КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы региональных экономических исследований
Региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете основная цель территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижений относительно равной степени удовлетворения потребностей населения всех регионов Российской Федерации, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры. Таким образом, изучение региональных социально-экономических систем опирается на довольно широкий круг методов и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы.
Современная региональная наука в России прошла длинный путь развития. Существует точка зрения, первые этапы экономических исследований (в том числе и региональных) в России начались в 20-е годы ХХ века. В то время деятельность существовавших научных институтов и коллективов была сосредоточена на составлении и исполнении плана ГОЭРЛО. Основную часть плана составляли прогнозные проектировки на 10-15 лет в региональном разрезе. Широкий разворот НИОКР связан с территориальным развитием и индустриализацией. В данный период существовали следующие академические институты, занимавшиеся региональными аспектами экономического планирования и прогнозирования: Институт экономики Академии наук СССР, Институт экономических исследований Госплана СССР, Совет по изучению производительных сил в СССР, Комиссия естественных производственных сил при Академии наук СССР, в рамках которых были сформированы 100 комплексных экспедиций, охватывающих всю территорию РСФСР. В данный период теоретической базой изучения региональных проблем и территориального планирования служила экономическая география. Её развивали: Александров И.Г., Баранский Н.Н., Васютин В.Ф., Ковавлевский Н.А., Никитин Л.Н., Струмилин С.П. Данилов А.Д., Лаврищев А.И. особо подчеркивали активную роль именно экономической географии при формировании планов размещения определенных хозяйственных объектов и отраслей экономики по территории республик СССР. Второй этап – начало 60-х годов ХХ века характеризовался масштабным капитальным строительством. В народнохозяйственный оборот вводились промышленные объекты на вновь осваиваемых территориях. Научным центром территориальной организации производительных сил страны в тот период стал Совет по изучению производительных сил, который был включен в состав Госплана СССР. На этот Совет были возложены функции по руководству подготовкой крупных научно-теоретических методологических исследований и, в первую очередь, вопросы развития и размещения промышленных производств, отраслей промышленности по территории страны. В этот период также был создан специализированный Институт экономики и организации промышленного производства, который структурно вошел в состав Сибирского отделения Академии наук СССР. В его рамках стали создаваться Институты экономики Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Ведущими учеными данного периода, возглавлявшие названные научные структуры, были: Некрасов, Славин, Шниллер, Пробст. Они, в том числе, занимались вопросами прогнозирования и планирования развития отдельных территорий. В данный период впервые стали применяться экономико-математические методы при проведении экономических исследований территорий. Данные группы методов применялись учеными: Абашбегяном, Анбедовым, Гранбергом. Данные исследования были связаны с энергетикой и развитием энергокомплексов Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии. Третий этап региональных исследований формируется после распада СССР и характеризуется адаптацией региональной экономики, её методологической базы к рыночным отношениям. В этот период проводится ряд экономических исследований, среди которых особое значение имели следующие: 1) разработана стратегия территориального развития РФ; 2) сделан комплексный прогноз развития и размещения производительных сил РФ (1 период – до 2000 года, 2 период – до 2004 года, 3 период – до 2010 года); 3) сформированы комплексные схемы экономического и социального развития и финансового состояния в межрегиональных экономических ассоциациях, 4) проведены исследования, направленные на формирование механизма регулирования государственными органами территориального развития; 5) разработаны долгосрочные программы регионального развития, которые имели общефедеральное значение (по Крайнему Северу, Дальнему Востоку, Курильским островам). Вопросы: • Охарактеризуйте взгляды разных научных школ на понятия предмет и объект региональной экономики. • Проанализируйте основные этапы развития региональной экономики как науки в России и за рубежом. • Перечислите и охарактеризуйте основные методы (группы методов) региональной экономики. • Вспомните этапы региональных экономических исследований в России. Тестовое задание. 1. Какие из ниже перечисленных проблем изучаются региональной экономикой как наукой: а) проблемы функционирования транснациональных корпораций; б) проблемы развития экономических районов страны; в) проблемы функционирования территориально-производственных комплексов; г) проблемы инвестиционного кредитования Всемирного банка; д) проблемы размещения производств на территории страны. 2. Региональная экономика является____________ уровнем экономики: а) макроуровнем; б) мезоуровнем; в) микроуровнем. 3. Какие методы относятся к социологическим методам исследований предмета региональной экономики: а) экспертный опрос; б) метод таксонирования; в) анкетирование; г) стандартизированные интервью; д) кластерный анализ; е) контент-анализ интервью и публичных выступлений. 4. Чем характеризуется третий этап региональных экономических исследований в России: а) адаптацией региональной экономики к рыночным отношением; б) вводом промышленных объектов на вновь осваиваемых территориях Восточной Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. г) разработкой и реализацией плана ГОЭРЛО; д) формированием комплексных долгосрочных программ регионального развития, имеющих общефедеральное значение. 5. В какой научной школе региональная экономика рассматривается как экономическая система субъектов Российской Федерации в пределах их административно-территориальных границ: 1) институциональная экономическая школа; 2) Петербургская экономическая школа; 3) структурно-функциональная экономическая школа; 4) московская экономическая школа. 6. Работа каких исследователей региональной экономики относится ко 2 этапу развития отечественных региональных экономических исследований: 1) Баранский Н.Н., Васютин В.Ф., Ковалевский Н.А., Никитин Л.Н.; 2) Гайдар Е., Павлов Г., Ясин Е.; 3) Гостеев А, Е.Е. Слуцкий, А.В. Чаянов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |