КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзаменационные вопросы. Предмет и методология курса «психология управления»
Предмет и методология курса «Психология управления». Взаимосвязь психологии и управления. Характеристика практического мышления руководителя. Соотносимые и соотносящиеся психические образы в процессе управления. Характеристика руководящей и исполнительской деятельности. Образ поведения руководителя. Управленческий резонанс в психологии управления. Психологические особенности организации управления. Схема и определение понятий ее составных частей. Психологические особенности процесса управления: схема, определение. Психология общих принципов управления: разделение труда, власть - ответственность, единство распорядительства и руководства. Психология общих принципов управления: централизация, иерархия, порядок, постоянство состава персонала. Личность как объект и субъект управления. Психологические – аспекты управления человеком на институциональном и – психологическом уровнях. Сущность составляющих модели личности: «мотивация-информация-энергия». Коллектив как объект и субъект управления. Психологическая характеристика соуправления. Психологическая характеристика самоуправления. Психологические – аспекты информационного взаимодействия в системе – управления: – информация – и – знание, – избыточность – информации, – информационная пропускная способность. Информационная перегрузка и недогрузка и их психологические последствия, информация и тезаурус. Психологическая сущность полезной информационной избыточности. Психологический механизм восприятия и переработки новой информации. Психологические аспекты принятия управленческих решений: структурная – схема, условия принятия эффективных решений. Роль эталонного и текущего психических образов – на этапе принятия – эффективных решений. Сущность психологической инерции при принятии решений. Технология использования мозгового штурма при принятии решений. Психологические факторы, способствующие и препятствующие принятию эффективных решений. Типы – принимаемых – решений – в – зависимости – от – индивидуально- – психологических особенностей руководителей. Управленческое общение: условия, способствующие пониманию передаваемого распоряжения. Приемы аттракции используемые в процессе управленческого общения. Управленческое общение: условия, способствующие принятию передаваемого распоряжения. Человеческий фактор. Примеры его проявления. Активизация человеческого фактора. Примеры активизации человеческого фактора. Возможность управления эффективностью деятельности человека путем – влияния на его эмоциональное состояние. Руководитель и социально-психологический климат. Руководитель-лидер и коллективный интеллект. Принципы формирования коллективного интеллекта. Необходимые – профессионально-психологические – способности – членов – коллективного интеллекта. Требования, предъявляемые к руководителю коллективного интеллекта. Управление мотивацией. Психологизация стимулов. Стили руководства: основные разновидности стилей. Стили руководства: стиль управления и качество управления. Определение понятия «авторитет руководителя». Факторы, определяющие авторитет руководителя. Истинный и мнимый авторитет. Авторитет руководителя как основа формирования доверия в коллективе. Качества, способствующие формированию мнимого авторитета руководителя. Определение понятия «доверие в коллективе». Особенности управленческой деятельности в условиях стресса: специфические и неспецифические реакции. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса: стадии общего адаптационного синдрома (ОАС). Информационный стресс. Психологические симптомы стресса. Основные причины возникновения стресса на работе. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности. Ограничения руководителя и пути их преодоления: неумение управлять собой, размытые личные цели, недостаток навыка решать проблемы. Ограничения руководителя и пути их преодоления: недостаток творческого подхода, неумение влиять на людей, низкая способность формировать коллектив. Психологические аспекты деятельности человека в автоматизированных системах управления: структурная схема, функции человека. Преимущество автоматизированной системы управления по сравнению с автоматической. Психологический смысл критериев оценки эффективности деятельности руководителя: время реагирования на изменяющиеся события, уровень альтруизма и эгоизма. Уровень чувствительности к справедливости. Надежность и устойчивость работы руководителя. Психология саморегуляции рынка с позиции теории управления. Психологические причины возникновения конфликтной ситуации. Причины внутриличностного конфликта. Причины конфликта типа «индивид - группа». Конфликт между группами. Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Служебные интриги при возникновении конфликтов. Основные приемы преодоления конфликтов. ЛИТЕРАТУРА Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973. Бир С.Т. Кибернетика и управление производством. М. Наука, 1965. Брумлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке. Психологический журнал. 1991, № 6, 1992, № 6. Вернер Зигерт, Лючия Линг. Руководить без конфликтов. М., 1990. Вудкок М., Френенс Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1994. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: 1984. Генов Филип. Психология управления. М., 1982. Грейсон Джексон младший, Карла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991. Длиуэлл Л. Индустрально-организационная психология. С.-Пб., 2001. Журавлев А.А. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. М., 1999. Журавлев А.А., Динь Ле Хао. Динамика требований к авторитету руководителя в условиях экономической реформы. М., 1999. Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000. Климов Е.А. Психология профессионала. Избр. психологические труды. Воронеж, 1996. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Мн., 2002. Князев С.Н., Кремень М.А. Термины и понятия в системах управления «человек–человек», «человек–техника». АУ при Президенте РБ, 2004. Коновер Д., Вудсон У. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968. 518 с. Кремень М.А. «Внутренние шумы» руководителя и пути их преодоления. В сб. «Управление в образовании», № 2, 1999, Кремень М.А. Авторитет руководителя // Организация и управление, № 3, 2000, с. 114–124. Кремень М.А. Личность как объект управления. В сб. «Лидерство и менеджмент в образовании», 1995. № 3. С. 55–60. Кремень М.А. Манцевич Г. Ф. Психология и производство // Народное хозяйство Беларуси, № 12, 1996. Кремень М.А. Общие принципы эффективного руководства. В сб. «Управление в образовании», № 3, 2001, с. 23–35. Кремень М. А. Основные средства руководством коллективом. В сб. «Лидерство и менеджмент в образовании», 1995. № 4. С. 7–14. Кремень М.А. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса. В сб. «Управление в образовании», № 3, 1999, с. 3–22. Кремень М.А. Педагогический коллектив как объект и субъект управления // «Адукацыя i выхаванне», 1995, № 2. Кремень М.А. Повышение эффективности управления производством путем формирования образа производственного процесса. Мн.: РМ ИПК, 1990. Кремень М.А. Процесс управления как психической явление // «Адукацыя i выхаванне», 1994, № 6, с. 57–64. Кремень М.А. Психологические механизмы управленческой деятельности. В сб. «Лидерство и менеджмент в образовании», 1994. № 2. С. 69–77. Кремень М.А. Психология и управление. Сб. науч. трудов АУ при Президенте РБ. Вып. 1. Мн., 2001. С. 368–382. Кремень М.А. Психолого-педагогические проблемы управления. В сб. «Управление в образовании», № 4, 1999, Кремень М.А. Пути эффективного руководства. Мн.: Беларуская навука, 2000. – 382 с. Кремень М.А. Руководитель – лидер и коллективный интеллект. Сб. науч. трудов Академии управления при Президенте РБ. Вып. 2. Мн., 2002. С. 404–416. Кремень М.А. Руководитель и коллективный интеллект // «Адукацыя i выхаванне», 1995, № 9. Кремень М.А. Управление коллективом. Мн.: НИО, 1997. – 325 с. Кремень М.А. Упреждающая адаптация к новым условиях жизнедеятельности // «Адукацыя i выхаванне», 1999, № 3–4, с. 22–24. Кремень М.А. Факторы эффективного руководства. Кремень М.А., Макаревич Р.А. Рекомендации руководителю по управлению коллективом. Мн.: АУ при Президенте РБ, 1998. Кремень М.А., Манцевич Г.Ф. Инженерно-психологические аспекты управления производством. РМ ИПК Минвуза БССР, 1987. 101 с. Кремень М.А., Морозов В.Е. Психология управления: Учебное пособие. Мн.: АУ при Президенте РБ, 202, 2001 г. Кремень М.А., Темушко Т.Л. Социально-психологические аспекты управления промышленным производством: Учебное пособие. Мн.: РМ ИПК, 1989. Курганов В.М. Психология управления. М., 2004. Курс практической психологии. (Для высшего управленческого персонала). Ижевск, 1995. Мельников Г.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М., 1978. 368 с. Мельников Г.П. Языковый знак, значение и термин. М., 1969. Не повторять ошибок (практические советы руководителю). М., 1988. Пронников В.А., Ладанов Н.Д. Управление персоналом в Японии. М., 1989. 207 с. Регуляция социально психологического климата трудового коллектива. Под ред. Б.Д.Марыгина, М., 1986, 340 с. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. Ядова. Л.: Наука, 1979. Свеницкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999, 224 с. Теория системного менеджмента. АУ при Президенте РБ, 2001, 392 с. Тюхтин В.С. Отражение, система, кибернетика. М., 1972.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |