Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крупных производственно-хозяйственных структур под контролем государства




Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

Тесты

1. Государственная политика в РФ обнародуется в правовой форме:

1) Конституционного закона

2) Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ

3) Указа Президента РФ

4) Постановления Правительства РФ.

2. Эффективность экономической политики может возрасти при:

1) дальнейшей децентрализации системы государственного управления и администрирования

2) повышении роли рыночных механизмов

3) укреплении вертикали власти и управления, приоритета силь­ного государства.


Вариант13. Государственная экономическая безопасность как составная часть государственной экономической политики

1. Экономическая безопасность — основа стабильного, бесконф­
ликтного развития страны.

Следует раскрыть сущность понятия «государственная экономи­ческая безопасность», существующую международную практику в этом вопросе, а также остроту проблемы в российских реалиях, ука­зать факторы, которые усугубляют и актуализируют проблему госу­дарственной экономической безопасности в России и во всем мире.

2. Механизмы обеспечения государственной экономической без­
опасности.

Провести анализ понятия «критерии экономической безопаснос­ти», используя конкретные критерии (показатели) и соответствую­щие фактические материалы, например — по уровням и состоянию продовольственной безопасности, инновационным параметрам про­изводственного потенциала, доле машиностроения в промышленной продукции, инфляционным и финансовым показателям.

Конкретные механизмы и регулятивную практику обеспечения государственной экономической безопасности целесообразно про­анализировать по структуре и материалам работы предметных ко­миссий Совета Безопасности РФ.

Следует также раскрыть значение и практику образования госу­дарственных материальных и финансовых резервов, принятия спе­циальных федеральных целевых программ (они отражены в бюд­жетных расходах государства на 2009–2011 гг.) и иных государ­ственных мероприятий.

1. Экономическая безопасность России гарантируется:

1) наличием значительных золото-валютных резервов

2) высокими темпами экономического роста

3) развитием высокотехнологичного производства.

2. Пороговое значение критерия безопасности в России превышает:
1) внешний государственный долг


2) долю машиностроения в промышленном производстве

3) объем ВВП на душу населения

4) уровень инфляции.

Вариант 14. Прогнозирование в системе государственного управления социально-экономическими процессами

1. Значение и содержание прогнозирования в условиях рыночной
экономики.

Укажите, регулируют ли рыночные механизмы экономические процессы в перспективном режиме. Экономике должен задаваться четкий курс перспективного развития. В связи с этим необходимо обосновать обязательность прогнозирования социально-экономи­ческих процессов российской экономики в долгосрочном режиме. Поясните, каково значение и основное прогностическое содержание Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.

2. Сферы, виды и методы прогнозирования социально-экономичес­
ких процессов.

Классифицируйте различные виды прогностической работы.

Раскройте: обязательные сферы социально-экономического прогно­зирования; содержание и применение пассивных и активных, поиско­вых и нормативных прогнозов; основные методы прогнозирования.

Покажите области постоянного и обязательного социально-эко­номического прогнозирования в российской практике на макроэко­номическом уровне.

1. Сущность прогнозирования состоит в следующем определении:

1) гипотетический образ будущего состояния объекта

2) средство выявления последствий принимаемых решений

3) предварительная оценка возможных вариантов решений.

2. Прогнозы бывают:

1) пассивные

2) активные

3) оценочные.


Вариант 15. Планирование в системе государственного управления социально-экономическими процессами

1. Значение и содержание планирования в условиях рыночной эко­
номики.

Обосновать необходимость планирования вопреки громким де­кларациям неолибералов о том, что «рынок все отрегулирует». Освещая содержание планирования, его видов и методов, покажите соотношение этого понятия с понятием «прогнозирование». Резон­но осветить эволюцию научных взглядов и практики управления (планирования) экономикой страны начиная с 1992 г. Принципи­альное различие директивного и индикативного планирования. Применима ли практика планирования в СССР к условиям рыноч­ной экономики? Каковы перспективы плановой работы?

2. Многообразие форм плановой работы и практика их применения
в российской экономике.

Реально в условиях рыночной экономики плановая работа осу­ществляется в многообразных формах. Раскройте вначале теорети­чески все возможные формы плановой работы в условиях рыноч­ной экономики, а затем — основные, наиболее применяемые формы плановой работы в условиях российской действительности (гос­бюджет, госзаказы, федеральные целевые программы, нацпроекты и др.). Используйте фактические материалы о плановой работе и ее результатах, в том числе на региональном уровне.

1. В современных условиях глобализации экономических процес­сов основные пропорции экономики эффективно могут формиро­ваться:

1) на основе мировых рыночных механизмов

2) на основе внутренних рыночных механизмов

3) на основе сочетания мировых и внутренних рыночных меха­низмов

4) на основе плановых установок (программ) государства.


2. Под планомерностью и планомерным развитием следует понимать:

1) сознательно определяемую и поддерживаемую экономическую пропорциональность в соответствии с принятыми целями и задачами

2) рыночным путем устанавливаемую, но сознательно затем кор­ректируемую экономическую пропорциональность

3) изучение и использование усредненных данных планов сред­них и крупных предприятий страны.

Вариант 16. Федеральные целевые программы: порядок формирования и практика реализации

1. Назначение, содержание и типовая структура федеральной
(региональной) целевой программы (ФЦП, РЦП).

Обоснуйте необходимость федеральных целевых программ, пояс­ните, в чем их отличие от других плановых документов. Проанали­зируйте содержание и типовую структуру ФЦП, РЦП, ее особенно­сти и положительные качества.

Укажите реально практикуемые сферы предметного содержания ФЦП.

2. Практика формирования и реализации федеральных целевых
программ в современных условиях.

Покажите порядок формирования и утверждения ФЦП, в том числе порядок их бюджетного финансирования.

На основе анализа федерального бюджета последних лет охарак­теризуйте ФЦП, принятые к бюджетному финансированию (их состав по основным направлениям) и, соответственно, — к практи­ческой реализации. Критически оцените реальную практику фи­нансирования ФЦП, освоения выделенных бюджетных средств, внесения в ФЦП коррективов, полученных результатов (аналити­ческий материал приводится на соответствующих заседаниях Пра­вительства РФ).

1. Ход выполнения ФЦП анализируется, оценивается и принима­ются соответствующие решения:

1) Правительством РФ

2) Минрегионразвития РФ

3) Минэкономразвития РФ


4) специальной комиссией при Правительстве РФ.

2. ФЦП есть форма комплексного планирования развития:

1) национальной экономики в целом

2) народнохозяйственных комплексов и отраслей

3) отдельных регионов.

Вариант 17. Государственная промышленная и структурная политика в современных условиях

1. Постприватизационное состояние промышленности, пути ее эф­
фективного преобразования.

В ответе на этот вопрос следует осветить роль и место промыш­ленности в народном хозяйстве страны, ее депрессивное состояние как в материально-техническом отношении, так и в структурном. Обратите внимание на искусственно проведенное раздробление некогда единых и мощных научно-производственных комплексов, что явно противоречит мировым тенденциям развития организаци­онно-хозяйственных структур и не способствует активизации ин­новационной деятельности.

2. Основные направления промышленной и структурной политики и
практика их осуществления.

Охарактеризуйте основные направления промышленной полити­ки — перевод на инновационный тип развития, внедрение совре­менных наукоемких технологий, обновление всего производствен­ного потенциала, ввиду его высокого износа, на новой технико-тех­нологической основе, осуществление кардинальных структурных сдвигов в промышленности и экономике в целом, преобразование производственно-хозяйственных структур в сторону их укрупне­ния, более тесного кооперирования и др.

Критически проанализируйте реальные преобразования в про­мышленности в последние годы: что сделано, а что осталось в неиз­менном виде.

1. Основная причина отставания национальной экономики в ин­новациях:

1) недостаточное государственное стимулирование и финансиро­вание


2) недостаточная прибыльность инвестиций в инновации при наличии иных сфер

3) постприватизационное состояние предприятий и их структу­ра непредрасположены и невосприимчивы к высокотехнологич­ным продуктам.

2. Особо приоритетными инновационными направлениями в РФ признаются:

1) авиастроение и судостроение

2) биотехнологии

3) станкостроение

4) нанотехнологии.

Вариант 18. Государственная инновационная политика в современных условиях

1. Инвестиционно-инновационная политика государства в совре­
менных условиях.

Проанализируйте сущность понятий «инновации» и «инноваци­онная деятельность». Какие факторы обусловливают потребность ускоренного перевода экономики на инновационный путь развития.

Содержание и направления инновационной политики раскройте на основе программных документов последних лет, в том числе Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г.

2. Роль государства в инновационном переустройстве националь­
ной экономики.

Поскольку частный сектор не предрасположен к инновационно­му типу предпринимательства, постольку следует обосновать необ­ходимость активной регулирующей деятельности государства в инновационном переустройстве экономики.

Такой поворот начал осуществляться и в теории и на практике. В связи с этим проанализируйте на фактическом материале основные мероприятия по реализации принятой инновационной политики: принятие и реализация федеральных целевых программ инноваци­онного назначения; формирование многочисленных вертикально интегрированных государственных холдингов; образование специ-


альных государственных корпораций, особых экономических зон, технопарков, наукоградов, «институтов развития» и др.

1. Венчурные компании и фонды создаются для:

1) более эффективного инвестирования средств в материальное производство

2) инвестирования и реализации рисковых научно-технических проектов

3) получения максимальной нормы прибыли.

2. Основой развития оборонно-промышленного комплекса
(ОПК) является:

1) наращивание экспортного потенциала ОПК

2) существенное увеличение государственного оборонного заказа

3) создание сети специализированных холдинговых компаний.

