КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комбинированный урок
Требования к уроку. Современный урок. Формы организации обучения. Классификация уроков.
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по: 1. Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные. 2. Месту учебы - школьные и внешкольные. 3. Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут. История развития школы знает разные формы организации обучения: § индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство); § дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера; § Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших; § Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы); § американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа. Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности: § постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс; § каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом; § учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету; § постоянное чередование уроков; § руководящая роль учителя. Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу). Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это: 1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация. 2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью. 3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход. 4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим. 5. Полоролевое воспитание. 6. Организация групповой деятельности. 7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту. Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку. Дидактические требования к уроку: § четкое определение образовательных целей и задач; § учет принципов обучения; § оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; § опора на достигнутый уровень; § сочетание видов, методов и форм обучения; § сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности; § установление межпредметных связей; § тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока. Воспитательные требования к уроку: § постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала; § формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях; § внимание к личности ученика. Развивающие требования к уроку: § формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся; § занятия на «опережающем» уровне; § проектирование «зоны ближайшего развития»; § прогнозирование «скачков» в развитии; § оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии. Классификация уроков: § по содержанию; § способу проведения; § дидактическим целям. Главные типы уроков: § урок изучения новых знаний; § урок формирования новых умений; § урок обобщения и систематизации; § урок контроля и коррекции; § урок практического применения знаний и умений; § комбинированный урок. Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы. Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа: 1. Диагностика. 2. Прогнозирование. 3. Планирование. Составляется план-конспект урока: 1. Дата проведения и номер по тематическому плану. 2. Название темы и класса, где он проводится. 3. Цели и задачи образования, воспитания и развития. 4. Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап. 5. Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия. 6. Реализация принципов обучения на уроке. 7. Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность. 8. Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество. 9. Учебное оборудование, реквизит. 10. Задание на дом. 11. Результаты урока: достижение целей и задач, выводы. Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу. Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения. Совершенствование урока проходит по следующим направлениям: § целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями; § содержание обучения; § структура; § методы и приемы обучения; § отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика; § работа на результат - педагогические технологии. Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения. Литература: 1. Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998. 2. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998. 3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. 4. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2001. 6. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. 7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. - с. 42-47.
ТЕМА 13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |