Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комбинированный урок




Требования к уроку.

Современный урок.

Формы организации обучения.

Классификация уроков.

 

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

1. Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.

2. Месту учебы - школьные и внешкольные.

3. Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

История развития школы знает разные формы организации обучения:

§ индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);

§ дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;

§ Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;

§ Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);

§ американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:

§ постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;

§ каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

§ учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

§ постоянное чередование уроков;

§ руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).

Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:

1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.

2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.

3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

5. Полоролевое воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.

Дидактические требования к уроку:

§ четкое определение образовательных целей и задач;

§ учет принципов обучения;

§ оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

§ опора на достигнутый уровень;

§ сочетание видов, методов и форм обучения;

§ сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;

§ установление межпредметных связей;

§ тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

§ постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;

§ формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;

§ внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

§ формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;

§ занятия на «опережающем» уровне;

§ проектирование «зоны ближайшего развития»;

§ прогнозирование «скачков» в развитии;

§ оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Классификация уроков:

§ по содержанию;

§ способу проведения;

§ дидактическим целям.

Главные типы уроков:

§ урок изучения новых знаний;

§ урок формирования новых умений;

§ урок обобщения и систематизации;

§ урок контроля и коррекции;

§ урок практического применения знаний и умений;

§ комбинированный урок.

Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.

Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа:

1. Диагностика.

2. Прогнозирование.

3. Планирование.

Составляется план-конспект урока:

1. Дата проведения и номер по тематическому плану.

2. Название темы и класса, где он проводится.

3. Цели и задачи образования, воспитания и развития.

4. Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.

5. Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.

6. Реализация принципов обучения на уроке.

7. Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.

8. Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.

9. Учебное оборудование, реквизит.

10. Задание на дом.

11. Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.

Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу.

Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.

Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:

§ целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;

§ содержание обучения;

§ структура;

§ методы и приемы обучения;

§ отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;

§ работа на результат - педагогические технологии.

Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.

Литература:

1. Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.

2. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.

3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.

4. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2001.

6. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.

7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. - с. 42-47.

 

 

ТЕМА 13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.