Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Реализация социальной политики государства




1. Принципы осуществления управления социальной сферой

2. Показатели уровня и качества жизни

3. Содержание политики социального государства

4. Социальные приоритеты, политика в области занятости и регулирование рынка труда

5. Развитие системы социальных служб. Управление образованием культурой и здравоохранением.

 

Вопросы для закрепления материала

5. Что является главным в социальном управлении?

6. Какие инструменты использует государство, проводя объективно обусловленную социальную политику?

7. Что относится к числу социальных гарантий?

8. Что включает в себя прожиточный минимум, и что представляет собой потребительская корзина?

9. Как проводится социальная политика?

10. Что является основным инструментом региональной социальной политики?

11. Какова важнейшая цель регулирования трудовых отношений?

12. Государственная служба занятости и ее функции.

13. Кто входит в состав Генерального соглашения?

14. Какими могут быть учреждения социального обслуживания?

15. Как осуществляется управление культурой?

16. Что входит в систему здравоохранения?

17. Государственный контроль за качеством услуг здравоохранения, образования.

18. Роль местных органов управления в развитии культуры, здравоохранения, образования.

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Управление социальной сферой (под ред. В.Э. Гордина). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 289 с.

2. Елисеев Е.А. Демонополизация и развитие жилищного сектора//Елисеев Е.А. Система управления социальной сферой города (Вопросы теории и практики). Челябинск. – С. 60 - 61.

3. Елисеев Е.А. Инвестирование жилищного строительства как пример эффективного использования основного системного регулятора развития социальной сферы//Елисеев Е.А. Система управления социальной сферой города (Вопросы теории и практики). – Челябинск. – С. 79 – 87

4. Управление социальной сферой: Учеб. для вузов по специальности "Менеджмент" и "Менеджмент в социал. сфере"/ Санкт- Петербург. гос. ун-т экономики и финансов; А.А. Бабаджанов, Н.К. Ваганова, В.И. Виленчик и др.; Под ред. В.Э. Гордина. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та экономики и финансов, 1998. - 288c.

5. Социальная политика в России: Сб. док. /Авт. предисл.: Е.Ш. Гонтмахер, Е.А. Иванова. - М.: Республика, 1992. - 286, [1]с.

6. Пастернак Н.Н. Социальная политика государства. //Актуальные проблемы переходной экономики: Сб. науч.тр. - Челябинск: ЮУрГУ, 1999. - С. 132-139.

7. Сонина В.А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы/ Рос. АН, Ин-т пробл. рынка. - М.: Наука, 1994. - 102с.

8. Григорьева О.Ю. и др. Социальная политика и предприятие: Опыт стран - членов СЭВ/АН СССР, Ин-т экономики мировой соц. системы; Отв. ред. Л.С. Дегтярь. - М.: Наука, 1988. - 124,[1]с.

9. Социальные ресурсы и социальная политика/С.С. Шаталин, Ю.А. Левада, Е.В. Устюжанина; Отв. ред.: С.С. Шаталин, В.Г. Гребенников; АН СССР, Отд-ние экономики, Науч. совет по комплекс. пробл. социал. и культ. развития. - М.: Наука, 1990. - 271с.

10. Активная социальная политика: поиски, находки, решения/Е.М. Каневский, А.А. Козловская, А.А. Лихтиншайн и др; Введ. Л.И. Абалкина. - М.: Мысль, 1986. - 156с.

11. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: Сб. ст. /Моск. Центр Карнеги; Под ред. А. Ослунда, М. Дмитриева. - М., 1996. - 168с.

12. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы/ АН СССР, Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1990. - (Юридические науки). - 158с.

13. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики/ М-во экономики Рос. Федерации, Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - М.: Гелиос АРВ, 1999. - 316,[1]с.

14. Пикулькин А.В. Система государственного управления /Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой – М., ЮНИТИ, 1997, стр. 269-303

15. Исаев М.В. Система государственного управления / Челябинск, ЧелГУ, 2000 г. С. 173 – 187

16. Аверин А.И. Социальная политика государства. – М., 1995;

17. Бурджапов Ф.Э. Современная социальная политика – М., 1996;

18. Социальные реформы в России: теория и практика. – М., 1995;

19. Социальная политика в современной России. – М., 1993;

20. Социально-политическое положение России, – М. 1996;

21. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. – М. 1995;

22. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. М. 1989;

23. Берзилов С.И. Социальная сфера и самоуправление. – Саратов 1989;

24. Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. – М. 1987;

25. Шмель С.А. Социальная сфера общества и личность. – M. 1988;

26. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. – М. 1988 и др.

27. 3айнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальнойработы. – М., 1994.

 

 

Общепризнанная в мире возрастающая роль человеческого фактора в развитии экономики определяет и роль государственного управления в сфере труда и занятости. Эти вопросы в условиях социально-экономического кризиса, охватившего Россию в 90-е гг. XX в., приобретают особо важное значение. Конституция РФ безусловного права на труд не провозглашает, но подчеркивает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискредитации; устанавливает введение федеральным законом минимального размера оплаты труда, ниже которого оплата запрещена; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; признает право работающих на забастовку.

Целями государственного регулирования трудовых отношений являются содействие трудоустройству безработных и их материальная поддержка, повышение квалификации трудового потенциала страны и согласование решений в области развития экономики с основными мерами по регулированию рынка труда и социальной поддержки безработных. Исходя из принципов социального партнерства эти вопросы решаются на федеральном уровне. В роли основных субъектов принятия решений выступают Правительство РФ, Министерство труда и социального развития РФ и Всероссийский совет независимых профсоюзов с их отраслевыми и региональными службами и подразделениями, а также другие заинтересованные органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации и объединения. Общее управление в области труда и занятости возложено на Министерство труда и социального развития РФ, которое вместе с подведомственными ему организациями, учреждениями и соответствующими органами субъектов федерации образует единую государственную систему управления социально-трудовыми отношениями и разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальных вопросов в Российской Федерации.

В качестве методологической основы государственного управления в сфере труда и занятости, ориентированной на социально-экономическое развитие, может быть представлена трудовая теория экономического роста, построенная на следующих принципиальных положениях.

1. Экономический рост рассматривается как цель и критерий создания материальной основы процветания социально-экономического общества. Исходя из этого, трудовая теория экономического роста определяет его главным источником всемерное развитие производства материальных и интеллектуальных продуктов на основе максимального использования человеческого капитала трудоспособной части общества и создания условий для эффективного, приносящего доход труда.

2. Проблемы экономического роста должны быть предметом изучения и практических решений не только на макроуровне, но и на уровне предприятий и фирм, муниципальных органов власти в предвидении у достижения согласованных решений хозяйствующих субъектов всех уровней - товаро-производственного, предпринимательского и институционального - на основе разграничения, преемственной связи и интеграции их функций. Несмотря на различие функционального назначения и роли указанных субъектов, объединяющим моментом является то, что все они заняты тем или другим видом интеллектуальной трудовой деятельности.

3. Приобщение субъектов микроэкономики к решению проблем экономического роста обусловлено их влиянием на формирование соответствующих макроэкономических показателей. В частности, уровень инфляции, безработицы, дефицит бюджета, государственные расходы в немалой степени зависят от экономического поведения предприятий и фирм. Трудовая теория экономического роста ориентирована на системное рассмотрение их деятельности на принципах делового партнерства в целях сбалансирования интересов всех уровней хозяйствования, включая государственный аппарат.

4. Экономический рост обусловлен увеличением объема производственных мощностей и эффективностью их использования. Как известно, производственная мощность связана с наличными возможностями вещественных условий производства, в первую очередь тех, которые зависят от орудий труда, при ведущей роли труда работников, непосредственно использующих их. Поэтому трудовая теория экономического роста не только рассматривает проблему увеличения объема производственных мощностей в условиях полной занятости (что носит в известной мере абстрактный характер), но и ориентирована на обеспечение соизмеримости имеющихся мощностей (прежде всего технологического оборудования) с трудоемкостью производимой на них продукции. На этом принципе, как показала практика, может успешно решаться задача поиска поставщиков и потребителей, размещения заказов на производство продукции при максимальном согласовании интересов субъектов спроса и предложения.

