Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Показатели результативности социальной политики:




Вопрос 2.

Показатели результативности социальной политики:

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей.

Количественные показатели уровня жизни - это потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами.

Структура потребления, что кушаете подсолнечное или оливковое масло.

Продолжительность рабочего и свободного времени, его структура.

Величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др.

К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по уровню доходов и показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (напр., калорийность и биологическая ценность рациона питания).

Стандарт уровня жизни - это потребительская корзина, включающая набор благ и услуг удовлетворяющих определенный уровень потребления. Минимальная потребительская корзина обеспечивает минимальный уровень потребления. Рациональная потребительская корзина отражает наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.

Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая черта бедности. От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

Показатели качества жизни - это условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состояние экологии, здоровья, физическое развитие граждан и многое другое.

Результативность социальной политики зависит от состояния экономики в стране, политической ситуации, природно-климатических условий, географического положения, сложившихся традиций и культуры.

В соответствии со ст. 25 "Декларации прав человека" современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, жильем, необходимым для поддержания здоровья медицинским обслуживанием, собственного благосостояния и благосостояния семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, старости и т. д. Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также предприятиями или предпринимателями и непосредственно наемными работниками через свои профсоюзные организации.

В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7, 5 %. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. Пособие по безработице предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во - первых, от длительности периода безработицы, во - вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70 % средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются. Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3 - х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед потерей работы.

Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства поступают от государства. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т. д. В время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое.

Одним из элементов социальной защиты населения в условиях рыночной экономики является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др. Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50 % размера средней заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 4.5 дол. в час. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.

Важным элементом программы социальной защиты населения является регулирование заработной платы независимо от сферы деятельности и профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе. Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странах Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого существует значительно большая гарантия занятости, более высокие социальные выплаты и т.д. Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных договоров и тарифных соглашений. В них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства. Это выступает гарантом его выполнения. В настоящий момент регулирование отношений работник – работодатель осуществляется при помощи контрактов, трудовых соглашений, что даёт широкое поле для произвола администрации в условиях самоустранения профсоюзов от защиты прав трудящихся.

Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо и исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом с начала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений за изменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле и сфере услуг по фиксированному набору потребительских товаров и услуг (исключая, разумеется, то, что в потреблении необязательно), обычно называемому “потребительской корзиной ".

Политические и социально- экономические преобразования последнего десятилетия XX века, наряду с активизацией социальных явлений, корнями уходящих в предшествующие годы (инвалидность, алкоголизм, наркомания, депопуляция, травматизм и др.), породили принципиально новые для России процессы: бедность, безработицу, детскую беспризорность, вынужденную миграцию. Стало необходимостью активно развивать сеть новых органов, учреждений и предприятий, выполняющих функции социальной защиты населения. Как следствие, значительно возросли расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов (пенсионного, занятости, социального и обязательного медицинского страхования).

В результате объемы и темпы роста социальных обязательств государства стали заметно опережать его финансовые возможности.

В настоящее время системе социальной защиты населения России присущи следующие основные черты:

Множественность, несистемность и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы социальной защиты населения, их несоответствие тенденциям развития отечественной и международной практики.

Дефицит ресурсов в бюджетах всех уровней для финансирования мероприятий по социальной защите.

Организация социальной защиты населения преимущественно на началах социального обеспечения.

Неразвитость систем социального страхования и социальной самозащиты граждан.

Множественность видов и форм социальных пособий, а также категорий их получателей.

Преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий.

Согласно оценкам Международной Организации Труда (МОТ), в России эффективность программ с оциальной помощи, рассчитанная, как удельный вес средств, поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных социальных трансфертах составляет 19 % (в большинстве развитых стран - 30-40 %). При этом надо учитывать, что доля населения за чертой бедности у нас значительно выше.

 

 

Оплата труда в организациях социальной сферы (надбавки, доплаты, премии и другие поощрительные выплаты), ценовые стратегии и методы ценообразования на услуги организаций социальной сферы, предпринимательство, менеджмент и маркетинг, финансовый механизм. Анализируются особенности государственного, коммерческого и неприбыльного секторов социальной сферы, исследуются новые формы финансирования и стимулирования труда работников.

 

Принципы осуществления управления социальной сферой

 

Во - первых, значимостью для общества, для каждого гражданина социальной сферы. Имеются в виду вопросы образования, труда, заработка, питания, здравоохранения и др.

Во - вторых, социальная сфера подвергается постоянному изменению, на ней сказываются политические и экономические проблемы. При сокращении экономических ресурсов, падении темпов экономического развития “автоматически” снижаются социальные показатели, причем их снижение более интенсивно, чем самой экономики. Наука должна фиксировать состояние социальной сферы, обращать на социальную динамику внимание государственной власти и общественности.

В - третьих, наука должна исследовать сам механизм формирования социальной политики, выявлять тенденции и противоречия в действии этого механизма. В данном случае важно исследовать процесс разработки и принятия законов, правительственных программ и решений, выявить силы, которые влияют на формирование официальной политики государства в социальной сфере.

 

В.Н. Шаповлов. Предпосылки формирования региональной системы управления социальной сферой

 

 

Управление социальной сферой, и по действующему законодательству, и по складывающейся практике, во все большей степени становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. Не затрагивая анализ причин, вызывающих такое распределение функций, в целом можно говорить об указанной тенденции как преобладающей в большинстве развитых государств с федеративным устройством.

Возрастание объемов работ и сложности задач управления социальной сферой региона порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона.

На сегодняшний день выполнение функций социального регулирования на уровне краев и областей осуществляется в основном территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

И хотя по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации эти отраслевые территориальные управления выполняют решения региональных органов власти и управления, налицо определенная коллизия, возникающая в случае, когда интересы субъектов Федерации вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.

Наличие такой схемы управления социальной сферой несомненно связано с исторической традицией построения всей системы государственного управления, присущей унитарному государству. И в этом отношении существующая система управления социальной сферой мало чем отличается от той, которая существовала ранее.

В современных условиях, когда ответственность региональных органов власти за решение проблем социального свойства неизмеримо возросла, а необходимое для этого ресурсное обеспечение минимально, неизбежно возникает вопрос о разработке индивидуальной для каждого региона долгосрочной программы развития социальной сферы, максимально учитывающей своеобразие социально-экономических условий, складывающихся на данной территории, и позволяющей наиболее эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал региона. Об актуальности подобной постановки вопроса говорит хотя бы тот факт, что главным источником финансирования развития социальной сферы все чаще становятся местные бюджеты и средства предприятий и населения.

В силу того, что территориальные управления федеральных министерств планируют свою деятельность на основе унифицированных в рамках своих отраслей норм и процедур, разработка оригинальных региональных программ, нацеленных на наиболее полный учет специфических особенностей данной территории силами самих управлений крайне затруднительна, если вообще возможна. Поэтому постановка стратегических целей и формирование долгосрочных региональных социальных программ должна осуществляться, прежде всего, силами органов власти и управления самого региона. При этом региональные цели и программы должны согласовываться с перспективными задачами общефедерального значения.
Реализация самостоятельной стратегии развития социальной сферы региона предполагает наличие не только долгосрочных программ этого развития, но и целостной региональной системы управления социальной сферой, действующей достаточно автономно на основе собственного цикла управления.
Возможно, данная постановка вопроса выглядит сегодня достаточно смелой, но общая логика перехода от унитарного государственного устройства к федеральным формам взаимоотношений различных уровней государственного управления, заложенным в Конституции нашей страны, и фактически наблюдаемое на практике перераспределение функций между уровнями управления дает основание для более детального обсуждения проблемы формирования самостоятельной системы управления социальной сферой региона

 

 

Таблица 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.