни общественных явлений в производственных отношениях» и «сводить их к интересам определенных классов»[18]. Сходные мысли по данной теме мы находим в рассуждениях другого социалиста, Г.В.Плеханова. «Откуда берутся интересы? Представляют ли они собою продукт человеческой воли и человеческого сознания? - задается он вопросами, и отвечает, - Нет, они создаются экономическими отношениями людей»[19]. Таким образом, как мы видим, проблема интереса уже долгое время занимала мысли философов, и, несмотря на многообразие предлагаемых ими вариантов решения, всегда неизменно рассматривалась как одна из наиболее значимых для объяснения общественно-исторического развития. Сегодня разработка содержания понятия интереса по-прежнему актуальна, так как и по сей день нет достаточной ясности и единства в понимании природы интереса. Среди авторов, рассматривающих понятие интереса с психологических позиций, получило распространение несколько точек зрения: одни сводят понимание интереса к осознанным потребностям, другие - к направленности внимания, третьи - к познавательному интересу личности. В то же время в социологической и философской литературе чаще подчеркивается объективный характер интереса, нередко говорят о материальных интересах как об определяющей силе поведения в обществе и отдельных личностей, и классов. Встречается также мнение, согласно которому интерес рассматривается в единстве объективного и субъективного. Постараемся разобраться в точках зрения, существующих по этому вопросу. Категория интереса тесно связана с рядом других важнейших понятий, одним из которых является понятие потребности. П отребность, равно как и интерес, выражает объективное и субъективное отношение человека к условиям своего существования. Это сходство позволило некоторым авторам, в частности А.С.Айзиковичу, отождествить интересы с потребностями. «Интересы, - пишет он, - это социальные, то есть экономические, политические, духовные потребности»[20]. При данном подходе, однако, закономерно возникает вопрос о том, зачем вообще нужна такая самостоятельная и отдельная научная категория, как «интерес». Более верной здесь, с нашей точки зрения, будет позиция, высказанная В.Н.Лавриненко. В соответствии с ней «потребности людей лежат в основе их интересов, составляют главное их содержание. Однако потребности и интересы - явления не тождественные. Интересы заключают в себе не только потребности, но также пути и средства их удовлетворения»[21]. Аналогичного мнения придерживался и Д.И.Чесноков. В своей работе он также подчеркивал мысль о том, что «в основе интересов лежат потребности людей»[22]. Хотя нельзя не заметить, что этот подход к проблеме - слишком общий и не дает нам ее окончательного решения. «Ничто так не специфично для живого существа, как наличие у него потребностей и необходимость самому заботиться об их удовлетворении», - пишет известный советский психолог Д.Н.Узнадзе[23]. Активность, детерминируемая потребностями, присуща всем живым существам, включая человека. Однако роль потребностей в развитии активности людей и других живых существ имеет принципиальные различия. Поэтому особого внимания заслуживает указание на социальную природу интереса, сделанное А.С.Айзиковичем, оно правильно и не вызывает сомнений. Понятие потребности шире, чем понятие интереса, оно рассматривается в качестве основного стимула всякой жизнедеятельности, биологической и социальной. Животные не имеют интересов и не преследуют целей. Значит, определять роль и место понятия интереса нужно исходя из объективных особенностей общественной жизни. В своей работе «Потребность, интерес, цель как факторы детерминации человеческой деятельности» А.М.Гендин указывает на интерес как на важное звено «в цепи детерминации человеческой деятельности, в котором совершается начальный этап отражения потребности и ее преобразование в активный побудительный фактор». И далее: «Именно в этом звене объективное состояние нужды, содержащее лишь в потенции тяготение к деятельности определенного рода, переходит в субъективную по своей природе направленность сознания, воли, эмоций субъекта на объект возможных в будущем действий по удовлетворению потребности»[24]. Отдельно хотелось бы подчеркнуть сам факт принадлежности интереса определенному социальному субъекту (обществу, классу, социальной группе, отдельному человеку) и осознания его этим субъектом. Хотя в литературе встречаются и прямо противоположные мнения по этому вопросу. Так, например, согласно определению, данному Г.М.Гаком, интерес есть «объективное явление, связанное с бытием предмета, и не сводится к сознанию и воле»[25]. Такое понимание распространяется автором не только на личный, но и на общественный интерес. «Интерес общности дан объективно, как определяемый ее природой и условиями существования»[26]. Позволим себе не согласиться с такой точкой зрения. Более правильной нам кажется позиция, занятая А.Г.Здравомысловым и В.Г.Нестеровым. «Интерес, - пишет В.Г.Нестеров, - явление общественное, представляющее собой единство объективного и субъективного, поскольку, с одной стороны, он имеет материальные основы (объективно существующие потребности личности, группы, класса, общества в целом), а с другой - всегда так или иначе, более или менее глубоко, правильно или неправильно отражается в сознании и оформляется в нем в виде определенных целей»[27]. В свою очередь, А.Г. Здравомылов также отмечает, что «интерес не сводится ни к потребности, ни к цели, а рассматривается как их диалектическое единство, как единство объективного и субъективного. Соотношение объективного и субъективного в интересе выступает двояким образом. С одной стороны, это переход объективного в субъективное, так как всякий интерес имеет определенную основу в окружающих обстоятельствах. С другой стороны, это переход субъективного в объективное, так как интерес есть мотив деятельности, благодаря которому претворяются в действительность субъективные цели, желания, намерения и т.д. В двойственном отношении объективного и субъективного в самом интересе состоит основная трудность понимания этой категории». И далее: «С одной стороны, интерес субъекта существует объективно по отношению к его воле и сознанию. Это подтверждается, в частности, тем, что всякий субъект может действовать вопреки своим собственным неосознанным интересам. С другой стороны, всякая деятельность, любой поступок определяются тем или иным интересом данного субъекта»[28]. Необходимое присутствие субъективного фактора в категории интереса подтверждает такая существенная характеристика, как направленность его на тот или иной объект действительности. «Интерес, - утверждает С.Л.Рубинштейн, - всегда направлен на тот или иной предмет. Интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует»[29]. Появление у социального субъекта интереса к кому-либо или к чему-либо создает основу для постановки промежуточных и конечных целей его деятельности, оценки окружающей действительности с позиции поиска оптимальных условий реализации целей и удовлетворения имеющихся потребностей. Таким образом, интерес нацелен на преобразование предметов действительности, на приближение их к потребностям социального субъекта, на овладение условиями существования, т.е. выступает как активная сила, побуждающая людей к сознательной деятельности по преобразованию действительности. Именно в силу этого интерес выступает мотивом деятельности людей. По этому поводу М.В.Демин в своей книге «Проблемы теории личности» пишет: «Движущей силой человеческой деятельности выступает специфическое отношение людей к окружающей их действительности, стремление овладеть предметом (объектом) и сделать его пригодным к удовлетворению потребности. Это отношение, выражающее стремление к овладению объектом, к достижению поставленной субъектом цели, и есть интерес»[30]. Сама по себе объективная составляющая интереса при всей ее значимости содержит лишь потенциал будущей практической деятельности и не является ее движущим началом. Выступить в роли побудительной причины человеческой деятельности интерес может только в том случае, когда объективная его составляющая будет в той или иной мере осознана, т.е. превратиться в интерес конкретного социального субъекта. «Объективность интереса, - как справедливо замечает Г.Е.Глезерман, - означает, что сама природа и положение субъекта порождают у него определенные потребности и необходимо требуют от него определенных действий для их удовлетворения»[31]. Объективность интереса заключается не в его бытии до сознания, а в его объективном содержании, не зависящем от сознания, и существовании в действительности как реального отношения социального субъекта к объекту, которое направлено на сознательное овладение объектом и потому не может быть не осознанным. Таким образом, интерес не порождается сознанием из самого себя, хотя и существует в действительности как осознанное отношение субъекта к объектам. Интересы, не имеющие под собой объективных оснований, называются мнимыми (или ложными) интересами. Сведение категории интереса к ее объективной составляющей (объективному интересу), как правильно указывал А.М.Гендин, «игнорирует диалектику объективных условий и субъективного фактора в развитии общества, роль общественного сознания и, в частности, социально-психологических компонентов в детерминации общественно-исторического процесса»[32]. Интересы, равно как и потребности, порождаясь посредством практической деятельности людей и находясь во всецелой от нее зависимости, являются необходимым опосредующим звеном во взаимных превращениях объективного и субъективного. Отражение общественного бытия в сознании всегда осуществляется через посредство интересов, обратное превращение также происходит при помощи последних. Важную роль в этом процессе играет положение в обществе (социальное положение) различных социальных субъектов, которое во многом обусловлено характером существующих производственных отношений. Под социальным положением нами понимается совокупность общественных связей, в которые вступает данный субъект. Причем важнейшей характеристикой его положения в обществе является имеющийся у него уровень развития потребностей и способ их удовлетворения. Положение субъекта объективно относительно его сознания, вместе с тем оно не есть нечто внешнее по отношению к самому субъекту. Если производственные отношения представляют собой нечто внешнее по отношению к интересу, то социальное положение оказывается его внутренней составляющей. «Воздействие положения на сознание, - пишет А.Г.Здравомыслов, - можно проследить по крайней мере в трех направлениях. Прежде всего, положение определяет собой границу сознания. В сознании субъекта не может быть отражено ничего такого, с чем не столкнулся бы субъект благодаря своему положению. Чтобы расширить границы сознания, увеличить круг отражаемых в сознании объектов, необходимо изменить положение субъекта, совокупность его связей и потребностей. Далее, положение не только ограничивает пределы отражения, в соответствии с положением происходит определенная дифференциация уже отраженных сознанием объектов по степени их значимости. И, в-третьих, наиболее значимые объекты становятся непосредственным содержанием мотивов; они становятся объектами не только сознания, но и действия». И далее:«Интерес - это не просто положение, это положение, рефлектирующее в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие… Интерес есть единство выражения (обнаружения, проявления) внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта»[33]. Особо хочется обратить внимание на ценностный характер интереса. Именно через интерес характеризуется отношение человека к окружающему его миру, другими словами, категория интереса отражает отношение человека к таким вещам и явлениям, которые имеют для него определенное значение и наполняют смыслом его существование. При этом нетрудно заметить, что не все предметы действительности, обладающие свойством удовлетворять имеющиеся у социального субъекта потребности, включаются последним в структуру, имеющихся у него интересов. Так, к примеру, для одного удовлетворение потребности в пище связывается с минимально необходимым набором продуктов, качеству и содержанию которых он может не придавать особого значения, довольствуясь малым. Для другого же удовлетворение потребности в пище самыми изысканными яствами становится содержанием и смыслом всей его жизни. Выбор предмета интереса во многом зависит от ценностной позиции, занимаемой социальным субъектом. На ценностный характер интереса указывает также то, что последние не появляются на свет вместе с рождением человека, а формируются в процессе социализации по мере становления личности ребенка и впоследствии могут изменяться в течение всей его жизни. Потребности социального субъекта (общества, социальной группы, личности) вызваны объективными условиями его существования, о чем уже говорилось ранее. Однако «в самом потребностном состоянии субъекта, - как писал А.Н.Леонтьев, - предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен»[34]. Найдя предмет своего удовлетворения, потребность становится опредмеченной, а сам предмет приобретает способность и функцию удовлетворять потребности субъекта[35], т.е. становится ценностью, в то время как субъект начинает относиться с интересом к предмету и условиям, обеспечивающим способность предмета удовлетворять потребности, выделять их и придавать им особое значение. Таким образом, процесс появления интереса у социального субъекта (общества, социальной группы, личности) можно отразить следующей схемой: «потребность - предмет удовлетворения - ценность - интерес». В существующей специальной литературе нередко интерес отождествляют с мотивом деятельности, что нам кажется неверным. Хотя между этими двумя понятиями имеется определенное сходство (и мотив, и интерес являются силами, детерминирующими деятельность субъекта), однако существуют и различия. Так, мотив побуждает к деятельности, направленной на получение предмета, способного удовлетворить потребность субъекта, в то время как интерес направлен на сохранение за предметом тех функций и свойств, благодаря которым он способен удовлетворить потребность. Другими словами, если роль мотива выражается в обеспечении предметной деятельности, то роль интереса - в обеспечении ценности этой деятельности для социального субъекта. Немаловажным фактом является также то, что интерес всегда проявляется в отношении, а если быть до конца точным, то в деятельностно-практическом отношении социального субъекта к миру. Именно в нем объективная и субъективная стороны интереса находят свое выражение во всей противоречивости и единстве. При этом деятельность по реализации интереса субъекта может быть в равной степени направлена на преобразование как внешнего мира, так и своего внутреннего. Таким образом, в дальнейшем под интересом будем понимать ценностную позицию социального субъекта, выраженную в деятельностно-практическом отношении к окружающему его миру и самому себе. После того, как мы в общих чертах разобрались с содержанием понятия интереса, закономерно будет попытаться дать ответ на вопрос о механизме, посредством которого интерес становится движущей силой общественного и личностного развития, а также выяснить, какую роль в развитии общества играют общественные и личностные интересы; благодаря чему обеспечивается их взаимодействие; являются ли общественные интересы простой суммой интересов индивидуальных, или же в них содержится нечто большее. Ранее уже была отмечена направленность интереса на сохранение за предметом свойств и функций, благодаря чему тот может служить удовлетворению потребности субъекта. Однако сущность предмета не сводится к простой сумме известных нам свойств и функций, они лишь результат мыслительных операций, совершенных человеческим мозгом, по установлению связи между этим предметом и потребностью и выделению тех характеристик, которые позволяют использовать конкретный предмет для удовлетворения определенной потребности[36]. Ценность для человека представляют именно эти характеристики, а не сам предмет в его первоначальном виде, что дает основание для взаимозаменяемости предметов удовлетворения потребности при условии сохранения за ними необходимых функций и свойств. А это, в свою очередь, открывает широкие возможности для творчества по созданию новых и новых предметов, обладающих определенными свойствами и способных удовлетворить потребность. При этом не надо забывать также, что в процессе общественного развития действует закон возрастания потребностей, сформулированный К.