5. Трудовая теория экономического роста выдвигает на первый план его интеллектуальное обеспечение на основе системного решения проблем технологии, организации и стимулирования трудовой деятельности в рамках предприятия, фирмы, отрасли, региона, имея в виду переход к высокой технологии, прогрессивным формам организации эффективного груда, поощрение творческой активности всех участников совместного труда по обеспечению конкурентоспособности продукции, проведение инвестиционной политики, ориентированной на оптимальное сочетание экономических и социальных критериев, а также на повышение доходности интеллектуального труда и цены интеллектуального товара в сопоставлении с материальным.

Правовой основой государственного управления в сфере труда и занятости являются соответствующие федеральные законы. Так, российское законодательство о труде закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, устанавливает государственные гарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений. В частности, предусмотрены: участие Правительства РФ вместе с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей в качестве сторон генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений; участие работников в управлении организацией и в ее прибыли; основные государственные гарантии по оплате труда работников; нормирование труда и обеспечение нормальных условий работы, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства.

В условиях рыночной экономики, а также в силу социальной важности трудовые отношения нуждаются в квалифицированном государственном регулировании и обеспечении социального партнерства со стороны государства на принципах равноправия сторон, взаимной заинтересованности и ответственности за выполнение принятых решений. Механизмом такого регулирования, устанавливающим основные принципы и условия проведения согласованной социально-экономической политики, стали двух- и трехсторонние комиссии по разрешению трудовых споров. Интересы трудящихся представляют общероссийские профсоюзы и другие уполномоченные работниками общероссийские представительные органы; предпринимателей представляет совет объединений работодателей, координирующий действия предпринимателей в сфере социально-трудовых отношений; государство представлено органами исполнительной власти и Федеральным Собранием РФ. Каждая сторона разрабатывает комплексные меры, необходимые для реализации принятых на себя обязательств, контролируемые секретариатом Российской трехсторонней комиссии.

При формировании и регулировании социально-трудовых отношений существенное влияние оказывают меры институционального воздействия, направленные на социальное развитие, социальное обслуживание и социальную защиту работающих, широкое применение принципов социального партнерства путем разработки и введения в действие соответствующих законодательных актов. Основной задачей регулирования социально-трудовых отношений является согласование интересов участвующих в них субъектов, прежде всего собственников средств производства и рабочей силы. В случае несовпадения интересов или нарушения обязательств сторон возникают трудовые конфликты все чаше перерастающие в социально-трудовые конфликты, разрешение которых требует разработки соответствующей технологии, основанной на использовании специальной отрасли социальной науки - теории конфликтологии.

Преодоление пороков, присущих распределительным принципам хозяйствования при решении экономических и социальных задач (как-то: концентрация прав принятия оперативных распределительных решений в одних руках, необоснованный рост управленческого аппарата, коррупция и бюрократизм должностных лиц, пренебрежение интересами работников и потребителей), зависит от степени развития демократических принципов во всей системе общественных, прежде всего социально-трудовых, отношений. Для предотвращения возможности волевых и бесконтрольных решений и действий должностных лиц, нарушающих общепризнанные нормы социальной справедливости - свободу выбора профессии и предоставления возможности получения соответствующего образования, обеспечения занятости с приемлемыми условиями труда, заработной платы и социального обслуживания, необходимо широко использовать зарекомендовавшие себя в практике методы демократизации социально-трудовых отношений, включая переход от бюрократических (многозвенных) структур управления к демократическим (без промежуточных звеньев, посредников), совмещение работающими их основных функций с управленческими и обслуживающими функциями, демократизацию процессов обсуждения и принятия решений о деятельности предприятия, обеспечение прямой заинтересованности работающих в результатах деятельности предприятия путем их участия в прибылях.