Вариант 19. Основные формы и методы государственного управления развитием народнохозяйственного комплекса (по выбору)

1. Народнохозяйственные комплексы: состав, структура, необходи­
мость государственного регулирования.

В ответе на этот вопрос следует раскрыть: понятие «материальное производство», его экономическое значение и структурные комп­лексы (типа АПК, ТЭК, ОПК, транспортный комплекс, связь, атом­ный комплекс и т д.); критически оценить состояние и удельное значение в экономике указанных комплексов; выявить общие и особенные проблемы и задачи их развития, подлежащие разреше­нию на общегосударственном уровне.

2. Основные направления, формы и методы государственного регу­
лирования развития народнохозяйственного комплекса.

На примере отдельного хозяйственного комплекса проведите анализ основных форм управления его развитием — прогнозирова­ние и планирование, в том числе стратегическое, принятие и реали-


зация среднесрочных целевых программ, использование форм госу­дарственно-частного партнерства, финансирование проектов за счет бюджетных средств, в том числе через «институты развития». Отдельно следует провести анализ преобразований в организаци­онно-хозяйственных формах предприятий — создание крупных частных и государственных холдинговых компаний, госкорпораций (особенно таких, как «Росатом», «Ростехнологии», «Роснанотех» и др.). При этом нужно показать их значение, потенциал эффектив­ного развития, преимущества над обособленными предприятиями.

1. Укажите, почему в противовес дроблению предприятий при их
приватизации теперь формируются крупные холдинговые компа­
нии:

1) для улучшения подконтрольности и управляемости со сторо­ны государства

2) диктуется условиями международной конкуренции

3) по причине повышения эффективности организационно-хо­зяйственной и управленческой деятельности.

2. Совет директоров ОАО «Газпром» формируется:

1) Правительством РФ

2) акционерами ОАО «Газпром»

3) Президентом России

4) органом, управляющим ТЭК.

Вариант 20. Государственный сектор экономики России: состав, структура, особенности государственного регулирования

1. Необходимость государственного хозяйствования, состав и структура государственного сектора экономики.

Обосновать, почему в условиях господства частного предприни­мательства и рыночных отношений существует объективная необ­ходимость государственного хозяйствования и предприниматель­ства (термины «хозяйствование» и «предпринимательство» нужно различать).


Вопрос о составе и структуре государственного сектора целесооб­разно раскрывать на основе содержания Постановления Прави­тельства РФ от 4 января 1999 г. № 1 «О прогнозе развития государ­ственного сектора РФ», но с дополнением его содержания новыми формами, особенно в виде государственных корпораций.

2. Особенности государственного регулирования государственно­го сектора экономики и его структурных звеньев.

В начале ответа на этот вопрос необходимо объяснить общие особенности государственного регулирования данного сектора экономики сравнительно с иными секторами. Затем следует пока­зать особенности регулирования применительно к каждой конк­ретной форме предприятия в государственном секторе — государ­ственных предприятий на праве хозяйственного ведения (ФГУПы, ГУПы), казенных предприятий (на праве оперативного управле­ния), государственных холдинговых компаний, государственных корпораций. При этом нужно показать не только особенности организационно-правовой формы предприятий, но и особенности их управляемого, программируемого хозяйственного функциони­рования.

1. Предприятия государственного сектора могут функциониро­
вать:

1) только в предпринимательской форме

2) всегда независимо от доходности

3) в смешанном режиме.

2. Организационно-правовая форма предприятия определяется
по главному критерию:

1) форме собственности

2) субъектной структуре присвоения средств и продуктов произ­водства

3) структуре управления

4) форме организации производственной деятельности.


Вариант 21. Назначение и практика формирования

1. Необходимость, назначение и порядок формирования крупных
хозяйственных структур под контролем государства.

Требуется аргументированно доказать, почему вместо так назы­ваемой конкурентной среды из множества обособленных мелких и средних предприятий в мировой, а теперь и в российской практике формируются гигантские структуры из сотен предприятий. Пока­жите, как это соотносится с рыночной экономикой.

Объясните понятие «холдинговая компания» — частная и госу­дарственная. Укажите, в каких отраслях и в каком порядке они со­здаются особенно активно в последние годы. Аналогичным образом раскройте необходимость, назначение и порядок учреждения госу­дарственных корпораций.

2. Анализ практики формирования и хозяйственного функциониро­
вания интегрированных производственных структур.

Необходимо показать особенности хозяйствования «естествен­ных монополий» (холдинговых компаний) и формируемых хол­динговых компаний в машиностроительной сфере, в оборонно-про­мышленном комплексе. Можно провести анализ на конкретном примере создания и функционирования холдинговой компании типа «объединенная авиастроительная компания», «объединенная судостроительная компания» и, соответственно, государственной корпорации типа «Росатом», Ростехнологии», «Роснанотех» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.