Марксом, в котором зафиксирована связь между общественно-экономическим развитием общества и изменяющимися (возвышающимися) потребностями социальных субъектов (общества, социальных групп, личности). Итак, интересы являются важнейшей движущей силой как для социально-экономического и духовного развития общества, так и для творческого развития личностей живущих в нем людей. Интерес предметен, о чем говорилось ранее, а любой материальный предмет в обществе является продуктом человеческой деятельности. Спектр изменений, которые вносит в исходный предмет человек, реализуя свой интерес, может быть бесконечно разнообразным. При этом у предмета действительности появляется новое качество - воплощать в себе результаты человеческой деятельности и отвечать интересам. По этому поводу К.Маркс писал, что труд «переходит из формы деятельности в форму предмета, покоя, фиксируется в предмете, материализуется, совершая изменения в предмете; труд изменяет свой собственный вид и превращается из деятельности в бытие»[37]. Способность человека благодаря своей деятельности по реализации интереса воплощаться в произведенных предметах имеет огромное значение в жизни отдельной личности и всего общества. Немецкий философ Г.В.Ф.Гегель отмечал: «а) В труде я непосредственно делаю себя вещью, формой, которая есть бытие, б) Это свое наличное бытие я тоже отчуждаю, делаю его чем-то чуждым себе и сохраняю себя в нем»[38]. Другими словами, человек как бы бесконечно продолжает себя в продуктах своей жизнедеятельности, он оказывается способным свое бытие как бы удваивать, утраивать, умножать в произведенных им предметах. В ходе направленного воздействия предметы действительности, существовавшие просто как элементы природы, которые обладают определенными физическими, химическими и иными характеристиками, приобретают не только необходимые человеку социальные свойства и функции, но и воплощают в себе способ и результат его труда. Эти предметы как бы переводятся на новую антропоцентристскую орбиту, выступая теперь как нечто неразрывно связанное с человеком, с его потребностями, интересами, целями. Именно на основе способности предметов становиться посредством трудового воздействия носителями интересующих человека свойств и функций развивается широкий спектр их (предметов) социальных значений, ценностных характеристик. В силу своей способности удовлетворять потребности предметы материального мира являются основным внешним фактором, который обеспечивает единство имеющихся у людей интересов и объединение их в коллектив для совместного осуществления трудовой деятельности. «Общий интерес, - подчеркивали К.Маркс и Ф.Энгельс, - существует не только в представлении, как «всеобщее», но прежде всего он существует в реальной действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд»[39]. Чем развитее общественное производство, чем выше уровень его дифференциации, тем сложнее производимый продукт, тем шире, разнообразнее круг людей, интересы которых нашли свое отражение в деятельности и ее конечном продукте. В жизни общества по мере разделения общественного труда усиливаются различные формы обмена деятельностью, в свете которых в социальную роль произведенных человеком предметов включается еще одно значение. «Вещь, - отмечал в одной из своих работ Г.В.Ф.Гегель, - есть та середина, через посредство которой крайности - в знании своего тождества свободные и в то же время самостоятельные в отношении друг к другу лица - смыкаются между собой. Моя воля имеет для них свое определенное познаваемое наличное бытие в вещи через непосредственное овладение ею или через формирование, или так же через простое обозначение ее»[40]. Другими словами, каждая произведенная человеком вещь выступает не только как некая вещь, обладающая определенными полезными для человека свойствами и качествами, но и как своеобразное воплощение ее создателя, в ней находят свое выражение его идеи, интересы, ценности, специфика трудовой деятельности. Это, в свою очередь, говорит о том, что каждая вещь, вступая в область общественного бытия, не просто служит удовлетворению определенных потребностей, а является своего рода визитной карточкой человека, ее производящего, в глазах других, т.е. вещь в процессе общественного функционирования выступает своего рода мостом, связывающим, объединяющим разных людей. Все эти вещи приобретают социальную значимость и становятся объектами интересов не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они вплетены в ткань общественных отношений, и постольку, поскольку несут в себе содержание этих отношений. Вполне понятно, что способность человека благодаря труду воплощаться в вещах, наделять их человеческими социальными значениями относится не только непосредственно к материальному производству, а отражает всеобще-родовую черту человеческой деятельности вообще. Реализуя свои интересы, человек создает не только материальные блага, продуктами его творения являются и духовные ценности, и организационно-управленческие структуры, и самые разнообразные грани существующих в обществе отношений, то есть вся общественная жизнь во всем богатстве и многообразии ее конкретного содержания. Поскольку эта жизнь есть результат человеческой деятельности, постольку всю ее можно рассматривать как реализацию и опредмечивание человеческого бытия. Таким образом, материальная (предметная) составляющая общественного бытия обладает огромным социально-интегративным и социально-коммуникативным значением, создает основу для единения общественных и личных интересов. Однако нельзя не заметить и другого: единство это - диалектически противоречиво. Причину следует искать в специфике отношений человека и вещи. Из всего многообразия отношений «человек - вещь» можно выделить два основных: 1) отношения потребления, в рамках которых вещь удовлетворяет определенные потребности человека; 2) отношения собственности, в которых человек по своему усмотрению волен владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Потребительское отношение суть отношение зависимости человека от вещи в силу существующей у него нужды в ней как в предмете удовлетворения его потребности, в то время как отношения собственности основываются на способности человека подчинять вещь своей воле, что становится возможно только там и тогда, где и когда человек познал и научился использовать в своих целях определенные закономерности бытия этой вещи. Другими словами, отношения собственности - следствие познавательной деятельности человека, направленной на выявление условий, в которых сохраняются или воссоздаются способности и функции вещи по удовлетворению потребности, т.е. ее ценность. Именно компонент ценности вещи, изначально заложенный в отношения собственности и осознанный человеком, позволяет последнему свободно владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью, реализуя свои непосредственные интересы. Приведем пример. Дикарь, греющийся у огня, зажженного молнией, зависим от него. Только благодаря огню он способен удовлетворить свою потребность в тепле. Потухни пламя - дикарь замерзнет; чтобы этого не случилось, он вынужден не покладая сил работать на огонь. В этом случае дикарь лишь потребляет тепло, даваемое огнем, фактически являясь рабом последнего. Но стоит дикарю научиться добывать огонь, отношения в корне меняются. Теперь он овладел огнем и может пользоваться и распоряжаться им в своих интересах. Таким образом, потребительское отношение к вещи как отношение зависимости от вещи в силу уникальной способности человека к мышлению и осознанию своих интересов создает почву для развития новых, свойственных только человеческому обществу отношений с окружающим миром, отношений собственности. В свою очередь, отношение собственности само может порождать потребительское отношение человека и вещи. Это становится возможным в силу того, что собственник в процессе распоряжения вещью может передать последнюю другому человеку, нуждающемуся в ней. Речь в данном случае идет о передаче вещи безотносительно передачи знания о закономерностях ее бытия, но лишь ее полезных функций и свойств. В качестве иллюстрации продолжим рассмотрение нашего примера с диким человеком. Допустим, что судьба уготовила ему встречу с белым человеком, представителем современной западной цивилизации, и последний подарил дикарю спички и научил ими пользоваться. Встает вопрос, какого типа отношения будут разворачиваться между вещью (спичками) и диким человеком: отношения собственности или потребления? С одной стороны, дикарь получает возможность по своему усмотрению распоряжаться огнем, но будет ли это распоряжение ничем не ограниченным? Думается, что нет. Как только у дикаря закончатся спички или с ними что-то случится, в результате чего они потеряют способность разжигать огонь, как он опять попадет в старую зависимость и будет вынужден работать «на огонь». Таким образом, появление в жизни дикого племени спичек по сути своей ничего не меняет, зависимость от огня сменяется на зависимость от спичек, а следовательно, и от белого человека. Налицо потребительское отношение дикаря к спичкам и огню. Закономерно возникает вопрос: владеет ли сам белый человек, именно тот, что привез спички дикарю, способом их производства, или он также зависим от них? Ответ вполне может оказаться не в пользу представителя цивилизации. В чем же тогда дело? Означает ли это, что в нашем мире, где каждая произведенная вещь нередко являет собой результат творчества и труда множества людей, собственность отсутствует вообще? Нет. Современная цивилизация пронизана отношениями собственности, а это значит, что в нашем рассуждении не был задет еще один важный аспект интересующего нас отношения. Итак, попробуем разобраться, что же это за аспект. Отношение собственности между одним человеком и вещью всегда предполагает, что есть некто, другой человек, который не является собственником известной вещи и которому последняя нужна для удовлетворения той или иной его потребности. Эта связь «человек - вещь» жизненно необходима. Однако если нужная вещь находится в собственности другого человека, то не собственник, независимо от того, хочет он этого или нет, вынужден вступать в определенные отношения с собственником, альтернативы у него нет. Необходимо специально отметить и то, что возможность владеть, пользоваться, распоряжаться вещью самого собственника будет неполной, если рядом с ним нет человека, претендующего на его собственность (т.е. не собственника). Таким образом, из сказанного следует ряд важных выводов. 1. Сам факт существования в обществе собственника и не собственника вещи служит основанием для вступления этих двух социальных субъектов в определенные социальные отношения для разрешения существующего между ними противоречия по поводу вещи, пронизывающего саму суть отношений собственности. 2. Отношения собственности - это не только отношения между человеком и вещью (т.е. отношения, основанные на знании о веще), но и отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения вещью (т.е. отношения, построенные на праве на вещь). 3. И в этом смысле любое отношение собственности есть отношение социальной зависимости. Теперь, возвращаясь к нашему примеру о дикаре и спичках, можно с уверенностью сказать, что белый человек в силу вступления в право собственности на спички не менее зависим от западной цивилизации как носительницы способа производства данной вещи, чем дикарь от него. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что отношения собственности являются важным фактором социальной дифференциации, имеющей в своем основании разность позиций, которые занимают люди по отношению к вещи. Так, если один человек в жизни имеет своеобразную опору в своей собственности на данную вещь, а другой такой опоры не имеет, то и взаимоотношения этих людей выстраиваются именно с учетом данного обстоятельства. Указанные отношения становятся возможны только потому, что оба эти человека имеют общую заинтересованность в вещи, или, что то же самое, имеют общий, и в этом смысле общественный, интерес. Таким образом, общность интересов людей, выраженная в их направленности на один и тот же предмет внешнего мира, с одной стороны, является важным фактором, объединяющим и заставляющим людей вступать между собой в определенные социальные отношения, а с другой - при нахождении вещи в собственности у кого-либо из них, фактором, разъединяющим этих людей. Другими словами, любой общественный интерес содержит в себе внутреннее противоречие, разрешение которого порождает другой, качественно новый общественный интерес и служит очередным толчком развития общества. Пришло время остановиться подробнее на механизме взаимосвязи общественных и личных интересов в общественном развитии. Для этого обратимся к истории человечества, а именно к самому ее началу. Первобытное общество характеризуется главенством потребительских отношений между человеком и вещью, однако и это потребление в тех условиях не лишено трудностей. Один человек был беззащитен и слаб перед силами природы, он не мыслил свой жизни без коллектива сородичей. Более того, можно сказать, что в то время человек существовал только благодаря тому, что являлся, образно выражаясь, коллективным человеком. Добыча пищи и тепла была общим делом родовой общины. Тяжелейшие условия жизни толкали людей на поиск новых, более доступных способов и предметов удовлетворения их насущных потребностей. В решении этой задачи человеку помогала его уникальная способность к мышлению, выделяющая его из царства других живых существ. Именно благодаря ему (мышлению) люди могут выделять полезные функции и свойства окружающего их действительного мира. Как следствие человек начинает осознавать не только свои потребности, но и понимать интересы. Однако предметы внешнего мира пока не подвластны ему, они существуют как нечто внешнее, крайне сложное, пока еще не понятное уму первобытных людей, и, в силу этого, независимое, управляющее жизнью человека. Познание мира, как нам кажется, началось с более близкого и знакомого человеку, чем мир природы, с осознания коллективности своего бытия. Человек осознает потребность в коллективе, его значимость (ценность) не как простого скопления себе подобных (стада), а как единой силы, способной противостоять внешнему миру благодаря совершению элементарных однонаправленных действий. К примеру, защищаться от зверей. Следствием этого становится возникновение у людей первых интересов, которые непосредственно связанны с сохранением коллективности. Интересы эти, несмотря на то, что имеются у каждого конкретного члена первобытной общины в отдельности, свойственны всем ее членам, т.е. носят общий характер, а, значит, являются общественными интересами. В этом контексте особо необходимо подчеркнуть то, что общественный интерес в данном случае не является простой суммой интересов личных, а представляет собой их сложно организованную целостность (систему). Причем главным интегрирующим фактором интересов личных в интерес общественный выступает совместная практическая деятельность (или, другими словами, общественно-практическая деятельность) как потребность, присущая каждому отдельно взятому человеку. А это по сути дела означает, что природа социальности человеческого бытия имеет деятельностную основу. В момент преобразования чисто биологической потребности «в другом» в социальную потребность в совместной «деятельности с другим» меняется сама сущность человеческой коллективности, которая от отношений стаи пралюдей, основанных на общности потребностей, переходит к общественным отношениям, развивающимся на базе общности интересов. Освободившись от животной зависимости от природы при помощи вступления в общественные отношения, в общество как форму совместной жизнедеятельности, человек сразу попадает в новую зависимость, но уже созданную им же самим и в его интересах, в зависимость социальную. «Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные), - писал К.Маркс, - таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах»[41]. Следующим шагом в истории становится осознание человеком не просто потребности в принадлежности к родовой общине и ее безусловной ценности, а выделение тех социальных отношений и их черт, которые способствуют наиболее полному удовлетворению именно его потребностей и в силу этого приданию данным отношениям особой значимости. В результате такого процесса - у человека появляются личные интересы. Однако вместе с осознанием для себя ценности одного, к человеку приходит понимание ненужности, вредности другого, вследствие чего интересы личности могут и не совпадать с общественными. В обществе создаются первые основания для социальной дифференциации. Одновременно получает развитие и общественный интерес. На этом этапе начинает активно проявляться его скрытая до сих пор сущность, на которую совершенно верно в одной из своих работ указал К.Маркс: «Всеобщий или общественный интерес есть именно лишь всесторонность эгоистического интереса»[42]. Основанный на общности стремления всех членов родовой общины получить вещь, способную удовлетворить их потребности, он вдруг превращается в арену борьбы личных интересов, в рамках которой каждый отдельный человек старается так простроить отношения с другими, чтобы наилучшим образом обеспечить для себя получение всего необходимого. Как естественный результат борьбы интересов в общине начинают складываться и развиваются элементарные формы общественного разделения труда. Его закономерное следствие - социальное неравенство, основанное на способности (не способности) членов общины отвечать предъявляемым к ним со стороны коллектива требованиям и выполнять в нем определенные функции. Формируются социальные нормы, а затем обычаи и традиции, регулирующие отношения между членами общины в их совместной жизнедеятельности. В процессе оценки результатов совместной деятельности появляется знание об организации труда общины как способа удовлетворения ее потребностей и реализации ее интересов, которое принадлежит общине и которым она может свободно распоряжаться, то есть, говоря другими словами, становится собственностью общины. Параллельно идет познание природы. Как показывают археологические источники, овладевать ею человек начинает с использования предметов внешнего мира в качестве орудий своего труда. Они становятся его первой собственностью, которой он может пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению, в частности, для добычи пищи и защиты от опасности. Именно через орудия труда, через их постоянное совершенствование человек овладевает природой. Однако процесс этот был долгим, и прошел не один миллион лет, пока человек, познав необходимые закономерности бытия, начал сам создавать и совершенствовать вещи, способные удовлетворить его потребности. Однако развитие общества все эти миллионы лет время не стояло на месте, а шло путями, наиболее соответствующими обстоятельствам жизнедеятельности и необходимости выживания в сложном мире. Вернемся к нашему первобытному человеку. Разделение труда в родовой общине, как уже отмечалось ранее, неизменно влечет за собой появление социального неравенства, которое на данном этапе развития общества в большей степени связано с личными качествами и способностями конкретных людей. В общине выделяются личности[43], владеющие необходимым знанием и данными по организации жизнедеятельности сородичей. Пока они только первые среди равных, но уже это дает им право первыми высказывать свое мнение (интерес) и до определенной степени распоряжаться делами рода (реализовать свой интерес). Они уважаемые люди, их мнение совпадает с мнением большинства, их интересы - интересы большинства членов общины, однако не обязательно всех. Впервые в истории человечества поднимается проблема гармоничного согласования общественных и личных интересов в принимаемых родом решениях и в осуществляемых на их основании действиях. Оценка результатов этого процесса ведется всеми членами общины с позиций справедливости, которая уже в то время начинает пониматься двояко: 1) справедливость как равенство в учете личных интересов и распределении предметов удовлетворения потребностей; 2) справедливость как обоснованная личными заслугами и общепринятая (т.е. возведенная в социальную норму) привилегия первостепенного учета интересов одних людей перед другими. Возникает противоречие между равенством в потребностях, имеющихся у членов родовой общины, и разницей существующих у них возможностей (социальных и личных) к их удовлетворению. Как неизбежное следствие этого в общине появляется объективное основание для возгорания социальных и межличностных конфликтов, начинает складываться конфликтная ситуация, которая уже самим фактом своего существования создает угрозу целостности и жизнеспособности коллектива. Встает необходимость (потребность) в создании специального социального института, который способствует согласованию интересов людей и разрешению возникающих конфликтов, а вместе с тем обеспечивает поддержание существующего в общине уровня разделения труда и тесто связанных с ним социальных отношений и систем ценностей. Этим институтом стал мировой суд. Институт суда в обществе, как кажется, изначально появился именно в форме мирового суда, то есть суда, осуществляемого миром (общиной) и имеющего своей конечной целью мирное сосуществование в общине всех ее членов. По сути дела, мировой суд, в этом контексте, есть форма переживания общиной внутреннего конфликта, что предполагает, с одной стороны, наличие специальных условий, обеспечивающих реализацию примирительных процедур в общине; с другой стороны, наличие специальной процедуры переведения конфликта из его деструктивной фазы (фазы разрушения отношений, рассогласования интересов) в позитивную (в фазу восстановления жизнедеятельности общины путем перевода существующих в ней отношений на новый уровень согласования интересов). Однако основным и существенным условием деятельности мирового суда является признание членами рода абсолютной, непререкаемой ценности жизнедеятельности самой общины как основы их физического и духовного существования в этом мире, а, следовательно, наличие общего (общественного) интереса, направленного на ее сохранение и поддержание, без выполнения данного условия функционирование этого института теряет всякий смысл. Именно благодаря признанию безусловной ценности общества и, вместе с тем, социальной природы человека появляются основания, как это ни парадоксально звучит, для совершения любых направленных на сохранение социальности действий, вплоть до уничтожения человека, которые в конечном счете всегда справедливы. Другими словами, налицо противоречие между признанием абсолютной ценности общества и столь же абсолютной ценностью отдельной человеческой личности, имеющее под собой основу, которая коренится в социальной природе человека. Противоречие это незримо и всегда присутствует в жизнедеятельности общества и человека, на каждом этапе их развития разрешаясь по-своему. Следует отметить, что мировой суд (в нашем его понимании) есть не специально созданный для осуществления судебных функций орган, но форма осуществления общиной ответственности в значении ответа (реагирования) на внутренний конфликт. Что мы имеем в виду, говоря о мировом суде как о форме осуществления ответственности? С нашей точки зрения, фактором, обеспечивающим существование общины, как, впрочем, и существование любой социальной системы, является именно ответственность. Особо подчеркнем, что ответственность нами здесь рассматривается не как неблагоприятное последствие, мера принуждения и т.д.[44], а именно как системное качество. Само системное качество категория, отражающая сущность системы, проявляется во вне только в ее деятельности. Значит, и ответственность как качество социальной системы выражается в деятельности и характерно для социальной системы в целом и для отдельных ее членов (личностное качество). Ответственность как личностное качество характеризует желание конкретного человека соотносить свои действия с существующими социальными нормами, а также готовность этого человека в случае, если последние все-таки нарушены, сделать все возможное во избежание неблагоприятных для общности последствий и/или претерпеть наказание. В подтверждение предложенного определения можно привести ряд примеров. Так, нередко, говоря о конкретном человеке, его характеризуют как ответственного работника, или, наоборот, замечают, что он безответственно вел себя в данной ситуации. Следует отметить, что степень реализации такого качества, как ответственность, в значительной мере характеризует отношение человека к определенным социальным интересам, нормам, ценностям и в целом к данной общности и может служить своеобразным индикатором уровня включенности человека в ту или иную социальную систему. Подводя итог, можно еще раз назвать проявления ответственности как личностного качества: - в деятельности конкретного члена общности, направленной на недопущение нарушения существующих социальных связей и отношений; - в самостоятельной, осуществляемой по собственной инициативе деятельности по восстановлению нарушений и возмещению вреда конкретным членом общности, который непосредственно нарушил существующие в общине социальные связи и отношения или действия которого привели к такому нарушению. В свою очередь, ответственность как социальное (системное) качество характеризует способность социальной системы оценивать действия членов общности относительно принятых социальных норм, интересов и ценностей и, в случае признания этих действий потенциально или реально социально опасными, осуществлять в зависимости от ситуации следующие виды деятельности: - контроль за лицом, нарушившим какие-либо социальные связи и отношения в рамках самостоятельно осуществляемой им деятельности по их восстановлению и возмещению вреда; - привлечение нарушителя к деятельности, имеющей своей целью восстановление нарушенных им отношений и возмещение причиненного вреда; - организацию членов общности на действия, имеющие своей целью минимизацию причиненного нарушителем вреда и восстановление нарушенных отношений; - наказание нарушителя (вплоть до изоляции от других членов общины и лишения его жизни) в случаях, если, например: существует опасность совершения данным лицом других действий, опасных для общности, или возмещение причиненного вреда и восстановление нарушенных отношений в принципе невозможно в конкретных социально-исторических условиях, или нарушитель не желает компенсировать вред, а также и в других случаях. В целом вся деятельность по реализации ответственности, как системного качества, направлена на поддержание целостности социальной системы путем сохранения существующих в ней связей и отношений. По общему содержанию эту деятельность можно подразделить на следующие виды: деятельность «по недопущению нарушения» и деятельность «по реагированию на нарушение». Следует отметить, что, если первый вид совпадает по содержанию с социально одобряемой деятельностью субъекта и реализуется в рамках регулирующих ее норм, то второй принципиально отличается как от изначально заказанной деятельности, так и от деятельности, нарушающей привычный ход дел. Кро



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.