Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы региональных экономических исследований




Региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной

социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов

центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе

системы синтетических и частных показателей. В конечном счете основная цель

территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически

сложившихся различий в уровне жизни и достижений относительно равной степени

удовлетворения потребностей населения всех регионов Российской Федерации, а уровень

жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной

инфраструктуры.

Таким образом, изучение региональных социально-экономических систем

опирается на довольно широкий круг методов и способов, которыми активно

пользовались и пользуются регионоведы.

 

Современная региональная наука в России прошла длинный путь развития.

Существует точка зрения, первые этапы экономических исследований (в том

числе и региональных) в России начались в 20-е годы ХХ века. В то время деятельность

существовавших научных институтов и коллективов была сосредоточена на составлении и

исполнении плана ГОЭРЛО. Основную часть плана составляли прогнозные проектировки

на 10-15 лет в региональном разрезе. Широкий разворот НИОКР связан с

территориальным развитием и индустриализацией.

В данный период существовали следующие академические институты,

занимавшиеся региональными аспектами экономического планирования и

прогнозирования: Институт экономики Академии наук СССР, Институт экономических

исследований Госплана СССР, Совет по изучению производительных сил в СССР,

Комиссия естественных производственных сил при Академии наук СССР, в рамках

которых были сформированы 100 комплексных экспедиций, охватывающих всю

территорию РСФСР.

В данный период теоретической базой изучения региональных проблем и

территориального планирования служила экономическая география. Её развивали:

Александров И.Г., Баранский Н.Н., Васютин В.Ф., Ковавлевский Н.А., Никитин Л.Н.,

Струмилин С.П. Данилов А.Д., Лаврищев А.И. особо подчеркивали активную роль

именно экономической географии при формировании планов размещения определенных

хозяйственных объектов и отраслей экономики по территории республик СССР.

Второй этап – начало 60-х годов ХХ века характеризовался масштабным

капитальным строительством. В народнохозяйственный оборот вводились промышленные

объекты на вновь осваиваемых территориях. Научным центром территориальной

организации производительных сил страны в тот период стал Совет по изучению

производительных сил, который был включен в состав Госплана СССР. На этот Совет

были возложены функции по руководству подготовкой крупных научно-теоретических

методологических исследований и, в первую очередь, вопросы развития и размещения

промышленных производств, отраслей промышленности по территории страны.

В этот период также был создан специализированный Институт экономики и

организации промышленного производства, который структурно вошел в состав

Сибирского отделения Академии наук СССР. В его рамках стали создаваться Институты

экономики Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Ведущими учеными

данного периода, возглавлявшие названные научные структуры, были: Некрасов, Славин,

Шниллер, Пробст. Они, в том числе, занимались вопросами прогнозирования и

планирования развития отдельных территорий. В данный период впервые стали

применяться экономико-математические методы при проведении экономических

исследований территорий. Данные группы методов применялись учеными: Абашбегяном,

Анбедовым, Гранбергом. Данные исследования были связаны с энергетикой и развитием

энергокомплексов Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии.

Третий этап региональных исследований формируется после распада СССР и

характеризуется адаптацией региональной экономики, её методологической базы к

рыночным отношениям.

В этот период проводится ряд экономических исследований, среди которых особое

значение имели следующие:

1) разработана стратегия территориального развития РФ;

2) сделан комплексный прогноз развития и размещения производительных сил РФ

(1 период – до 2000 года, 2 период – до 2004 года, 3 период – до 2010 года);

3) сформированы комплексные схемы экономического и социального развития и

финансового состояния в межрегиональных экономических ассоциациях,

4) проведены исследования, направленные на формирование механизма

регулирования государственными органами территориального развития;

5) разработаны долгосрочные программы регионального развития, которые имели

общефедеральное значение (по Крайнему Северу, Дальнему Востоку, Курильским

островам).

Вопросы:

• Охарактеризуйте взгляды разных научных школ на понятия предмет и объект

региональной экономики.

• Проанализируйте основные этапы развития региональной экономики как науки в

России и за рубежом.

• Перечислите и охарактеризуйте основные методы (группы методов) региональной

экономики.

• Вспомните этапы региональных экономических исследований в России.

Тестовое задание.

1. Какие из ниже перечисленных проблем изучаются региональной экономикой как

наукой:

а) проблемы функционирования транснациональных корпораций;

б) проблемы развития экономических районов страны;

в) проблемы функционирования территориально-производственных комплексов;

г) проблемы инвестиционного кредитования Всемирного банка;

д) проблемы размещения производств на территории страны.

2. Региональная экономика является____________ уровнем экономики:

а) макроуровнем;

б) мезоуровнем;

в) микроуровнем.

3. Какие методы относятся к социологическим методам исследований предмета

региональной экономики:

а) экспертный опрос;

б) метод таксонирования;

в) анкетирование;

г) стандартизированные интервью;

д) кластерный анализ;

е) контент-анализ интервью и публичных выступлений.

4. Чем характеризуется третий этап региональных экономических исследований в

России:

а) адаптацией региональной экономики к рыночным отношением;

б) вводом промышленных объектов на вновь осваиваемых территориях Восточной

Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии.

г) разработкой и реализацией плана ГОЭРЛО;

д) формированием комплексных долгосрочных программ регионального развития,

имеющих общефедеральное значение.

5. В какой научной школе региональная экономика рассматривается как

экономическая система субъектов Российской Федерации в пределах их

административно-территориальных границ:

1) институциональная экономическая школа;

2) Петербургская экономическая школа;

3) структурно-функциональная экономическая школа;

4) московская экономическая школа.

6. Работа каких исследователей региональной экономики относится ко 2 этапу

развития отечественных региональных экономических исследований:

1) Баранский Н.Н., Васютин В.Ф., Ковалевский Н.А., Никитин Л.Н.;

2) Гайдар Е., Павлов Г., Ясин Е.;

3) Гостеев А, Е.Е. Слуцкий, А.В. Чаянов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.