КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизмы воспитания и их реализация педагогом в воспитательной деятельности
Закономерности воспитания. В научно-педагогической литературе закономерности воспитания трактуются неоднозначно. Имеет место некоторая размытость границ между понятиями принципы воспитания, условия воспитания и закономерности воспитания. Нет также единого подхода к механизмам воспитания. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения ряда преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии УдГУ, представлен ниже. 1. Воспитание - процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, - фундаментальный принцип жизни и культуры. 2. Воспитание - преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность - нужда в чем-либо, мотив - внутренняя сила, опредмеченная потребность, побуждающая к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей. Лестница Маслоу: Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а у детей после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности, идущее через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия - совместно-разделенная деятельность педагога и ребенка. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Педагогически целесообразно организованная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности. 3. Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект, диалог. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием). Воспитание происходит в момент, когда воспитывающее воздействие и взаимодействие - внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, рефлексия (когда, например, ребенок решает: «Больше так не буду делать»). 4. Воспитание - прерывно-непрерывная деятельность. Событийность воспитания - это то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно - оно идет на протяжении всей жизни. 5. Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника - значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует «присвоенные» им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу). 6. Воспитание - это трехчастный процесс, включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии. Воспитание - это: 1. Целенаправленный процесс, направленный на развитие личности. 2. Диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности. 3. Введение в культуру, развивающее личность. Знание закономерностей воспитания - необходимая предпосылка успешной деятельности педагога. Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. Далее будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм): 1. Идентификация - отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса: § интериоризация - принятие внутрь себя; § самопроекция - выведение наружу: результат - проекция, внешний образ себя. Этапы идентификации: § идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика); § идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей); § идентификация с социальными ролями. Задачи педагога: § организация воспитывающей среды; § перевод социальной ситуации развития в педагогическую. 2. Драматизация - внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях - отреагирование и переживание.Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально - окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства - переживание своего отношения. Эмоции - это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация - процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа.Условия создания нового образа: § воспитывающая среда; § личность педагога - он проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать; § создание напряженной эмоциональной ситуации; § блокирование, задержка отреагирования педагогом (например, метод отсроченного воздействия у А.С. Макаренко - он дает ребенку время самому разобраться в своем поступке). Приемы инициирования драматизации: § театрализация - ребенок получает роль (создание детского театра); § расширение среды (автостоп, организация экскурсий); § групповая деятельность (общественная деятельность). Позиции педагога - внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия - сопереживание другому. 3. Осознавание - установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово). Например, проведение в детских лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т.ч. поступки детей. Для вербализации необходим диалог. Диалог - это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. «Диалог культур, логик, голосов» (С.Ю. Курганов). Внутренний диалог - рефлексия - анализ и осмысление своих действий. § эмпатическое понимание; § открытость личному опыту; § доверие к возможностям, способностям воспитанника; § искренность в выражении своих чувств. 4. Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха). 5. Вытеснение, изгнание образа - осуществляется на трех уровнях: § недопускание к осознанию, блокировка образа; § осознание и логичное принятие решения о его вытеснении; § аннулирование действия (через изоляцию, либо считаем это неважным для себя). Виды аннулирования: § запрет; § запрет коллектива; § табу; § ритуал; § прощение с последующим забвением. Позиция педагога: сопричастность, обращение к ценностям, психотерапия. Выделяют также следующие механизмы социализации: 1. Самоограничение (если человеку кажется, что его достижения незначительны, самоуважение понижается, он даже прекращает деятельность). 2. Интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).Педагогу следует способствовать разрешению ситуации. 3. Рационализация - изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача вызывают агрессивность, раздражение. § включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех); § совместная рефлексия (поиск истины); § знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности. Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для выстраивания своей осознанной деятельности при организации педагогического процесса. Литература: 1. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: ACADEMIA, 1995. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988. 3. Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности: Тексты. - М., 1982. 4. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.:
ТЕМА 7. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с самого понимания категории «содержание», применительно к сфере воспитания. Если содержание образования - это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы социального опыта, накопленного человечеством», то с переходом к воспитанию теряет ясность даже сама постановка вопроса. Авторы многих учебников педагогики, никак не определяя предмет обсуждения, они сразу же переходят к перечислению функций содержания воспитания и далее сводят его к направлениям коммунистического воспитания. Там же, где о нем говорится, содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами» (И.П. Подласый, 1999, с. 27) или вообще как «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова, 1996, с. 52.). Совершенно очевидно, что такое понимание содержания воспитания сводит его к образованию (обучению), да и то - лишь частично покрывает его, поскольку, согласно классическим представлениям дидактики (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский) в содержании образования выделяются четыре вида опыта: когнитивный (знания), деятельности (умения и навыки), креативный (опыт творческой деятельности) и эмоционально-ценностный (опыт эмоционально-ценностных отношений). Таким образом, воспитание не просто сводится к обучению, но становится лишь его частью. На практике же оказывается, что часть эта - совершенно лишняя. Действительно, зачем заниматься тем, что и без того уже содержится в обучении. А между тем, воспитание имеет свой предмет, следовательно - он реализуется в соответствующем содержании, которое не может быть сведено к содержанию образования. Содержание как философская категория означает определяющую сторону целого, совокупность его частей. Содержание рассматривается в сопоставлении с формой как способом существования и выражения содержания. Содержание воспитания всегда определяется толкованием его сущности, его целью. Если цель воспитания - «всестороннее и гармоническое развитие личности», то и содержанием становятся некие «стороны», обозначенные как «нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание». Подобное толкование содержания воспитательного процесса традиционно для отечественной социально ориентированной педагогики, вполне корректно для гносеологического подхода к теории воспитания. Начертим формальную схему видов воспитания: Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум - этo совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро - медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении. Средство умственного воспитания - обучение. Задачи умственного воспитания: § развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей; § воспитание познавательных интересов, способностей к самостоятельному познанию и совершенствованию; § усвоение определенного объема знаний; § формирование научных мировоззрений. Социальное назначение знаний - благо на пользу обществу. Физическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена — навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни. Отсюда определяем задачи физического воспитания: § укрепление здоровья, правильное физическое развитие; § развитие и совершенствование природных двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам движения; § повышение умственной и физической работоспособности; § формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом; § развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим. Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности. Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Задачи: § формирование нравственного сознания системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей переживаний; § формирование нравственного поведения и его оценивания; когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения личности, они превращаются в личностные качества; § формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности. В основе нравственного воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения. Эстетическое воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Задачи: § формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала; овладение культурным наследием; § формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний; § формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде; включение в эстетическую творческую деятельность. Литература: § Умственное воспитание: 1. Лихаев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., 2001. 2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на-Дону, 2002. 3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972. 4. Бордовская Н.В. Педагогика. - Спб., 2002. 5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. 6. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. 7. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. 8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой § Умственное воспитание: 1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. - М., 1996. 2. Захлебный А.Н. На экологическое тропе. 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. 4. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы. Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5. http://berdiev.temator.ru/cont/2160/1.html § Трудовое воспитание: 1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред. школе, 2 изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с. 2. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2000. - 256 с. 3. Педагогика / Под. ред. Бабанского Ю.К. - М: Просвещение, 1988. - 479 с. 4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 5. Комарова Т.С. 2-7 лет. Трудовое воспитание в детском саду. 6. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. § Семейное или поло-ролевое воспитание: 1. Лисовский З.Т. Любовь и нравственность. 2. Макаренко А.С. Книга для родителей. 3. Столина В.В. Семья в психологической консультации. 4. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. 5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. 6. Семейное воспитание. Хрестоматия. - М.: Изд-во Академия. 7. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное. 8. Лопатина А,, Скребцова М. Беседы и сказки о семье 32 урока. 9. Коляда М.Г. Руководство по выращиванию детей. 10. Чернышева А. Учимся быть родителями: школа для молодых мам и пап. § Нравственное воспитание: 1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. 2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. 3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. 4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М., 2001. 5. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. 6. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание. Школа доброты, сказки о дружбе, мудрости и любви. 7. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. 8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 9. http://www.cdrm.ru/kerigma/vosp-det/potap/stat/pot01.htm § Художественное и эстетическое воспитание: 1. Гурова Р.В. Вопрос - вопросов - кого хотим воспитать. 2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. 3. Петровский А.В. Новое педагогическое мышление. 4. Безруких П.П. Я и другие. Я или правила поведения для всех. 5. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. 6. Дубровская Е.А., Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. 7. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. 8. http://www.bolshe.ru/unit/18/books/2916/s/6 § Физическое воспитание: 1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. 2. Решетнева Г.А., Минка И.Н. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии. 3. Матвеева А.П. Методика физического воспитания в начальной школе. 4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. § Правовое воспитание: 1. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. 2. Сластенин В.А. Педагогика - учеб. пособие. - М., 2001. 3. Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 4. Дик Н. Веселые классные часы в 7-9-х классах. http://www.hro.org/
ТЕМА 8. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |