Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итак, что означает провести качественное исследование?




Чем заканчивается исследование?

Исследователь ориентирует конечную подачу результатов на определенную аудиторию:

· узкое научное сообщество, хорошо знакомое со спецификой качественных исследований;

· широкую научную общественность, которая заинтересована в результатах, но не готова к пространным цитированиям из текста;

· широкую публику, не понимающую специального научного языка, но являющуюся экспертом в социальной повседневности.

В любом случае объем итогового текста обычно превосходит размеры привычного количественного отчета, так как включает в себя описательный материал и прямое цитирование высказываний людей. Он будет отличаться и по структуре — это скорее размышление с большим количеством ссылок на первичный текст без традиционной структуры отчета, выделяющей вступление, обзор литературы, описание использованных методов, результаты и выводы.

Итоговый текст может иметь самый разный стиль подачи. Мы можем подать его как рассказывание истории; в форме отчета об исследовании, следуя традиционной форме (проблема, вопрос, метод, результаты); можем рассказать о своем опыте проведения исследования или дать слово только информантам, приводя их высказывания почти дословно.

Чаще всего качественные исследования не имеют окончания в традиционном смысле, т. е. не содержат выводов. Они обычно заканчиваются вопросом или же содержат гипотезы. По методической функции их можно назвать стимуляторами дальнейших исследований.

· Чтобы исследование соответствовало основным требованиям качественного подхода, оно должно обладать такими характеристиками, как открытая, гибкая исследовательская стратегия; описание социальной реальности в ее многообразии; использование исследователя в качестве «инструмента познания» реальности; концентрация на субъективном видении участниками своей социальной ситуации.

· Оно должно быть предварительно теоретически ориентировано на определенные концепции и подходы, существующие в рамках субъективной или гуманистической социологии.

· Мы начинаем с общего нерасчлененного видения ситуации, с некоей одной идеи или проблемы, которую нужно понять. Проблемы концептуализации, а иногда и выявления связей, возникают позже, после детального описания исследованной проблемы в целом.

· Детализация предмета рассмотрения осуществляется в процессе сбора информации и в ходе ее анализа. Глубинное видение предмета происходит благодаря многоаспектному и долговременному изучению его в поле.

· Мы анализируем данные, используя разные уровни абстракции. Активная работа над качественными данными означает движение от частного, обыденного уровня к более высокому уровню абстрагирования, следуя спиралевидному принципу движения. Иногда исследование останавливается на описании обобщенных характеристик исследуемого объекта, иногда удается добиться более общей, единой картины одного аспекта реальности в абстракциях высокого уровня.

· Итог исследования, в какой бы форме он ни был представлен, должен создавать у читателя чувство «присутствия», включенности в ситуацию. Литературное выражение «верю!» очень подходит как образ для такой формы подачи данных.

· Описание результатов должно быть ориентированно на раскрытие новых, неожиданных ракурсов рассмотрения проблемы. Общее изложение должно достаточно точно отражать все сложности и противоречия реального бытия изучаемого феномена. Лучшие качественные исследования вызывают у читателя чувство сопричастности и заинтересованности в судьбе изучаемых людей.

Практические задания:

1. Выберите тему собственного качественного исследования. Если тема ваших научных интересов более обширна, чем возможности качественной методологии, попробуйте найти в ней тот аспект, который может быть исследован этими методами. Если же это не удается, можно определить поле своего будущего исследования более традиционно: «Один день жизни моей семьи», «Мое отношение к социологии» или «История моей семьи», «Учебная группа».

2. Определите общую тактику будущего исследования (кейс-стади, история семьи, история жизни и т. д.). На двух страничках опишите: а) проблему или вопрос, который вы хотели бы исследовать; б) основной вопрос исследования; в) данные, которые вы будете собирать и анализировать; г) опишите возможную научную ценность такого исследования; д) ваше отношение к объекту изучения и участникам исследования.

В планируемом исследовании определите возможные теоретические перспективы, вытекающие из вашего исследования. На практике вы можете и не воспользоваться ими, но для тренировки провести такой анализ весьма полезно. Проанализируйте, каким образом выбранный теоретический ракурс будет ориентировать общий ход вашего исследования.

Следуя схеме на с. 132, определите конкретно, как указанные практические принципы будут реализовываться в вашем случае.

Рекомендуемая литература:

О логике качественного исследования: Константинова В. Полевое исследование в качественной парадигме/ В кн: Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. Ярская-Смирнова Е. Эпистемология и метод анализа нарративов/ В кн.: Социокультурный анализ нетипичности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.