Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агломерации и урбанизированные центры как фокусы деловой активности региона




85.Принципы управления региональной экономикой: комплексность и гармоничность управления и развития хозяйства, выделение приоритетов и ключевого направления развития региона, сочетание полномочий и ответственности, отраслевого и регионального планирования и управления, рыночных и административных методов в опоре на институты рынка.

При изменении условий общественно-политического порядка происходят изменения и в проводимой региональной политике. Согласно упомянутой Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Минрегионразвития РФ, на современном этапе принципами федеральной региональной политики становятся:
• Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития;
• Принцип «преференции за реформы»;
• Принцип синхронизации действий («принцип синергии»);
• Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития;
• Принцип субсидиарности.
Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития предполагает выбор в регионе локальных «точек роста», «точек» кумулятивного эффекта от вкладываемых финансовых средств направление в них ограниченных бюджетных ресурсов. Таким образом, речь идет о выборе направлений расходования ресурсов при их сравнительно более высокой отдаче, чем от других направлений бюджетирования. в этом принципе заложен известный из рыночной экономики подход к альтернативному использованию ресурсов. Как последовательно проведенный в региональной политике либерализм, этот принцип призван сменить действовавший ранее принцип выравнивания уровней регионального социально-экономического развития, характерный для периода социалистического строительства, когда предполагалось, что все регионы должны развиваться планомерно активно. Соответственно при смене принципов региональная политика предполагает специальную фокусировку (отсюда – «сфокусированного» развития) финансовых, административно-управленческих, человеческих и других видов ресурсов на так называемых «полюсах» роста. Речь идет о таких регионах-«локомотивах», которые свой относительно бурный социально-экономический рост в силу конъюнктурных или каких-либо иных факторов способны последовательно перенести на близлежащие регионы. В основе этого механизма лежит общая модель «центр - периферия» или «центр-полюс – промежуточные слои - окраина», когда имеет место стремление всей окружающей площади стремится реализовывать товары и услуги в центре своей пространственной протяженности, в которой конъюнктуры всегда лучше, чем на окраинах, поэтому и цены в центре всегда выше, чем на периферии.
Принцип «преференции за реформы» Настоящий принцип практически является продолжением выше рассмотренного, поскольку именно он и направлен на нейтрализацию заведомо не равных возможностей, закладываемых парадигмой поддержки наиболее развитых регионов. Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан.
На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В частности должна быть трансформирована финансовая помощь регионам – она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории. В то же время она призвана создавать условия для того, чтобы депрессивные территории ориентировались на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы.
Поэтому предусматривается развитие внебюджетных и инвестиционных инструментов поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная поддержка региональных инициатив.
Принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Данный принцип предполагает,
во-первых, синхронизацию основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов;
во-вторых, согласования федеральных приоритетов в логике кооперации регионов по важнейшим направлениям научно-технического и социального прогресса по регионам;
в-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти;
в-четвертых, согласованность этапов по всем параллельным разработкам и инвестиционным проектам, чтобы на деле обеспечить синергетический эффект от совместного создания межрегиональной инфраструткуры.
Принципдифференцированности государственной политики регионального развития. Предполагается, что интеграция Российской Федерации в глобальную экономику уже в ближайшее время приведет к выделению на ее территории зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей.
Принцип субсидиарности предполагает, как уже рассматривалось выше, определенную децентрализацию властных полномочий, передачу права принятия решений на нижележащие уровни административно-территориального устройства страны. Выполнимо это при условии соответствующей передачи властных полномочий на эти уровни. Исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации должны про исходить на уровнях управления, на которых они могут быть исполнены наиболее эффективным образом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.