Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок разработки, принятия и практической реализации




Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

И субъект управления экономикой

Порядок представления контрольной работы

Контрольная работа представляется в два этапа: а) предоставле­ние в установленные сроки для проверки преподавателю лично или же на кафедру; б) если работа соответствует требованиям, прово­дится собеседование по основным вопросам с учетом замечаний. Работу, не допущенную к собеседованию, следует доработать в со­ответствии с замечаниями преподавателя и вновь представить для проверки.

Положительная оценка по итогам контрольной работы выставля­ется в виде «зачета» в зачетную книжку студента и служит допус­ком к сдаче экзаменационного зачета. Кроме того, качественно вы­полненная контрольная работа может послужить основой для под­готовки доклада (сообщения) и выступления студента на студен­ческой научной конференции.

Варианты контрольных работ по темам учебного курса

Вариант 1. Государство — субъект власти

1. Государство особая форма политической и правовой организа­
ции общества.

В ответе на этот вопрос необходимо объяснить происхождение государства и назвать отличительные черты государственной вла­сти, а также источники, ресурсы и признаки государственной вла­сти. Проведите анализ различных учений и взглядов. Раскройте причины и содержание различных форм власти (правления) и го­сударственного устройства, в том числе в Российской Федерации.

2. Государство как субъект управления экономикой.

Власть реализуется через процессы управления общественными, прежде всего, социально-экономическими отношениями. Исходя из этого следует провести анализ понятия «управление», на его ос-


нове — «государственное управление», отразить специфику после­днего, структурные уровни и системное качество.

Отдельно следует объяснить содержание механизма государ­ственного управления и его составляющих элементов. В заключи­тельной части работы раскройте структуру, функции и классифика­цию государственного управления экономикой.

1. Дайте определение сущности государства:

1) общность людей с единым языком, культурой и территорией проживания

2) общность людей, интегрируемая системой правового и власт­ного принуждения

3) форма политической организации общества на определенной территории.

2. Назовите конституирующие признаки государства:

1) однородный национальный и языковой состав населения

2) наличие определенной территории под единой юрисдикцией

3) особая структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции

4) наличие территориальных границ.

Вариант 2. Формы государственной власти (правления) и государственного устройства

1. Особенности политико-правовой формы власти, ее источники и ресурсы.

Объясните, чем государственная власть отличается от всех иных видов власти. Покажите, как утверждается и реализуется конкрет­ная форма властного правления. Проанализируйте различие госу­дарств по форме политического правления и политического режи­ма. При этом следует остановиться на анализе особенностей орга­низации и осуществления демократической власти и демократичес­кого режима. Что представляет собой так называемое «гражданское общество» и почему оно необходимо, в том числе в современной России.


2. Формы государственного устройства по принципу политико-ад­министративного устройства.

Проанализируйте: принцип унитаризма, его содержание и прак­тику государствоосуществления; принцип федерализма, его содер­жание и особенности осуществления в разных странах (США, Гер­мании, России и др.); принцип конфедерализма, его содержание и особенности осуществления, причины неустойчивости.

Покажите, какая причинно-следственная связь, детерминация существует между формами государственного устройства и систе­мой государственного управления экономикой.

1. Демократия — это:

1) наличие многопартийности

2) власть народа

3) наличие конституции

4) наличие разделения властей.

2. Унитарное государство характеризуется:

1) наличием автономных территориальных единиц

2) административно-территориальным делением

3) разделением власти по субъектам федерации

4) существованием двухпалатного парламента.

Вариант 3. Механизм государственного управления экономикой

1. Государственное управление экономикой как атрибут экономи­ческой системы.

Поскольку управление есть процессовое (функциональное) со­держание организованной экономической системы, постольку сле­дует раскрыть понятия «система», «структура» и «функции», в том числе и применительно к самому государственному управлению. Покажите при этом специфические особенности государственного управления экономикой, структуру органов управления, их управ­ленческие задачи и функции, а также классификацию функций управления экономикой.


2. Механизм государственного управления экономикой, его струк­турные элементы.

Раскройте содержание понятия «механизм» государственного управления экономикой, соотношение с понятиями «система», «структура» государственного управления. Обстоятельно остано­витесь на анализе структурных элементов механизма государ­ственного управления, а именно — методов управления, институ­тов управления, инструментов управления (используйте факты и примеры из современной управленческой практики).

В заключительной части поясните содержание эффективности государственного управления экономикой, необходимости и мето­дов ее измерения, факторов повышения.

