Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Болезни пародонта





Пародонт представляет собой ком­плекс тканей, имеющих генетиче­скую и функциональную общ­ность, — периодонт, костную ткань альвеолы, десну с надкостницей и цемент корня зуба.

В десневом крае различают сво­бодную и прикрепленную части и межзубные сосочки. Свободная часть десны отделяется от поверх-


ности зуба десневым желобком, за­полненным десневой жидкостью. Прикрепленная часть десны непо­движно соединена с надкостницей альвеолярных отростков челюстей и цементом корня. Основную массу волокон десны составляют коллаге-новые, частично эластические и ре­тикулярные волокна. Десна хорошо иннервируется, имеет различные


виды нервных окончаний. В норме эпителий десны ороговевает, что рассматривается как защитная ре­акция. Наружная поверхность дес­ны неровная, похожа на апельсино­вую корку. Мелкие втягивания на десне образуются в результате при­крепления десны к альвеолярной кости пучками волокон. При воспа­лении эти неровности исчезают, поверхность набухших десен стано­вится ровной и гладкой.

В формировании пародонта ак­тивное участие принимает мезенхи­ма первичной полости рта. Из эле­ментов мешочка зуба образуются цемент корня, связочный аппарат, костная основа альвеолярного от­ростка.

По мере роста челюстей происхо­дит окончательная минерализация альвеолярных отростков, вершины и альвеолярной части межзубных перегородок. О степени формиро­вания пародонта в некоторой мере свидетельствует наличие четкой за­мыкающей пластинки межальвео­лярных перегородок, достигающей эмалево-цементного соединения.

Заболевания пародонта у детей по частоте распространения уступа­ют кариесу и аномалиям прикуса. В то же время высокая частота забо­леваний пародонта у взрослых, осо­бенности клинического течения и тяжесть процесса обусловливают необходимость серьезного внима­ния к каждому случаю заболеваний околозубных тканей у детей. Пато­логия пародонта часто развивается на фоне расстройств пищеварения, обмена веществ, сенсибилизации и инфицирования организма. Все это позволяет считать заболевания па­родонта не только медицинской, но и социальной проблемой.

Э.М. Кузьмина и соавт. (1996) отмечают, что болезни пародонта встречаются у 92—100 % 12- и 15-летних подростков. Кровоточи­вость десен наблюдается у 39 %, зубной камень — до 82 %, патоло­гический карман — у 4 % школьни-


ков этого возраста. Признаки пора­жения тканей пародонта встреча­лись, по данным авторов, уже в 7-летнем возрасте.

8.1. Обследование детей с заболеваниями пародонта

Для установления вида патологии пародонта и вызывающих ее при­чин разработан алгоритм диагнос­тического обследования ребенка с заболеванием краевого пародонта, которое проводит пародонтолог (стоматолог-педиатр) совместно с ортодонтом, хирургом, рентгеноло­гом, педиатром и другими специа­листами.

Порядок обследования больного при заболеваниях пародонта:

• выяснение жалоб и анамнеза за­болевания;

• изучение анамнеза жизни;

• внешний осмотр и осмотр поло­сти рта;

• постановка предварительного диа­гноза;

• специальные методы исследова­ния;

• постановка окончательного диа­гноза;

• составление плана лечения.

Анамнез жизни позволяет уста­новить особенности антенатального периода развития ребенка, характе­ра вскармливания и особенно соса­ния (активное, вялое, отсутствие сосательного рефлекса), сроки про­резывания и выпадения зубов, ге­нетическую обусловленность пато­логии, характер дыхания и жева­ния, а также наличие вредных при­вычек. Особое внимание при выяс­нении анамнеза жизни необходимо обратить на пре- и пубертатный пе­риоды развития, наличие систем­ных заболеваний и операций, про­веденных ранее на ЧЛО.

При выяснении анамнеза жизни и заболевания пародонта обязатель­ным является определение наличия


гигиенических навыков и особен­ностей ухода за полостью рта.

Внешний осмотр пациента вклю­чает оценку общего физического развития, осанки и опорно-двигате­льного аппарата ребенка, состояния мягких тканей лица, а также прове­дение функциональных проб для оценки функций дыхания (носовое, ротовое, смешанное), жевания, гло­тания (соматическое или инфан­тильное) и речеобразования (в нор­ме к 5 годам ребенок должен про­износить все звуки, при неправиль­ном положении языка возможны шепелявость и другие нарушения).

Оценка полости рта:

• осмотр преддверия полости рта и измерение его глубины;

• характер прикрепления естест­венных связок преддверия поло­сти рта и уздечек губ и языка;

• состояние зубов — наличие пломб и кариозных полостей в придес-невой области;

• положение отдельных зубов, зуб­ных рядов, прикуса;

• определение тесного положения зубов;

• обследование десневого края.

При осмотре края десны обраща­ют внимание на изменение цвета и объема десны, определяют степень гиперплазии десневого края и кро­воточивости, обнажения шеек зу­бов, наличие зубодесневых карма­нов и гноетечения из них, бактери­альной бляшки и зубного камня.

Объективное обследование детей с заболеваниями пародонта вклю­чает регистрацию следующих ин­дексов.

Оценку гигиенического состояния полости рта у детей в возрасте 8— 10 лет и старше целесообразно про­водить с помощью упрощенного ин­декса гигиены ВОЗ (OHIS, Green-Vermillion, 1964) — определения ин­декса зубного налета и камня. У до­школьников и младших школьни­ков возможно определение индекса Федорова—Володкиной (1971).

Для определения состояния около­зубных тканей у детей наиболее ча­сто


используют пробу Шиллера-Писарева, которую проводят после гигиенической обработки полости рта. Все отделы десны смазывают йодсодержащим раствором (йод кристаллический — 1 г; вода дис­тиллированная — 40 мл). При на­личии воспаления происходит сни­жение степени кератинизации дес­ны и увеличение содержания гли­когена, что обусловливает коричне­вую окраску десневого края (поло­жительная проба Шиллера—Писа­рева).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.