85.Принципы управления региональной экономикой: комплексность и гармоничность управления и развития хозяйства, выделение приоритетов и ключевого направления развития региона, сочетание полномочий и ответственности, отраслевого и регионального планирования и управления, рыночных и административных методов в опоре на институты рынка.
При изменении условий общественно-политического порядка происходят изменения и в проводимой региональной политике. Согласно упомянутой Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Минрегионразвития РФ, на современном этапе принципами федеральной региональной политики становятся: • Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития; • Принцип «преференции за реформы»; • Принцип синхронизации действий («принцип синергии»); • Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития; • Принцип субсидиарности. Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития предполагает выбор в регионе локальных «точек роста», «точек» кумулятивного эффекта от вкладываемых финансовых средств направление в них ограниченных бюджетных ресурсов. Таким образом, речь идет о выборе направлений расходования ресурсов при их сравнительно более высокой отдаче, чем от других направлений бюджетирования. в этом принципе заложен известный из рыночной экономики подход к альтернативному использованию ресурсов. Как последовательно проведенный в региональной политике либерализм, этот принцип призван сменить действовавший ранее принцип выравнивания уровней регионального социально-экономического развития, характерный для периода социалистического строительства, когда предполагалось, что все регионы должны развиваться планомерно активно. Соответственно при смене принципов региональная политика предполагает специальную фокусировку (отсюда – «сфокусированного» развития) финансовых, административно-управленческих, человеческих и других видов ресурсов на так называемых «полюсах» роста. Речь идет о таких регионах-«локомотивах», которые свой относительно бурный социально-экономический рост в силу конъюнктурных или каких-либо иных факторов способны последовательно перенести на близлежащие регионы. В основе этого механизма лежит общая модель «центр - периферия» или «центр-полюс – промежуточные слои - окраина», когда имеет место стремление всей окружающей площади стремится реализовывать товары и услуги в центре своей пространственной протяженности, в которой конъюнктуры всегда лучше, чем на окраинах, поэтому и цены в центре всегда выше, чем на периферии. Принцип «преференции за реформы» Настоящий принцип практически является продолжением выше рассмотренного, поскольку именно он и направлен на нейтрализацию заведомо не равных возможностей, закладываемых парадигмой поддержки наиболее развитых регионов. Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В частности должна быть трансформирована финансовая помощь регионам – она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории. В то же время она призвана создавать условия для того, чтобы депрессивные территории ориентировались на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Поэтому предусматривается развитие внебюджетных и инвестиционных инструментов поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная поддержка региональных инициатив. Принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Данный принцип предполагает, во-первых, синхронизацию основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов; во-вторых, согласования федеральных приоритетов в логике кооперации регионов по важнейшим направлениям научно-технического и социального прогресса по регионам; в-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти; в-четвертых, согласованность этапов по всем параллельным разработкам и инвестиционным проектам, чтобы на деле обеспечить синергетический эффект от совместного создания межрегиональной инфраструткуры. Принципдифференцированности государственной политики регионального развития. Предполагается, что интеграция Российской Федерации в глобальную экономику уже в ближайшее время приведет к выделению на ее территории зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей. Принцип субсидиарности предполагает, как уже рассматривалось выше, определенную децентрализацию властных полномочий, передачу права принятия решений на нижележащие уровни административно-территориального устройства страны. Выполнимо это при условии соответствующей передачи властных полномочий на эти уровни. Исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации должны про исходить на уровнях управления, на которых они могут быть исполнены наиболее эффективным образом
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление