Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая экспертиза




ОВОС

Минприроды выдает лицензии на комплексное природопользование, обращение с отходами и т п., Л. по долгосрочному использованию объектов животного мира, на экспорт биоресурсов, на работу с недрами.

Лицензирование

Административные методы управления

В силу традиций наиболее хорошо развитыми и сравнительно давно используемыми инструментами управления ОС и природопользованием России являются именно административные рычаги. Сейчас они приобретают новое содержание как за счет развития законодательной базы экологии и включения элементов экономических механизмов управления и рыночных инструментов.

Такими рычагами являются лицензирование, экологический аудит, экологическая сертификация, экологическая экспертиза и ОВОС.

 

Лицензирование природопользования и природоохранной деятельности представляет собой систему экологического обоснования, административно-правового и одновременно экономического гос регулирования, а так же экологического контроля производства и сферы услуг, реализуемую через выдачу специальных разрешительных документов – лицензий. Как правило, сопровождаемых заключением соответствующих договоров.

Лицензия (Л) определяется как разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенной деятельности владельцами лицензий, которыми могут быть российские иностранные граждане и лица, международные организации.

Выдача лицензий осуществляется за плату. Размер сбора за выдачу лицензий определяется исходя из расходов на экспертизу заявок, организационных и других расходов и утверждается органами исполнительной власти или ее субъектов.

Действие лицензий может быть прекращено органами, ее выдавшем.

На законодательном уровне российский механизм лицензирования в целом пока не отлажен, хотя в законе об ООС имеется соответствующая норма. При выдаче лицензий руководствуются постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Росгидромет выдает Л на осуществление гидрометеорологической экспертизы проектов на строительство и освоение территорий, на гидромет работ в области мониторинга загрязнения ОС.

Минздрав России (совместно с вошедшим в его состав Госкомсанэпиднадзором) проводит Л оказывающих влияние на ОС и здоровье человека производств, сертификации, хранения и т п. лекарств и изделий медицинского назначения.

Фед. Агентство по земельным ресурсам осуществляет Л по различным видам деятельности, связанным с использованием земельных ресурсов (строительство, изыскания и т.п.).

Все эти лицензии относятся к категории частных, то есть касающихся отдельных видов деятельности в области ООС и здоровья населения. Существуют еще комплексные Л.

Согласно Закону об ООС это разрешение в области ООПС, содержащие указание видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности на использование ПР, а так же экологического требования, при которых допускается их использование и указания о последствиях не соблюдения этих требований. Это Л на право пользование одновременно несколькими ПР; на право комплексного воздействия (выбросы, сбросы, отходы); на комплексное природопользование (оба предыдущих типа).

Лицензия сочетает элементы разрешительной системы и элементы экономического механизма управления.

В настоящее время лицензию выполняют триединую задачу: служат формой учета пользователей ПР, формой контроля за потреблением ресурсов и формой реализации функции распоряжения ПР.

Существенная особенность любой экологической лицензии – это ее оформление после проведения экологической экспертизы.

Лицензия на комплексное природопользование обычно включает:

· перечень использования ПР, лимиты и норматива их расхода и изъятия;

· нормативы платы за охрану и воспроизводство ПР;

· перечень, норматива и лимиты выбросов (сбросов) и на размещение отходов;

· нормативы платы за выбросы, сбросы, размещение отходов;

· другие экологические требования и ограничения

· сроки действия установленных экологических ограничений

· нормы экологической ответственности.

Лицензия служит условием для заключения договора на природопользование.

Договор на комплексное природопользование – это документ, закрепляющий право субъектов хозяйственной деятельности заниматься ею в определенных границах и на определенных условиях.

Договор заключается между исполнительным органом власти и субъектов предпринимательства деятельности. В договоре оговариваются условия природопользования, ограничения, сроки, платежи, обязанности предпринимателя.

Исполнительный орган власти организует проведение экспертизы, обеспечивает рассмотрение на конкурсной основе поданных заявок и выдач предприятию лицензий на использование ПР.

 

 

Для того, чтобы оценить достаточность и обеспеченность проектов природоохранными мероприятиями, необходимо разработать экологическое обоснование проектов. Оно проводится ведомствами или заинтересованными организациями на этапе прединвестиционной разработки документации. На этом этапе создается общая концепция, программа или схема отраслевого или территориально развития с учетом комплексного использования и охраны природных ресурсов. Экологическое обоснование проектов излагается в разделе ОВОС «Оценка воздействия на окружающую среду».

Таким образом – ОВОС – процедура экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии региона, страны и т.п.

При проведении ОВОС необходимо руководствоваться следующими принципами:

- интеграции (комплексности) – рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство, население не должно проводиться изолированно на всех стадиях процесса подготовки документов;

- альтернативности – оценка не может проводиться лишь по одному варианту проекта;

- превентивности (упреждения) – не один из этапов разработки проекта не может завершиться без подготовки ОВОС;

- приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий реализации проектов;

- достоверности – степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью воздействия для природы, населения, хозяйства;

- сохранения – пранируемая деятельность не должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территории и акватории, а также к ухудшению жизненных свойств природных комплексов в сфере влияния проекта;

- совместимости – планируемая деятельность не должна иметь последствиями ухудшение качества жизни групп населения и наносить некомпексируемый ущерб другим видам деятельности;

- гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине и виду анализа в зависимости от характера планируемой деятельности.

ОВОС проводится с момента начала подготовки документации и распространяется на все виды деятельности, последствия которой влияют на ОС.

Материалы ОВОС должны включать определенный перечень данных, выводов прогнозов, достаточных для обоснования проводимой оценки. В них входят:

1. общие сведения – о заказчике, объекте, характеристике типа обосновывающий документации (декларация намерениях, обоснование инвестиций, ТЭО, рабочий проект) пояснительная записка по обоснованию документации;

2. характеристика намечаемой хозяйственной деятельности (цель, характер, сроки) и обоснование место размещения с описанием возможных альтернатив, включая ”нулевой” вариант;

3. природная и экологическая характеристика территории;

4. анализ и оценка состояния компонентов ОС, которые могут быть затронуты в ходе реализации проекта;

5. описание местонахождения и состояния существующих источников загрязнения, оценка их влияния на биоценозы, а так же изменения фоновых характеристик, вызванные их воздействием (для сценариев: строительств, эксплуатация, аварийная ситуация);

6. характеристика социальной среды и состояние инфраструктуры, деятельности населения, связи, демографии, здоровья;

7. характеристика проектируемого предприятия;

8. анализ и оценка потенциальной опасности всех видов воздействия намечаемой деятельности, а так же негативные последствия, связанные с изъятием из ОС ресурсов (по характеру, интенсивности, уровню, охвату и т.п.);

9. обоснование лимитирующих экологических факторов устойчивости, “слабого звена” экосистемы как основы для разработки ПДЭН и ПДВВ;

10. оценка вероятности возникновения экологических рисков;

11. характеристика выявленных неопределенностей в оценке воздействия намечаемой деятельности на ОС;

12. обоснование допустимых нагрузок на ОС и правил природопользования, исходя из намечаемой деятельности;

13. комплекс природоохранных мероприятий;

14. обоснование комплексного ущерба от реализации намечаемой деятельности, включая расчет плат за загрязнение и размещение отходов;

15. кратное содержание программ экологического мониторинга и после проектного анализа;

16. материалы общественных слушаний;

17. резюме нетехнического характера, доступное для понимания неспециалиста.

Установлены различные категории объектов в зависимости от последствий их воздействия на ОС:

- категория «А», когда объекты могут иметь значимые экологические последствия для ОС;

- категория «Б» - объекты намечаемой деятельности, реализация которых не может иметь значимых экологических последствий для ОС;

- категория «В» - объекты намечаемой деятельности, реализация которых не может иметь значимых экологических последствий, но вызывает или может вызвать повышенный интерес, обеспокоенность общественности и (или) населения.

Значимость возможных последствий для ОС оценивают по следующим критериям:

- масштаб воздействия;

- соответствие требованиям законодательства в области ООС;

- возможность возникновения необходимых последствий для экологии и здоровья населения;

- возможность возникновения аварийных ситуаций, угрожающих значимыми последствиями для ОС и здоровья человека;

Возможность негативного воздействия на уникальные территории (ООПТ), а также на виды флоры и фауны, занесенные в Красную Книгу РФ или региона.

Социальную значимость возможных экологических последствий оценивают по следующим критериям:

- возможность нарушения законных интересов и прав граждан;

- наличие острых конфликтов с населением;

- возможность нарушения привычного жизненного уклада (вопреки желанию населения);

- изменение традиционного образа жизни коренных и малочисленных народов;

- наличие общественных предпочтений;

- заинтересованность (обеспокоенность) со стороны экологических и других общественных организаций.

 

ОВОС проводится в четко установленной последовательности процедур. Этот процесс состоят из следующих стадий:

- выдача разрешений на эколгопользование (в той или иной форме), начиная с ранних стадий деятельности с последующим контролем и наблюдением за реализацией разрешенных действий;

- рассмотрение компетентными органами ОВОС, реализация и санкционирование и разрешение разногласий.

В свою очередь каждая стадия этого процесса включает ряд действий, которые должны осуществляться в определенной последовательности. Так, в процессе подготовки документов имеют место следующие этапы:

- предварительная оценка воздействия, уведомление и составление технического задания на проведение ОВОС, отнесение объекта к одной из категорий проведения оценки воздействия;

- длительная оценка воздействия (для выбора варианта) путем проведения исследований и подготовки предварительного варианта материалов по ОВОС, проведение общественных слушаний предварительных материалов оценки воздействия;

- подготовка окончательных материалов оценки воздействия с учетом замечаний, поступивших при обсуждении предварительного варианта и протоколов общественных слушаний.

После подготовки ОВОС проводится государственная экологическая экспертиза как обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решений в сфере экологопользования.

Международной конвенцией определен перечень видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме: нефтеочистительные заводы, установки газификации и сжигания угля и т.п., ТЭС, АЭС, мощностью более 300 МВт; Установки для получения и регенерации ядерного топлива, переработки радиоактивных отходов; установки для доменного и мартеновского производства, предприятия цветной металлургии; установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста; химические комбинаты; строительство автомагистралей, скоростных и транспортных дорог, аэропортов; нефте- и газопроводы труб большого диаметра; торговые центры; установки для удаления отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсичных и опасных отходов; крупные плотины и водохранилища; водозаборы подземных вод; производство целлюлозы и бумаги; добыча углеводородов на континентальном шельфе; крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов; вырубка леса на больших площадях.

 

 

Экологическая экспертиза - предупредительная мера, позволяющая предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Суть ее предупредительного назначения выражается в том, что она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям ООПС, рационального пользования природными ресурсами, а также требованиям экологической безопасности общества.

Объектами экологической экспертизы могут быть:

- проекты правовых актов, нормативно-технических и методических документов;

- проекты комплексных и целевых программ, планов и схем развития территорий и отраслей экономики, расселения и природопользования;

- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции и ликвидации хозяйственных объектов;

- проекты международных договоров;

- материалы обоснования договоров об использовании природных ресурсов и лицензий на деятельность, влияющих на окружающую среду;

- проекты документации на новую технику, материалы, вещества, услуги и т.п.;

- материалы обоснования создания ООПТ, установления зон экологических бедствий и чрезвычайных экологических ситуаций;

- иные виды документации о деятельности, способной оказывать вредное воздействие на ОС.

Предварительная проверка может принять форму экологической экспертизы, если она выполнялась специальной комиссией, назначаемой уполномоченным на то органом.

ФЗ РФ «О государственной экологической экспертизе» (1995) выделяет два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза назначается Минприроды. Ее выводы имеют силу надведомственного документа, обязательного к исполнению.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключение имеет форму рекомендаций, но при выполнении определенных процедур может приобрести статус государственной.

Также могут проводиться ведомственная и научная экологические экспертизы. Первая проводится по приказу соответствующего ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри этой ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы. Научная экспертиза проводится по инициативе научных учреждений и ВУЗов. Ее заключение носит информационный характер.

Экологическая экспертиза включает в себя сбор информации,ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.

Государственная экологическая экспертиза должна строиться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности.

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, обязательность проведения ее в тех программах, проектах, которые способны оказать негативное влияние на ОС или здоровье человека (это значит, что финансирование и осуществление работ по данным проектам или программам может быть разрешено только после положительного заключения государственной экспертизы); во-вторых, обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экологической экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что выводы экологической экспертизы должны быть обоснованными и научно аргументированными, базироваться на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни ОС.

Независимость и вневедомственность экологической экспертизы призваны обеспечить свободу заключения эколого-экспертной комиссии по результатам работы. Экологическая экспертиза должна отстаивать принципы охраны ОПС, а не интересы отдельного ведомства и группы людей.

Широкая гласность о существовании опасного объекта, назначение по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов охраны ОПС.

Для проведения экологической экспертизы используют ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (2002), «О государственной экологической экспертизе» (1995), дополнения к ним, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств.

Имеется список экологически опасных видов хозяйственной деятельности, требующих особого внимания, проведения специальных исследований. В их числе: атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых, транспорт нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы, бумаги и картона, производство, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива, транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов, животноводческие фабрики, склады пестицидов и т.д.

 

Экологический аудит (ЭА) (лучше читать у Перхуткиной)

Экологическое аудирование – предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных или инициативных), проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия, выполнения им требований экологического законодательства, реализации им планов природы охранной деятельности, обеспечения экобезопасности, имеющих своим результатом:

1) заключение аудитора о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности о платежах за природопользование и загрязнение ОПС;

2) о показателях экономической эффективности природоохранной деятельности;

3) о соответствии нормативов природоохранной деятельности;

4) о соответствии нормативов природоохранной деятельности предприятия его экопаспорту (или декларации безопасности промышленного объекта).

При этом необходимо документирование аудиторских проверок на основе правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При проведении аудита необходимо:

- выявить общие проблемы природопользования и ООС, возникающие в данной отрасли хозяйства;

- оценить репутацию потенциального клиента этих вопросах;

- определить, насколько значительна природоохранная составляющая деятельности клиента в масштабах всей его деятельности и насколько может быть существенным воздействие природоохраны на финансовое положение клиента;

- оценить риски, связанные с осуществлением или неосуществлением организаций природоохранных мероприятий и экономии ресурсов.

Можно выделить две основные цели проведения экоаудита: предоставление соответствующей информации об экономической деятельности фирмы и ее соответствие установленным стандартам для всех заинтересованных внешних пользователей; в ходе аудиторской проверки могут быть выработаны полезные рекомендации в отношении дальнейшего улучшения организации экоменеджмента и экоконтроллинга.

Ввиду большой области анализа могут быть развиты различные виды аудита, например:

- системный аудит – исследование организации конструкции предприятия и процессов на предприятии в отношении их структурной и функциональной дееспособности;

- аудит процессов – проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ОС;

- контрольный аудит – например, проверка выполнения законодательных предписаний;

- аудит влияния производственного процесса на здоровье человека – исследование условий работы персонала на предприятиях с точки зрения степени вредности производства, температуры в помещениях и т.п.;

- аудит продукции – с позиции концепции экологически жизненного цикла продукции проверка отдельных производственных линий (количество и качество задействованных в них ресурсов, упаковки, процесс размещения отходов);

- аудит качества продуктов – анализ сосредоточен на соответствии действующей на предприятии системы контроля качества заявленным целям; маркировки продукта – его соответствия действительным экологическим качествам;

- аудит выбросов.

При определении перечня объектов экоаудирования необходимо руководствоваться прежде всего постановлением Пр-ва РФ от17.12.94 №1355 (с последующим изменениями), а также перечнями объектов, подлежащих эк. экспертизе. ЭА может проводиться на уровнях:

-государственных структур

-транснациональных корпораций

-отрасли

Для ЭА необходимы сбор, анализ и документирование сверх обычного большого количества конкретной информации о природоохранной и природопользовательной деятельности предприятий; жестко регламентированные процедуры и стандарты осуществления программ аудиторских проверок отсутствует.

Программа ЭА для конкретного предприятия отражается в специальном документе, структура которого включает:

-введение (краткий обзор практики ЭА, обоснование необходимости разработки данной программы);

-цели программы аудита (краткое изложение эк политики предприятия; письмо руководства, выражающее поддержку программе ЭА; основные цели создания программы и ожидаемые результаты)

-распределение функций и обязанностей (ответственные за реализацию программы и основных ее целей; роль природоохранных и юридических подразделений предприятия; роль подразделений, отвечающих за технику безопасности и др.)

-масштабы программы (вид ЭА и масштабы решаемых им задач)

-объекты ЭА и требования к ним (перечень конкретных проблем: выбросы, сбросы, отходы, шум и т п; требованием из законодательства и нормат документов)

-процедура аудирования (описание этапов) и юридические аспекты

-график аудирования

-подбор команды аудиторов (подбор-листов, схема контакта с аудитором);

-структура отчета и порядок его распространения

-управление программой аудирования (границы изменений, взаимосвязь с высшим управленческим звеном, планы действий и др.);

-приложения (листы – протоколы, макеты предварительного вопросника, методики оценок и прогнозов).

Несмотря на большое разнообразие видов Э аудита основные этапы программ:

· этап предварительных работ

· этап непосредственного аудирования

· постаудит (обработка данных, отчет, прогноз, графики реализаций мероприятий)

В практике ЭА используются следующие методы анализа:

-анкетирование

-материальных балансов и технических расчетов (сырье, вода, загрязняющие вещества)

-картографические методы

-аудиторские ситуационные карты (с указанием источников загрязнения, образования отходов)

- методы с использованием фотосъемки и видеосъемки (часто дополняют картографические)

Перспективными направлениями ЭА являются следующие:

1. ЭА как элемент экологического страхования

2. ЭА и приватизация предприятия

3. полный ЭА (эколого-экономическая экспертиза)

4. ЭА при подготовке соглашений о разделе продукции.

5. ЭА в системе экологической сертификации (предусмотрен как ее основной элемент)

Нормативная и методологическая база экоаудирования находится на стадии формирования.

Аудиторская деятельность лицензируется. За нарушения установленного порядка аудиторской деятельностью предусмотрена уголовная и гражданско-правовая ответственность аудитора. За причинение вреда вследствие составления аудиторского заключения, содержащего вывод о результатах аудита.

За рубежом экоаудит как отдельный элемент управления получил развитие в начале 70-х годов (США). В экоаудите участвуют многие международные организации. В МБРР создано специальное подразделение по оценке объектов на стадии эксплуатации. Оперативной директивой Всемирного банка предусмотрена экологическая оценка финансируемого проекта. В отдельный вид аудирования выделилась экологическая оценка при приобретении или передачи недвижимого имущества, которая проводится практически при всех сделках.

Наряду с традиционными видами эк. аудита широкое развитие получил специализированный эк. аудит (по проблеме отходов, по оценке безопасности производимого продукта, но вопросам профессиональных заболеваний, по загрязнениям конкретных природных сред, по промышленной гигиене и др.).

 

 

Экологическая сертификация (ЭС) / есть в другом файле почетче/

ЭС – управленческая мера по обеспечению качества экологических товаров и работ (услуг) экологического характера.

Сертификация регламентируется документами нормативно- технического характера.

В рамках Международной организации по стандартизации (ISO) существует комитет по оценке соответствия (КАСКО). Его программа ориентирована на методологическое обеспечение создаваемых систем сертификации. Совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) опубликована серия руководящих документов, устанавливающих общие термины, правила для некоторых систем сертификации.

Основные термины.

Сертификация – методическая и практическая деятельность специально уполномоченного органа власти, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение действующих квалификационных требований к персоналу, процессам, процедурам или изделием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.