В процессе реализации социального партнерства в отечественной практике сложилось определенное разделение функций между государством, предприятиями (работодателями) и профсоюзами, которое не всегда строго соблюдается. Результативность трехстороннего диалога возможна при четком разделении функций и ответственности партнеров. Так, в функции государства входит создание законодательных актов, предусматривающих соблюдение минимальных норм и гарантий оплаты и условий труда, занятости, Социальной защиты. Функции предпринимателей (работодателей) заключаются в создании благоприятных условий труда работников, расширении занятости и обеспечении ее продуктивности, увеличении доли оплаты труда в себестоимости продукции (услуг) при соблюдении установленных норм и гарантий. В функции профсоюзов входит защита экономических и социальных интересов трудящихся во всем их комплексе.

В России с 1992 г. введена практика ежегодного заключения генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между федеральным правительством, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими, представительными органами и общероссийскими объединениями работодателей. Такое соглашение призвано ограничивать уровень безработицы в Российской Федерации. Для обеспечения реализации Генерального соглашения Правительство РФ разрабатывает план мероприятий, обязательный к исполнению всеми федеральными органами власти. Контроль за выполнением плана мероприятий Правительства РФ возложен на Министерство труда и социального развития РФ, которое ежеквартально информирует Российскую трехстороннюю комиссию о ходе его выполнения. В отдельных отраслях заключаются отраслевые соглашения, для чего формируются отраслевые комиссии в составе соответствующих представителей профсоюзов и их объединений, с одной стороны, и представителей объединения работодателей - с другой, на принципах паритетного и полномочного представительства. На отраслевом уровне признано целесообразным заключать трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения между общероссийскими отраслевыми профсоюзами, иными уполномоченными работниками, общероссийскими органами представительной власти, работодателями (объединениями работодателей), которым делегированы права на ведение переговоров и заключение отраслевых (тарифных) соглашений Министерством труда и социального развития РФ. Отраслевые соглашения регулируют вопросы социальных гарантий, занятости, условий труда, направления социально-экономического развития и заработной платы. На уровне субъекта федерации действуют региональные соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения и контролируемые соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. На уровне административно-территориального образования условия труда, социальные льготы и гарантии, связанные с его территориальными особенностями, регулируются территориальными соглашениями, заключаемыми с участием соответствующего органа местного самоуправления. Нa. уровне предприятий, в учреждениях и организациях - коллективными договорами. При этом уровень минимальных гарантий последовательно повышается: от исходного, наиболее низкого - в генеральном соглашении, несколько более высокого - в отраслевых тарифных соглашениях, еще более высокого - в территориальных соглашениях и до максимального - в коллективных договорах предприятий.

Велико влияние государства на отношения в области оплаты труда между отраслями и категориями работников с помощью тарифной системы, трансфертов и других рычагов.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным Собранием РФ с целью защиты работников с низкой квалификацией и обеспечения минимального прожиточного минимума. Однако минимальный уровень заработной платы фактически упал ниже стоимости минимальной потребительской корзины, учитывающей лишь самые основные потребности человека, и даже ниже уровня бедности, определяемого физиологическим минимумом потребления. Так, на январь 1995 г. минимальная заработная плата обеспечивала лишь 12% физиологического минимума и перестала быть фактором социальной защиты населения, утратив функцию обеспечения минимального прожиточного минимума.

В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о труде создана Федеральная инспекция при Министерстве труда и социального развития РФ, образующая совместно с отраслевыми и государственными инспекциями труда субъектов РФ, районов и городов единую систему контроля и надзора за выполнением трудового законодательства всеми предприятиями всех форм собственности. Подразделения трудовой инспекции контролируют соблюдение законодательства о социальном страховании, об охране труда, о занятости, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о коллективных договорах и соглашениях. На эти подразделения возложена защита работников от незаконных действий со стороны работодателей и должностных лиц, в том числе приостановление работы подразделений при выявленных нарушениях и наложение на виновных штрафов.

Проблемы труда неотделимы от проблем занятости. Эта связь выражается в том, что занятость есть форма реализации совокупной способности людей к трудовой деятельности. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов. Федеральным законом “О занятости населения” установлено исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо оговоренных законодательством. В то же время установлена ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд.

Большую значимость имеет Федеральная служба занятости России, комитеты и центры занятости субъектов РФ, центры занятости районов и городов, не являющиеся структурными подразделениями исполнительных органов власти на местах. Они призваны осуществлять государственную политику занятости населения и смягчать проблемы безработицы. Особое внимание государственные органы должны уделять поддержке людей с ограниченной трудоспособностью, инвалидов, длительно безработных, женщин, молодежи, лиц, освобожденных из мест заключения, и других менее защищенных и более всего нуждающихся в этом групп населения. Для повышения занятости этих социальных групп применяется стимулирование работодателей за счет средств фонда занятости населения и квотирования для них рабочих мест. С этой целью государственные органы организуют общественные работы и предоставляют налоговые льготы предприятиям, содействующим их осуществлению.

Для оказания помощи гражданам по содействию занятости создан Государственный фонд занятости населения РФ, формируемый за счет обязательных страховых взносов работодателей, заработков работающих, ассигнований из федерального и других бюджетов, размеры которых утверждаются федеральным законодательством. Государство регулирует также трудоустройство граждан России за рубежом путем лицензирования. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица. Следовательно, занятость и безработица - взаимообусловленные социально-экономические категории.

Исходной базой анализа и регулирования рынков труда является оценка фактического уровня безработицы в зависимости от отнесения его к одной из трех зон. Первая зона - от 1,0 до 2,0% — естественный уровень безработицы. Принадлежность к этой зоне характеризует нормальное состояние рынкатруда с учетом экономической, социальной и демографической структуры региона, а также проводимой политики в отношении стабилизации и текучести персонала предприятий. Вторая зона - свыше 2,0 до 10% - допустимый уровень безработицы, характеризующийся наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены рабочей силы по мере увеличения разрыва между предложением рабочей силы и платежеспособным спросом на нее, но в пределах сохранения стабильности общей экономической ситуации путем институционального регулирования. Третья зона - свыше 10% - социально опасный уровень безработицы, который приобретает характер неуправляемой гиперинфляции рабочей силы, ее обесценения, обвальной безработицы.

Значительные различия в уровне и условиях социально-экономического развития регионов России вызывают необходимость дифференцированного подхода к установлению допустимого уровня безработицы в зависимости от таких факторов, как: удельный вес населения в трудоспособном возрасте (чем он больше, тем труднее найти работу); занятость трудоспособного населения в сельском хозяйстве (чем она выше, тем больше вероятность безработицы из-за сезонности работы); доля трудоспособного населения, занятого в домашнем хозяйстве (чем она выше, тем меньше безработица); уровень производительности труда, определяемый отношением ВВП к численности занятых (при его повышении и неизменном объеме производства численность занятых сокращается); уровень дохода на душу населения (чем он выше, в частности, чем выше уровень социальной помощи безработным, тем может быть выше и безработица); уровень располагаемых средств фонда занятости (чем он выше, тем безработица ниже).

Система анализа и регулирования рынков труда имеет целью улучшение занятости работников на предприятиях для обеспечения эффективного использования трудового потенциала и предотвращения безработицы сверх допустимого уровня в целом по региону. При разработке и осуществлении соответствующих мероприятий предприятия нуждаются в организационной и экономической поддержке со стороны местных и региональных органов власти по двум взаимосвязанным направлениям: первое - содействие в поиске заказчиков - потребителей производимой продукции и поставщиков материалов, а также в предоставлении налоговых льгот и кредитов в целях развития производства; второе - помощь в укомплектовании недостающими работниками и в трудоустройстве высвобождаемых. Тем самым обеспечивается взаимодействие систем анализа и регулирования региональных рынков труда с системами управления персоналом на предприятиях при осуществлении функций определения структуры персонала и потребности в работниках, подбора и укомплектования личного состава работников, организации служб управления персоналом на предприятиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.