Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынков




Конкурентная среда и инфраструктура региональных

Тема 5. Социально-экономическое развитие региона.

1.Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков.

2. Анализ социально-экономического развития регионов.

Конкурентная среда – это совокупность рыночных субъектов и факторов, которые

определяют характер взаимоотношений между производителями и потребителями в

регионе.

Среда определяется типом конкуренции, структурой регионального рынка,

развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов

рынка.

В современной России для региональных рынков характерны в основном

регионально-монополистическая и регионально-олигополистическая системы. В

зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных

предприятий конкурентная среда на рынках характеризуется как:

1. Монополия иностранной фирмы.

2. Доминирование иностранных фирм.

3. Конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных

производителей.

4. Конкурирующие иностранные фирмы при отсутствии отечественных

производителей.

Развитие конкурентной среды во многом зависит от институциональной структуры

экономики региона. Она представляет собой совокупность субъектов рынка различных

форм собственности, которые действуют на конкретном региональном рынке. Субъекты

рынка могут быть в государственной или муниципальной собственности, являться

акционерными обществами, частными предприятиями, смешанного типа и иностранными

предприятиями.

Важным показателем степени конкуренции на региональном рынке и показателем

возможности создать конкурентный рынок является наличие либо отсутствие барьеров

входа на рынок.

Барьеры – факторы и обстоятельства, которые препятствуют новым

хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и работать на нем на равных

условиях с уже действующими там субъектами.

Выделяют также и барьеры выхода с региональных рынков – это факторы, которые

затрудняют прекращение деятельности на конкретном рынке без значительных

экономических потерь. В России такие факторы носят в основном объективный характер,

например, ограниченная возможность диверсификации производства предприятия с

использованием оборудования, которое у него есть, невозможность перейти на новые

источники сырья и другие.

Все барьеры делятся на 2 группы:

1.Барьеры экзогенного характера.

2.Барьеры эндогенного характера.

Барьеры экзогенного характера обусловлены особенностями регионального рынка

и включают в себя:

􀂃 ограниченную емкость рынка;

􀂃 неравенство стартовых условий;

􀂃 высокие капитальные затраты;

􀂃 ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым и

удобным источникам сырья;

􀂃 технологическое превосходство действующих субъектов рынка над новыми;

􀂃 административные ограничения (лицензирование, квотирование, условия

регистрации);

􀂃 экономические и организационные ограничения (налоговая политика,

таможенная политика, кредитно-денежная политика, ценовая политика, инвестиционная

политика).

Вышеперечисленные барьеры носят объективно-субъективный характер и во

многом зависят от деятельности административных органов власти и государственных

контролирующих инстанций.

Барьеры эндогенного характера обусловлены деятельностью уже действующих на

рынке предприятий:

􀂃 изменение цен;

􀂃 наличие/отсутствие резервных производственных мощностей;

􀂃 контроль над стратегическими ресурсами.

Эти барьеры объективны и возможность их снижения либо увеличения со стороны

государственных органов крайне мала.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность объектов, которые

обеспечивают материальные, финансовые и информационные связи между субъектами

рынка. Она представляет собой также достаточно сложную информационно-

экономическую систему, в качестве элементов которой выступают:

1.Объекты оптово-розничной торговли, материально технического снабжения.

2.Объекты страхования и кредитования.

3.Объекты информационно-правового обслуживания.

Рыночная инфраструктура является одной из основных подсистем региональной

экономики, которая должна обеспечивать необходимые условия для формирования и

развития нормальных рыночных отношений.

Рыночная инфраструктура может быть классифицирована по нескольким

признакам:

1.Функциональный признак

1.1.Торгово-посредническая инфраструктура.

1.2.Финансово-кредитная инфраструктура.

1.3.Экономико-информационная инфраструктура.

1.4.Экономико-правовая инфраструктура.

1.5.Внешнеэкономическая инфраструктура.

2.Признак - обслуживание рынка

2.1.Общерыночная инфраструктура.

2.2.Инфраструктура, обслуживающая несколько рынков.

2.3.Инфрастуктура, обслуживающая конкретный рынок.

3.Пространственный признак

3.1.Международная инфраструктура.

3.2.Общегосударственная инфраструктура.

3.3.Межрегиональная инфраструктура.

3.4.Региональная инфраструктура.

3.5.Городская, районная инфраструктура.

4.Признак – форма собственности

4.1.Частная.

4.2.Кооперативная.

4.3.Государственная.

4.4.Смешанная.

4.5.Иностранная.

4.6.Собственность некоммерческих организаций.

Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры представляет

собой систему материально-технических объектов, определяющих функционирование

регионального рынка. Данный экономический потенциал включает в себя:

􀂃 складские помещения;

􀂃 торговые площади и оборудование;

􀂃 специальный транспорт;

􀂃 тарно-контейнерное хозяйство;

􀂃 погрузочно-разгрузочные средства;

􀂃 здания и оборудование бирж;

􀂃 телекоммуникационные сети;

􀂃 здания и оборудование таможенных организаций;

􀂃 терминалы портов, аэропортов и т.д.

В зависимости от выполняемых функций выделяют также торгово-посреднические

организации и организации информационной инфраструктуры.

К торгово-посредническим организациям относятся ассоциации оптовой торговли,

оптово-розничные предприятия, региональные предпринимательские центры, биржи,

брокерские конторы, банки, страховые компании.

К организациям информационной инфраструктуры относятся различные

региональные маркетинговые центры, рекламные агентства и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.