1. Укажите базовый уровень государственной власти и управле­
ния:

1) организационно-структурный

2) общественно-политический

3) структурно-функциональный.

2. Институт как элемент механизма государственного управле­
ния — это:

1) научное учреждение, разрабатывающее и определяющее эф­фективные механизмы управления

2) раздел гражданского права

3) единство органов (учреждений) и специального права в дан­ной сфере управления

4) орган управления.

Вариант 4. Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации

1. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Ответ на вопрос следует изложить на основе материалов Консти­туции РФ с учетом поправок (см. новую редакцию этого акта в «Российской газете» от 21 января 2009 г.), конституционных зако­нов, а также учебной и прочей литературы по теории государства и


права, конституционному праву. При этом следует сделать акцент на политическом устройстве (демократической форме власти), пра­вах и свободах граждан, структуре и содержании федеральных кон­ституционных органов власти.

2. Основы государственного устройства Российской Федерации.

В ответе на этот вопрос необходимо раскрыть: содержание и специфику федеративного устройства Российской Федерации (глава 6 Конституции РФ); разграничение и содержание предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ; пути и способы укрепления федеративных начал в 2000-е гг.

1. Для федеративного государства не характерны:

1) однопалатный парламент

2) двухпалатный парламент

3) двухканальная налоговая система.

2. Форма правления в Российской Федерации:

1) президентская республика

2) парламентская республика

3) президентско-парламентская республика

4) авторитарно-демократическая республика.

Вариант 5. Институт Президента Российской Федерации

1. Институт президента государства: происхождение, особенности
статуса в разных странах.

Раскройте историю вопроса (где и когда впервые был учрежден институт президента государства), историческую практику осуще­ствления президентской власти в разных странах. Поясните, како­вы особенности президентского статуса в условиях президентской республики, парламентской республики и президентско-парламент-ской республики.

2. Институт Президента Российской Федерации.

За основу анализа целесообразно взять главу 4 Конституции РФ, используя при этом дополнительные источники.


Раскройте правовой статус Президента РФ, конституционные полномочия, порядок избрания и отрешения от должности, практи­ку руководства и управления страной.

1. Назовите формы государственного устройства по источнику
власти (форме правления):

1) монархия

2) народовластие

3) олигархия

4) автократия.

2. Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека является:

1) Конституционный суд РФ

2) Президент РФ

3) Федеральное Собрание РФ.

Вариант 6. Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции

1. Парламент в правовой системе разделения властей.

Объясните необходимость разделения властей в демократичес­ком государстве, изложите историю возникновения и развития пар­ламентаризма, укажите общие и специфические полномочия и фун­кции ветвей власти в разных странах.

2. Федеральное Собрание РФ, его структура, полномочия. Практи­
ка деятельности.

Анализ целесообразно провести на основе главы 5 Конституции Российской Федерации, используя при этом также дополнитель­ные литературные источники. Покажите порядок формирования и роспуска российского парламента, его двухпалатную структуру (назвать причину этого строения), перечислите полномочия обеих палат. Отдельно проанализируйте порядок принятия различных законов. Укажите, каковы новые поправки, внесенные в Конститу­цию РФ в части правомочий Федерального Собрания РФ. Почему


необходим контроль деятельности Правительства РФ. Объясните учреждение и назначение Счетной палаты РФ, порядок ее взаимо­действия с палатами Федерального Собрания РФ.

1. Положения 1-й главы Конституции РФ «Основы конституци­
онного строя» могут быть изменены:

1) Федеральным законом

2) Федеральным конституционным законом

3) Конституционным собранием

4) Всенародным референдумом.

2. Выборы в Государственную Думу РФ назначаются в соответ­
ствии с:

1) постановлением Федерального Собрания РФ

2) решением Совета Федерации Федерального Собрания РФ

3) Постановлением Правительства РФ

4) Указом Президента РФ.

Вариант 7. Система и пути совершенствования

государственной службы в Российской Федерации

1. Правовые основы системы государственной службы в Российс­кой Федерации.

Сначала следует раскрыть систему государственной службы в России. За основу порядка изложения материала возьмите содер­жание Федерального закона «О системе государственной службы в РФ» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г.

Далее проанализируйте особенности правового статуса, прав и обязанностей государственных служащих в системе гражданской службы. Эти и иные вопросы следует изложить на основе анализа содержания Федерального закона «О государственной гражданс­кой службе в Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г., с изменениями и дополнениями.


2. Необходимость и основные направления совершенствования го­сударственной службы в Российской Федерации.

Покажите существенные недостатки в организации и осуществ­лении государственной службы, в том числе в части проведения кадровой работы. Недостаточная открытость работы государствен­ных служб, зарегламентированность и бюрократизм, недостаточ­ный профессионализм (в том числе из-за плохого подбора и расста­новки кадров, их подготовки), отсутствие правил оценки и возна­граждения управленческой работы существенно снижают эффек­тивность государственного управления в стране.

Особое внимание уделите проблеме беспредельно возросшей коррумпированности в деятельности госслужащих. Укажите, какие меры принимаются в этой связи по инициативе Президента РФ (других инициаторов попросту не было!) Д.А. Медведева.

1. К ведению Государственной Думы не относится:

1) назначение выборов Президента РФ

2) принятие федеральных законов

3) определение статуса и защита государственных границ РФ

4) принятие постановлений по вопросам международной политики.

2. К ведению Президента РФ не относятся:

1) утверждение изменения границ

2) назначение выборов Государственной Думы

3) обеспечение кредитной и денежной политики

4) полномочия Главнокомандующего Вооруженными силами РФ

5) решение вопросов гражданства РФ.

Вариант 8. Система исполнительных органов федеральной власти и управления

1. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти Рос­сийской Федерации.

В ответе на этот вопрос необходимо отразить конституционные полномочия и функции Правительства РФ, его состав, структуру и


порядок взаимодействия с другими высшими органами федераль­ной власти. Далее раскройте новые функции и формы совершен­ствования управленческой деятельности Правительства РФ, вме­ненные ему различными правовыми актами в последние годы, в том числе отчетность перед Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Обратите внимание на деятельность президиума и различных межведомственных комиссий Правительства РФ.

2. Административная реформа: цели, содержание, порядок осуще­ствления.

Ответ на этот вопрос должен быть посвящен анализу структур­ных и функциональных преобразований во всех органах федераль­ной исполнительной власти, начало которым было положено ука­зами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649. При этом следует учесть последующие преобразования в структурах исполнительной федеральной власти на основании ука­за Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 и иных правовых актов. Дать оценку полученным результатам.

1. В результате административной реформы министерства РФ
наделены полномочиями:

1) правового регулирования и выработки государственной поли­тики в установленной сфере

2) правового регулирования, надзора и контроля

3) руководства деятельностью подведомственных федеральных агентств и федеральных служб

4) оказания государственных услуг, реализации правопримени­тельных функций.

2. К полномочиям федерального агентства относятся:

1) правовое регулирование в сфере ответственности

2) осуществление надзора и контроля

3) правоприменительные функции, оказание услуг.


Вариант 9. Система органов государственной власти субъектов РФ, порядок их образования и функционирования

1. Правовой порядок формирования законодательных и исполни­
тельных органов государственной власти субъектов РФ.

Правовой основой рассмотрения этого вопроса являются: Консти­туция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Очень важно при этом показать: особенности и практику об­разования органов власти в разных субъектах РФ; состояние и ук­репление федеративных основ государства с начала 2000-х гг., в том числе в части приведения местного законодательства в соответ­ствие с федеральным законодательством, а также порядка избрания губернаторов, представления ими отчетности о реализации про­граммных задач развития региона и др.

2. Разграничение полномочий и порядок взаимодействия органов
исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

В ответе на этот вопрос необходимо на основе правовых документов раскрыть: установленный порядок разграничения полномочий между указанными органами, гарантии и принципы их функционирования в пределах их полномочий и функций; пути правового и фактического их взаимодействия в ходе совместного управления различными социаль­но-экономическими процессами, в том числе в условиях экономическо­го кризиса. Особенно следует уделить внимание порядку взаимодей­ствия государственных органов и органов местного самоуправления.

1. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся следую­щие вопросы:

1) формирование федеральных органов власти

2) управление федеральной собственностью

3) обеспечение соответствия законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам

4) владение, пользование землей, недрами и другими природны­ми ресурсами.


2. Федеративному устройству РФ не соответствуют правовые нормы (принципы) законодательства субъектов РФ:

1) разделение властей

2) самостоятельное исполнение вмененных полномочий

3) констатация договорного порядка нахождения в составе РФ

4) провозглашение суверенитета республики в составе РФ.

Вариант 10. Особые формы территориального управления

1. Необходимость, статус, управление закрытыми административ­
но-территориальными образованиями (ЗАТО).

Объясните: необходимость формирования ЗАТО, правовой по­рядок образования, особенности их правового статуса, финансиро­вания и управления. На фактическом материале покажите состав и практику деятельности ЗАТО (см. постановление Правительства РФ от 5 июня 2001 г. № 508 и др. документы).

2. Особые экономические зоны (ОЭЗ): правовые основы, структура,
практика учреждения и деятельности.

В начале ответа дайте краткую характеристику мировой практи­ки формирования и функционирования свободных экономических зон. Укажите, каковы причины, цели и задачи их формирования.

Далее на основе содержания Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. раскрой­те правовые основы, структуру и порядок формирования ОЭЗ в со­временных условиях в России. Приведите фактическую информа­цию об образовании ОЭЗ, в том числе на основе новых правовых актов, в морских портах и аэропортах.

3. Наукограды: необходимость, правовой статус, практика деятель­
ности.

Объясните необходимость учреждения наукоградов (на основе указов Президента РФ), их правовой статус, порядок финансиро­вания. Далее на фактическом материале приведите перечень утвер­жденных и функционирующих наукоградов, профиль, проблемы и возможные достижения их практической деятельности.


1. Административно-территориальное устройство в пределах
субъекта РФ устанавливает:

1) Президент РФ

2) Федеральное Собрание (парламент) РФ

3) Законодательное собрание субъекта РФ.

2. Статус закрытых административно-территориальных образо­
ваний (ЗАТО) получили, прежде всего:

1) зоны экологических бедствий

2) города федерального значения

3) города, являющиеся центрами оборонной промышленности.

Вариант 11. Учреждение федеральных округов: состав, задачи, практика деятельности

1. Необходимость и порядок учреждения федеральных округов Рос­
сийской Федерации.

Объясните причины и необходимость образования федеральных округов в Российской Федерации (какова предыстория вопроса, были ли аналоги).

На основании Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 и других правовых актов покажите порядок учреждения в России семи федеральных округов, раскройте их правовой статус, цели и задачи. Дайте краткую характеристику учрежденных федеральных округов, их состава.

2. Управленческие полномочия и практика деятельности полномоч­
ных представителей Президента РФ в федеральном округе.

Раскройте структуру администрации полномочного представите­ля Президента РФ в федеральном округе России, расскажите, каки­ми правомочиями и обязанностями она наделена, каков установ­ленный порядок взаимодействия с администрациями субъектов РФ. На фактическом материале одного федерального округа пока­жите положительные результаты развития региона. Какие пробле­мы решаются не в полной мере?


1. Главы администраций субъектов РФ занимают пост в результате:

1) выборов населением

2) избрания законодательным собранием субъекта РФ

3) назначения Президента РФ или его представителя в федераль­ном округе

4) избрания законодательным собранием субъекта РФ по пред­ставлению Президента РФ.

2. Государство не вправе:

1) осуществлять финансово-материальное обеспечение муници­пальных органов

2) устанавливать правовые основы системы муниципального са­моуправления

3) назначать должностных лиц муниципальных органов

4) принимать акты о перераспределении имущества муниципаль­ной собственности.

Вариант 12. Государственная экономическая политика:

1. Необходимость, сущность и порядок разработки государствен­ной экономической политики.

Экономическая политика — это базовая форма осуществления государственного управления социально-экономическими процес­сами. В данном вопросе следует раскрыть: необходимость (обуслов­ленность), сущность, факторы, виды и порядок выработки государ­ственной экономической политики; ключевые органы, ответствен­ные за разработку экономической политики; значение и содержа­ние ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собра­нию РФ, в которых обнародуется внутренняя и внешняя политика государства на перспективу.

Значение и основное содержание Концепции социально-эконо­мического развития до 2020 г.


2. Основные направления, формы и механизмы практической реа­лизации государственной экономической политики.

Основные направления государственной экономической полити­ки целесообразно проанализировать на основе Послания Президен­та РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. и последу­ющих посланий Президента РФ. Особенно следует обратить вни­мание на принятый курс перевода экономики в инновационное русло развития, на выравнивание уровней социально-экономичес­кого развития регионов страны.

В практике государственного регулирования экономики все большее значение приобретают конкретные формы реализации принятой экономической политики. В связи с этим необходимо обосновать актуальное значение стратегического планирования, принятия и реализации федеральных целевых программ и нацио­нальных проектов, учреждения государственных корпораций, осо­бых экономических зон, инвестиционного фонда РФ и других ме­роприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.